КИЕВ. Митрополит Павел рассказал, как возражалась Лавра
23.07.2018
news
Строительница Лавры — Пречистая Дева. Об этом сказал наместник Святой Успенской Киево-Печерской Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел во время брифинга по случаю 30-летия возрождения монашеской жизни в Святой Успенской Киево-Печерской Лавре, который состоялся сегодня в рамках открытия выставки «Крестный путь Лавры».
— Став наместником, Вы приняли Лавру в плачевном состоянии — руины и разруха. Кроме отстройки монастырских храмов и корпусов, нужно было возрождать и внутреннюю, монашескую жизнь. Что было для Вас сложнее?
— Благодарю Бога, я был не первым наместником Лавры, передо мной были великие светильники (почти все из них живы до сих пор). Для меня главным было единство братии вокруг Церкви, вокруг её Предстоятеля и чтобы наместник и братия являли собой единое стадо монастыря.
Конечно, одно без другого не может быть. Если разделить душу и тело, человек умирает. Поэтому духовность и созидание должны идти вместе, по одному пути. Когда собралось единство братии, тогда и началось возрождение храмов и корпусов, началась чистка территории. Я не могу разделить одно от другого.
— Какой эпизод, связанный с возрождением обители, запомнился Вам особо? Что было самым трудным?
— Самая большая трудность для меня поначалу заключалась в том, что я раньше был приходским монахом. Шесть лет я служил на приходе в Волынской области. И тут я пришел в эту древнюю, святую обитель, о которой не мог и мечтать в то время… Это было очень трудно.
Вообще же трудностей как таковых не было, потому что это совершали не мы, а Господь и Божия Матерь по молитвам преподобных Печерских.
Тяжелее всего было видеть, как люди разрушают святыни, они делают это и до сего дня. Это самое страшное. Но «помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю» (Пс. 123:8), говорил псалмопевец, и я надеюсь, что сила Божия в нашей человеческой немощи будет совершаться и эта святыня будет стоять многие века для верующего народа и для тех, кто ещё не знает Христа (им Господь откроет Свою любовь и милосердие, и они придут, чтобы спасти свою душу).
— Всё ли сделано за эти 30 лет?
— Мы ничего не сделали, что нужно сделать, мы только начали. Думаю, не только на мой жизненный век, но и на время жизни других наместников хватит, что ещё совершать.
Самое главное — чтобы мы послужили народу для воссоединения, для прекращения войны, для миротворческой деятельности, послужили для того, чтобы каждый верующий во Христа наследовал жизнь вечную.
— Строите ли Вы планы на будущее? Если да — каким видите дальнейшее развитие Лавры?
— Хочешь рассмешить Бога — расскажи свои планы. Поэтому я никогда не строил никаких планов, ведь я сам ничего не могу без Божией помощи. Здесь хозяйка — Божия Матерь, и Она нам указывает, помогает, Она является строительницей этого святого места. А мы просто молоток, кельня, кирпич в Её руках.
Я благодарен, дорогие братья и сестры, всем вам. Потому что всё, что сделано в Лавре, сделано вашими руками. Было время, когда наши предки это всё рушили (может, кто-то скажет, что это неправда; нет, правда). А сегодня Господь вложил в ваши сердца благую мысль, которая всегда дает возможность послужить для ближних.
Я благодарен за сегодняшний день преподобным Антонию и Феодосию, а наипаче — Богу и Пречистой Деве Марии, Которые являются нашими поборниками, нашими помощниками и путеводящими звездами.