ТИРАНА. Албанская Церковь отказалась признать «Православную церковь Украины»
Возникшую в Украине проблему может решить Всеправославный Синаксис или Собор, сказано в послании Патриарху Варфоломею.
Албанская Православная Церковь отказывается признать созданную в Украине «новую церковь» и призывает Константинопольский Патриархат как можно скорее созвать Всеправославный Синаксис или Собор, чтобы предотвратить угрозу раскола в мировом Православии.
Об этом сказано в Послании Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия, направленном Константинопольскому Патриарху Варфоломею по поручению Священного Синода Албанской Православной Церкви.
В документе, обнародованном 7 марта 2019 года, отмечается незаконность епископской хиротонии «митрополита» Епифания и остальных «иерархов» «Православной церкви Украины», поскольку они были совершены преданным анафеме Филаретом.
В письме констатируется, что вместо примирения и объединения православных христиан Украины с созданием ПЦУ «возникла опасность разрушения единства всего всемирного Православия».
«Сложившаяся ситуация требует новых подходов и вдохновенных идей для обеспечения мира в Украине и особенно для сохранения пострадавшего единства Православия. В этом отношении мы твердо верим, что решение проблемы состоит в том, чтобы прибегнуть к соборности во Святом Духе», – подчеркивается в послании.
Ниже текст документа приводится полностью.
Послание
Архиепископа Анастасия Тиранского и всея Албании
Патриарху Константинопольскому Варфоломею
от 14 января 2019 года
Всесвятейший и Божественнейший Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх, во Христе премного возлюбленный и прелюбимый брат и сослужитель нашего смирения, кир Варфоломей! Приветствуя во Господе Ваше Божественное Всесвятейшество, наисладчайшим образом обращаемся к Вам!
«Явившийся нам и просветивший мир Христос» да просветит мысли, решения и действия всех православных, направляя в Новом Году Свою Церковь, «которую стяжал Своей честною Кровию», на путь мира.
Собравшись 4 января сего года на Синод, мы внимательно ознакомились с письмом Вашего Божественного Всесвятейшества от 24 декабря 2018 г. и со всем возможным тщанием исследовали вопрос о предоставлении автокефалии Православной Церкви в Украине. С искренним почтением и исполненным любви дерзновением, как и всегда, излагаем вкратце суждение Албанской Церкви, особенно в отношении действий Святого Духа.
Уже известна наша критика в адрес Русской Церкви за отказ участвовать во Святом и Великом Соборе Православной Церкви на Крите. Также мы критиковали Русскую Церковь за поспешное решение о разрыве Евхаристического общения со Вселенским Патриархатом. В частности, в нашем письме к Святейшему Патриарху Московскому Кириллу мы писали: «Решения иерархии Русской Церкви не могут лишить действительности действия Святого Духа в православных храмах юрисдикции Вселенского Патриархата. Невозможно для нас согласиться с такими решениями. Божественная Евхаристия – Таинство непостижимое по своей святости и уникальное по своему значению, должно оставаться выше церковных раздоров».
Та же скорбь и мучительное беспокойство о сохранении единства Православной Церкви вынуждает нас высказать основательные сомнения в отношении признания задним числом действительными хиротоний, совершенных изверженным из сана, отлученным и анафематствованным лицом. Мы говорим о действиях господина Филарета Денисенко (основного зачинателя украинского церковного кризиса). Обстоятельства его жизни широко известны. Он был рукоположен во епископа Московского Патриархата в 1962 г., был председателем отдела Внешних Церковных Связей и Митрополитом Киевским. В 1991 г. он начал просить автокефалию, однако не у Вселенского Патриархата, а у своей тогдашней «Матери-Церкви» – Московского Патриархата. В 1992 г. он был низложен, в 1997 г. отлучен и анафематствован Русской Церковью – органической частью Единой, Святой Соборной и Апостольской Церкви, – причем действия эти были признаны всеми Автокефальными Православными Церквами.
Все то время, пока господин Филарет был низложен и анафематствован, он совершал неканонические чинопоследования, которые не являлись действительными Таинствами.
Поэтому и совершенные им хиротонии являются недействительными, пустыми, лишенными Божественной Благодати и действия Святого Духа.
Среди прочих – и хиротонии последовательно в диакона, пресвитера и, наконец, во епископа его секретаря Сергея Думенко, ныне митрополита Епифания. В Вашем письме от 24 декабря сказано: «Мы восстановили их в принадлежавшие им епископские и иерейские степени». Однако мы задаемся вопросом: до какой степени совершенные господином Филаретом хиротонии, в то время как он был низложен и анафематствован, получили задним числом без канонической хиротонии действительность во Святом Духе и истинную печать апостольского преемства?
