Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Дмитрий Скворцов. Обстоятельства, отягчающие приговор Варфоломею

Признание т.н. «Святейшей церкви Украины» («СЦУ») стамбульским Экуменическим патриархатом (ЭП) требует безотлагательного вынесения анафемы Варфоломею и его епископату на ближайшем архиерейском соборе РПЦ.

Но лукавые греки отвечают: какие же «СЦУ» еретики, если Экуменический патриарх Варфоломей сначала признал их каноническими, а потом уж служил с ними. «Значит, не с самозванцами молился». Хорошо, вынесем за скобки эту манипуляцию (ведь само признание «СЦУ» Варфоломеем попрало целый ряд канонов, и мы это также уже разобрали). Но не преступали ли Правила Святых апостолов фанарские «законники» в отношениях с украинскими самосвятами до 2018 г.? Когда раскольниками признавал их сам Варфоломей.

С корабля на бал сатаны

В мае 1992 г. новоназначенный Госдепом Варфоломей принял главу т.н. «Украинской автокефальной православной церкви» («УАПЦ») с его «епископами».

 И тем сразу попал под статью об анафеме, согласно 2-му правилу Антиохийского собора:

«Да не будет позволено иметь общение с отлученными и принимать в одной церкви тех, которых не принимают в собрании другой церкви. Если же кто-либо из епископов, или пресвитеров, или кто-либо из клира будет в общении с отлученными, то да будет и сам вне общения как нарушающий церковное правило».

Начало же общения Варфоломея с изверженным в том же месяце архиерейским собором УПЦ (МП) Михаилом Антоновичем Денисенко (тогда ещё – до полного отлучения от Церкви в 1997 г. — сохранявшим право на монашеское имя Филарет) аккурат подпадает под 37-е правило Лаодикийского собора

«Не должно принимать праздничные дары, посылаемые от иудеев или еретиков».

Ведь отправившись после создания «Украинской православной церкви – Киевского патриархата» («УПЦ-КП») за благословением в Стамбул, Филарет прихватил с собой в качестве подношения бесценную панагию XII в. (подаренную, кстати, киевской кафедре тогда ещё Царьградом). Благословения только стамбульский патриарх новому «киевскому митрополиту» тогда не дал ещё (не начинать же работу в новой должности с межцерковного скандала), но отдарок принял.

Как бы там ни было, но радость общения состоялось, за что Варфоломей, не успев как следует усесться на турецкоподданном престоле, сразу попал под отлучение и согласно 4 пр. Антиохийского собора:

«Всех состоящих в общении [с изверженными] следует отлучать от Церкви, особенно если они, зная решение, вынесенное против вышеуказанных лиц, дерзнут иметь с ними общение».

Неудовлетворённый итогами визита в Стамбул, старый политикан Филарет принялся сколачивать из болгарского, македонского ичерногорского расколов некий «интернационал», «параллельный» Вселенскому православию. Это не могло не внести напряжённость в отношениях между Архондонисом (фамилия Варфоломея) и Денисенкой. Поэтому, Стамбул переключился на признание «УАПЦ». В 1995 г. ЭП сгрёб в свою юрисдикцию диаспорные ошмётки этой антиканонической структуры. И тем, по большому счёту, ещё тогда поставил под вопрос собственную каноничность. Ведь приняв без покаяния весь этот сброд «в сущем сане», не придал им свойство Церкви, а потерял собственную каноничность.

Самоубийства ЭП, впрочем, предпочли «не заметить в Москве в ответ на заверения Варфоломея, что американскими приходами «украинских автокефалов» всё и закончится. «В 1995 году в юрисдикцию Константинополя были приняты украинские раскольнические общины в США и странах диаспоры, – напоминал в 2018 г. синод РПЦ Стамбулу. – В том же году Патриарх Константинопольский Варфоломей письменно дал обещание Патриарху Алексию, что принятые общины не будут “сотрудничать или иметь общение с иными украинскими раскольническими группировками”. Заверения в том, что представители украинского епископата Константинопольского Патриархата не будут вступать в контакт и сослужить с раскольниками, не были выполнены». Более того, в 2000 г. Фанар установил контроль и над украинской частью «автокефалов»: «Всеукраинский собор УАПЦ», в котором принял участие американский «митрополит» ЭП Баган, избрал последнего духовным опекуном «УАПЦ». Что, разумеется, предполагало молитвенное общение.

В том же году «архиепископ УПЦ ЭП в США Майданский» принимал участие в похоронах «патриарха УАПЦ» Яремы и совершал о нем заупокойную молитву. Потом, правда, просил прощения у митрополита Львовского Августина. Случилось это после того, как последний – председатель Синодальной богословской комиссии УПЦ (МП) – «поставил на вид Константинопольскому архиерею его неканоническое поведение». Да и сам Варфоломей заверял патриарха Московского Алексия II, что всячески выговаривал своему американскому «архиепископу». Но, как мы увидим, на самом деле не пресекал его молитвенное общение с украинскими раскольниками.

Скажи мне, кто твой брат…

К этому времени Архондонис с Денисенкой «разрулили ситуацию». Первый пообещал второму, что начнёт процесс признания «УПЦ-КП», второй же отдал бразды тёрок с черногорскими и македонскими самозванцами.

И вот в июне 2001 г. в резиденции Экуменического патриарха состоялась встреча «Смешанной комиссии для изучения путей достижения единства Православной церкви в Украине», состоящей из представителей «УПЦ КП» и «УАПЦ», а также «митрополита УПЦ ЭП в США» Багана (того самого, которого за «канонические нарушения» в это же самое время якобы строго отчитывал Варфоломей). «Участников встречи принял Экуменический патриарх Варфоломей, а ее результатом стало подписание договоренностей («Συμφωνητικών») о будущем объединении УПЦ КП и УАПЦ в одну церковную структуру», – открылось на «научно»-практической конференции «Константинопольский Патриархат в истории Украины» только в 2016 г.

Впрочем, и в нулевых уже один из виднейших идеологов Экуменического патриархата митр. Пергамский Зизулис заявлял, что «УПЦ-КП и УАПЦ – наши киевские братья». Когда же представители РПЦ выразили недоумение таким «братством» с разрушителями Церкви, на Фанаре не придумали лучшее «оправдание» попрания тысячелетних канонов Церкви, как «мы же не можем им отказать если они к нам обращаются, они к нам едут – мы их должны принимать». Представляете! «Должны» даже! Потому как, видите ли, «едут»… А вот правила Святых апостолов чтить как раз не должны. Потому что… «эти каноны и апостольские правила устарели, что их никто не соблюдает». Так, в конце концов, отмахнулся фанарский митрополит Мелитон, когда митрополит Одесским Агафангел заставил признать его, что «представители Константинопольского Патриархата приветствовали раскольников лобзанием, как православных епископов».

Но если «каноны устарели», то какие вообще могут быть претензии к «Экуменическому патриархату» в связи с принятием под свой омофор украинских автофекалов в 1990 г. (в Канаде), 1995 г. (в США) и 2018 г. («СЦУ» на Украине, по уставу подчиняющаяся Стамбулу). «УАПЦ», ведь, когда образовывала в 1921 г. своё «священноначалие» не епископским рукоположением, а возложением друг на друга рук членов подконтрольной НКВД Всеукраинской церковной рады, то тоже объявляла, что «подавляющее большинство канонов является продуктом мировоззрения VIII-IX веков, и поэтому они не могут удовлетворить XX век».

Очевидно, одного этого достаточно, чтобы констатировать самоотлучение Экуменического патриархата от Церкви. Вот и в прошлогоднем заявлении Священного синода РПЦ от 15 октября 2018 г. говорилось: «Принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой Поместной Церкви лица со всеми рукоположенными ими «епископами» и «клириками», посягательство на чужие канонические уделы…— все это выводит Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля». Но сказав, наконец, в 2018 г. «Азъ», мы так и не поставили «Херъ».