Всеправославно признается в качестве основного экклезиологического принципа, что хиротонии еретиков и схизматиков, а особенно – низложенных и отлученных, как «таинства», совершенные вне Церкви, недействительны. Этот основной принцип неразрывно связан с Православным учением о Святом Духе и составляет непоколебимое основание апостольского преемства православных епископов. Мы убеждены, что этим принципом недопустимо пренебрегать.
Мы затрудняемся понять, каким образом недействительное и пустое «по икономии» становится духоносным, каким образом действия, которые представляли собой явную хулу на Святого Духа (как, например, призывание Святого Духа тогда отлученным и низложенным господином Филаретом: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует благоговейнейшаго… помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа») признаются задним числом «по икономии».
Наконец, нам известно, что избрание на так называемом Объединительном Соборе нового предстоятеля Церкви Украины было результатом настойчивости все того же господина Филарета, сейчас, что важно, именуемого в Украине «Святейшим Почетным Патриархом Киевским и всея Руси-Украины».
В связи со всем вышесказанным для нас остается вопросом включение митр. Епифания в Священные Диптихи.
Искомое примирение среди православных украинцев, перенесших в прошлом гонения от безбожных властей, до сих пор не достигнуто. Сотни тысяч православных верных, находящихся под омофором Блаженнейшего Митрополита Онуфрия (по статистике на январь 2018 г., у них было 12069 приходов, 90 архиереев, 12283 клирика, 251 монастырь и 4412 монахов), отказались принимать участие в процессе предоставления автокефалии; более того, разорвали евхаристическое общение со Вселенским Патриархатом. В прошлом церковная полнота тех стран, которым предоставлялась автокефалия – Сербии, Румынии, Болгарии, Грузии, Польши, Албании, Чехии и Словакии, – была единой.
Мы глубоко скорбим, что оправдались наши опасения, которые мы неоднократно выражали при встрече с представителями Вселенского Патриархата (июль 2018 г.) и во время нашей с Вами личной беседы на Крите (октябрь 2018 г.). Вместо примирения и объединения православных христиан Украины мы видим, что возникла опасность разрушения единства всего всемирного Православия.
Предположения, будто нынешние потрясения и явное разделение продлятся недолго, и все Автокефальные Православные Церкви в конце концов одобрят произошедшее с точки зрения любого человека, знающего историю церковных разделений и стойкость религиозного фанатизма, могут быть сочтены только беспочвенными оценками. Успокоительные предположения некоторых, что это произойдет… в будущем веке, особенно циничны. Серьезные раны, которые получили в результате… ухода, не лечатся со временем. Обычно они только расширяются и становятся еще хуже.
Сложившаяся ситуация требует новых подходов и вдохновенных идей для обеспечения мира в Украине и особенно для сохранения пострадавшего единства Православия. В этом отношении мы твердо верим, что решение проблемы состоит в том, чтобы прибегнуть к соборности во Святом Духе, как и было яснейшим образом сказано и подчеркнуто на Крите: «Православная Церковь выражает свое единство и кафоличность через посредство Собора. Соборность проникает всю ее организацию, способ принятия решений и определяет ее путь».
Мы не оставляем мысли, что ценнейшим достижением православных в последние десятилетия были Всеправославные Синаксисы Предстоятелей и Святой и Великий Собор Православной Церкви при участии Вселенского Патриархата и Вашего Божественного Всесвятейшества.
Итак, исполнившись соборного духа Святого Великого Собора, Албанская Православная Автокефальная Церковь направляет пламенный призыв, чтобы Вселенский Патриархат, исполняя свою исключительную прерогативу координировать Православные Церкви, созвал как можно скорее Всеправославный Синаксис или Собор, чтобы предотвратить угрожающую нам опасность болезненной схизмы, которая может повредить убедительности и ценности свидетельства Православия в современном мире.
От всего сердца молимся и смиренно умоляем, чтобы Бог-Троица направил наши стопы на путь сохранения единства Православия. Бог же надежды да исполнит Вас всякой радости и мира в вере, дабы Вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою (Рим. 15:13).
Приветствуем Вас лобзанием святым и пребываем со всякою любовью и глубочайшим почтением во Христе явившемся Боге, просветившем мир.
Источник: Информационно-просветительский отдел УПЦ. Перевод с греческого Петра Пашкова
Текст послания в оригинале: Orthodoxalbania.net
ВЛАДИМИР-ВОЛЫНСКИЙ. Епархия выразила единогласную поддержку Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию
АФИНЫ. Вопрос об украинском кризисе изучат две Синодальные комиссии Элладской Церкви