Поэтому пойдём дальше в рассмотрении эпизодов, которые, будем надеяться, послужат, всё же, отягощающими обстоятельствами в вынесении окончательного вердикта на предстоящем архиерейском соборе РПЦ.

«Молитвы» нечестивых

В июне 2006 г. на «литургии» под руководством «архиепископа Львовского УАПЦ Макария Малетича» (будущего предстоятеля данной конторы) Майданский молился уже вместе с будущим экзархом ЭП на Украине «епископом Иларионом Рудником». Архиепископ Львовский и Галицкий Августин (тот самый, пред которым в 2000 году Майданский лицемерно каялся) рассказывал, как был «смущен и поражен» тем, что гости из ЭП нашли нужным хотя бы уведомить его как канонического архиерея Львовской епархии о своем приезде, а вместо этого «посетили раскольников, молились на их службе»: «Это – небратское поведение. Более того, это явное нарушение священных канонов православной церкви».

Владыка Августин, несомненно, прежде всего, имел в виду 45 апостольское правило:

«Епископ, пресвитер, или диакон, только молившийся с еретиками, да будет отлучен. Если же позволит им действовать как-либо, как служителям Церкви, то да будет извержен».

Об отлучении за молитвенное общение с изверженными и отлученными говорят также правила 10 и 11 святых Апостолов, а также 32-е и 33-е правила Лаодикийского собора.

В том же 2006 году те же почётные гости из ЭП присутствовали на «соборах» «УПЦ-КП» и «УАПЦ». На что обращал внимание руководитель ОВЦС УПЦ (МП) митрополит Митрофан: «Поездки представителей Константинопольского патриархата на Украину совершаются за спиной Предстоятеля канонической Украинской Православной Церкви… Константинополю нужно действовать открыто… Его политика должна быть прозрачной, а позиция – известна верующему народу». Чтобы верующему народу стало известно, добавим, и то, как «безнадёжно устарела в XX веке» и заповедь трехтысячелетней давности «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» из первой же строки» Псалтири.

И всё же, благодаря протестам Московской патриархии и Киевской митрополии, контакты ЭП с украинскими самочинными сборищами в первой половине нулевых «подморозились». Варфоломей, казалось, переключился на общение с «епископатом» т.н. Македонского раскола и с основателем т.н. «Российской истинно-православной церкви». Поэтому старый интриган Денисенко вновь приступил к изысканию рычагов принуждения Стамбула к диалогу. Он потихоньку стал «откусывать» приходы УПЦ (ЭП) в США. И к осени 2006 г. Фанар резко вспомнил – не поверите – о канонах. «Такие действия являются нарушением Церковных Канонов» – призвала следовать канонам всего такого каноничного-каноничного «Филарета» Консистория УПЦ (ЭП) в США. При этом – намекнув на готовность возвратиться к обсуждению «насущного» вопроса: «Если бы время, израсходованное на вмешательство в дела УПЦ в США и в других государствах, было использовано на честное усилие прийти к действительному единству Церкви в Украине, то ситуация там была бы теперь иной и что, возможно, Мировое Православие имело бы более положительное отношение к автокефалии в Украине».

«Филарет» утихомирился, и Варфоломей – по приглашению лжепрезидента Ющенко (духовного чада лжепатриарха Денисенко) – засобирался на Украину.

«СЦУ» – попытка №1

20 мая 2008 г. правая и левая руки Варфоломея митр. Эммануэль Галльский и генеральный секретарь стамбульского синода, «рафинированный ЦРУшник» Елпидофор прибыли в «Патриаршую резиденцию УПЦ-КП» (которую, как они прекрасно знали, Денисенко отхватил у канонической церкви силами боевиков-неонацистов). О наличии у фанариотов официального приглашения от Киевской митрополии пресс-служба УПЦ (МП) не сообщала. Во встрече анафемы с представителями Варфоломея приняли участие замглавы секретариата президента Богуцкий и депутат ВР, глава организации «За Помісну Україну» (ЗаПУк) Петро Ющенко. Денисенко заявил, что «готов к диалогу, если он будет вести к образованию в Украине единой поместной и автокефальной Украинской православной церкви». Эммануэль заверила, что «Экуменический патриархат стремится способствовать решению проблем Украинской церкви как Матерь-Церковь». Встреча раскольников (действующего с будущими) завершилась обменом памятными подарками. Но, главное, отметим, что указанием на «Церковь-Мать» впервые были обозначены претензии Варфоломея на каноническую территорию РПЦ – Украину.

Через пару месяцев лидеры «УПЦ-КП» и «УАПЦ» были уже приняты на Фанаре. Вот что сообщал тогдашний руководитель ОВЦС УПЦ (МП) Кирилл Говорун, уже тогда плотно приятельствовавший с коллегой из «УПЦ-КП»: «По некоторой информации, которая не получила широкого распространения, Варфоломей I встречался с этими людьми в середине июля в своей резиденции в Стамбуле».

Тогдашний глава ОВЦС УПЦ (МП) Говорун (слева) и пресс-секретарь «УПЦ-КП» Зоря

По источникам Говоруна, спустя несколько дней после указанной встречи был созван «Архиерейский Собор Киевского патриархата», на котором было объявлено, что «канонический статус УПЦ-КПЦ урегулирован, и Константинополь способен помочь решить остальные ее проблемы».

И, действительно, как подтвердил на следующий год лидер «УАПЦ» Кудряков, между ним, Денисенко и Архондонисом была достигнута договорённость о том, что украинские ереси входят в состав Экуменического патриархата на правах митрополии.

Ожидалось, что сам Варфоломей объявит о том в Киеве во время торжеств по случаю 1020-летия «Крещения Украины-Русы». На это указывало назначение главой оргкомитета юбилея Леонида Кравчука – созиждителя «Украинской церкви» (инициатора раскола в 1992 г.), и подготовка документа о начале процесса объединения «ветвей украинского православия», разработанного совместно Экуменическим патриархатом и Секретариатом президента Украины. К этому времени Варфоломей уже открыто называл эти давно отсохшие «ветви» не раскольниками, а «непризнанными церковными (sic) группами».

Сорвал всё… Денисенко. Он категорически отверг возможность того, что Варфоломей может назначить предстоятелем Киевской митрополии ЭП не его.

Кудряков же со своим «епископатом» оставался верным договорённостям, достигнутым в Стамбуле, о чём в 2009 г. они сообщили в прошенииВарфоломею принять «УАПЦ» в состав ЭП. Обращение было принято к рассмотрению стамбульским синодом. Что вновь подводило епископат ЭП под анафему, согласно 4-му правилу Антиохийского собора.

Вселенская гиднисть

С победой революции гидносты украинское государство сбросило всякий стыд в отношениях с отделённой от него по Конституции церковью и, отказавшись от опыта подковёрных паломничеств эмиссаров Кравчука и Ющенко на Фанар, решительно взяло в свои руки дело легализации самочинных, но национально-свидомых сборищ.

Весной 2015 г. челобитную (от имени всего народа, разумеется) послал Варфоломею премьер (униат-сайентолог) Яценюк. И уже в начале лета в присутствии представителей Экуменического патриарха (всё тех же Эммануэля и Рудыка) «УАПЦ» и «УПЦ-КП» подписали протокол о намерениях объединиться (причём, представителя Стамбула также поставили под ним свои подписи). Слияние, правда, опять сорвалДенисенко. Его не устроило количество мандатов от «Киевского патриархата» на планируемом «Объединительном соборе», при котором он мог оказаться не избранным предстоятелем объединённой структуры.

Обратим, кстати, внимание на то, как тогда отреагировал патриарх Александрийский Феодор II на возможную канонизацию Фанаром украинских самосвятов: «Для меня, как для Александрийского патриарха, каноническим главой Украинской церкви является Блаженнейший митрополит Онуфрий. Я знаю, насколько он духовный человек. К сожалению, приходят какие-то люди извне и навязывают украинскому народу эти противоречия (между канонической Церковью и поддерживаемыми киевской властью псевдоправославными группировками, – Д.С.). Как православный патриарх, я прошу верующих на Украине оставаться под омофором канонического главы Украинской церкви — митрополита Онуфрия». Да-да, это слова того самого иуды, что спустя  каких-то четыре года предаст «духовного человека» – Блаженнейшего Онуфрия. И тем поставит себя вместе с «приходящими извне». То есть, заслужит анафемы вместе с фанариотами.

В 2015 г. ещё считали нужным заезжать в Киевскую митрополию УПЦ (МП). Но поскольку там с ними лобызались и обменивались подаркамивместо того, чтобы по ланитам надавать, то приходимцы восприняли это как благословение. И в следующем – 2016 году – просто уже презрели всю эту церковную дипломатию (также основанную на канонах).

Председатель ОВЦС УПЦ (МП) митр. Митрофан даже направил письмо Варфоломею, в котором сообщил о факте встречи «канонического иерарха Экуменического патриархата архиепископа Виннипега Юрия Калищука (хотя какой там «канонический»! Небось, та же нехристь из диаспорных сборищ, – Д.С) с лидером «УПЦ КП» «патриархом Филаретом». Владыка Митрофан «выразил сожаление, что упомянутый иерарх не нашел возможности посетить Предстоятеля канонической Украинской православной церкви Блаженнейшего митрополита Онуфрия, зато согласился на открытую и публичную встречу с основателем украинского церковного раскола». Председатель ОВЦС УПЦ отметил, что «такие встречи противоречат как духу церковных канонов и порядка взаимодействия канонических епископов всего православного мира, так и духа единства Церкви, под знаком которой прошел Собор на Крите, о чем много говорится в документах Собора». Продолжая откровенно льстить ересиарху (ведь на «духовный» Критский конгресс – детище Варфоломея – РПЦ ехать отказалась) митр. Митрофан «выразил надежду, что данный факт является досадным недоразумением и не скажется на традиционно теплых и дружеских отношениях между Украинской Православной Церковью и Вселенским Патриархатом». Ага, «недоразумение». И это после всего сотворённого нунциями стамбульского папы уже непосредственно на Украине.

Причём, отметил, сам Варфоломей в тот же год не уставал в который раз заверять, что «все православные церкви признают единственным каноническим первоиерархом Украинской Православной Церкви» именно митрополита Киевского Онуфрия.

Однако его будущие экзархи встречались с Денисенкой и в следующем году. Принимали «епископов УПЦ-КП» в 2017-м и на Фанаре – в «Комиссии Экуменического патриархата по вопросу об автокефалии Церкви на Украине». Делегация «филаретовцев» была даже официальнодопущена на службы в нарушение 6 правила Лаодикийского Собора:

«Не попускайте еретикам, коснеющим в ереси, входить в Дом Божий».

И понятно, что в турецких Домах Божиих еретики молились с Варфоломеем и его епископами, за что последние подлежат отлучениюсогласно уже упомянутым выше правилам 10, 11 и 45 святых Апостолов, а также правилам 32 и 33 Лаодикийского собора.

Именно в 2017-м в ряженные из «УПЦ-КП» все как один перешли на ношение камилавок греческого образца.

камилавки.jpg

На Украине теперь легко отличить канонического священника от ряженого из СЦУ

Всё это было бы, конечно, смешно, если бы со стороны РПЦ по отношению к Фанару не продолжались и в 2017-м, и даже в 2018-м целовальные церемонии. Ублажать Варфоломея пытались даже после того, как он назвал «церковное тело» на Украине «разделённым» («divided ecclesiastical body»). И никто не указал ему на то, что если Церковь, по слову апостола – Тело Христово, то, получается, в отдельно взятой стране удалось-таки разделить Его. И врата ада одолели Церковь Его (прости, Господи!)…

До стамбульского синедриона сентября 2018 г. оставалось тогда меньше месяца…

«Альтернатива»