Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан: Автокефалию «Анафемам» Предстоятели Поместных Православных Церквей не дают!
Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан ответил на вопросы епархиальной газеты «Православный собеседник»
- Ваше Высокопреосвященство! Вам идёт 70-й год жизни. Вы — один из старейших по хиротонии архиереев УПЦ, член Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ. Что бы Вы сказали о нынешнем её бытии?
- Украинская Православная Церковь (далее УПЦ — авт.), возглавляемая Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием, является наибольшей в Украине. В её ведении находятся главные святыни Православия: Киево-Печерская, Почаевская, Святогорская Лавры, огромное количество храмов, духовная академия, семинарии, училища. В составе епископата УПЦ около 80 архиереев. Все архипастыри УПЦ, в отличие от сепаратистов-раскольников из УПЦ-КП и УАПЦ, находятся в молитвенно-евхаристическом общении с епископатом всех Поместных Православных Церквей. УПЦ самостоятельна в своей внутренней жизни, она избирает своего Предстоятеля независимо от Московской патриархии. Архиереи УПЦ почитают своего Блаженнейшего Отца Митрополита ОНУФРИЯ и поддерживают все его усилия и молитвы по укреплению единства канонической Украинской Православной Церкви.
Даже те немногие архиереи и священники, которые симпатизируют канонической автокефалии УПЦ, не поддаются греховным соблазнам раскола, воспринимая его как полный антиканонический абсурд. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть богословский труд бывшего личного секретаря Предстоятеля УПЦ епископа (ныне митрополита) Александра (Драбинко) — «Почему раскольнические группировки называют в Украине неканоническими?». Или ознакомиться с антираскольническим трудом о. Петра Зуева — «От всемирной схизмы — к эклезиологической ереси. О мотивах, побудивших меня покинуть киевский патриархат», чтобы в этом наглядно убедиться. (Статья о. Петра Зуева о филаретовской «двуцерковной» или «двусемейной» ереси ).
- Филарет утверждает, что УПЦ – это «рука Москвы»?
- Помнится, много лет назад, при вручении Грамоты на самостоятельность УПЦ в киевском Софийском соборе, Филарет, находясь у врат алтаря в полном церковном облачении (!), «растекался по древу», громогласно вещая о самостоятельности и о самоуправляемости УПЦ, о возвращении её к благословенным временам казачества (есть киносъёмка тех лет).
- А почему отлучённый от Церкви, анафематствованный Филарет уверяет, что автокефалия упадёт к его ногам, как яблоко Евы?
Ответ: Мечтать не запретишь даже отлучённым от Церкви. Однако, пора уже всем усвоить: автокефалию для «анафем» Предстоятели Поместных Православных Церквей не дают! Предать же забвению наложенное на него прещение – анафему, вправе либо Русская Православная Церковь, которая его наложила, либо Вселенский Собор, как высшая инстанция в Православии.
- Верховная Рада Украины 19.04.18. поддержала Обращение Президента Украины П. Порошенко с просьбой предоставить автокефалию для «Православной Церкви в Украине». Ваш комментарий.
- В русской классической литературе есть трогательный рассказ А.П. Чехова «Ванька» — о несчастном мальчике-стороже у неких городских господ, который описал дедушке своё жалкое голодное существование и попросил забрать его назад, домой, но указал на конверте неточный адрес: «На деревню дедушке…». Ясно, что письмо не нашло своего адресата и желаемого ответа не будет. Нечто подобное может произойти и с Томосом (Грамотой) об автокефалии, потому как обратный адрес на Обращении указан неразборчиво, – абстрактной «Православной Церкви в Украине».
Депутатам надо бы знать, что далеко не все носящие «златые» церковные ризы и имеющие дымящееся кадило в руках, составляют Тело православной Церкви Христовой, — единой, святой, соборной и апостольской! Необходимо ещё иметь неповреждённую православную веру, благодатное крещение, православное благочестие и, соответствующую Каноническому Порядку, непрерывную цепочку архиерейских хиротоний (рукоположений) от самих святых Апостолов.
В детском неведении пребывал даже известный политик, депутат Верховной Рады покойный Вячеслав Чорновил. Однажды он поделился со мной своими впечатлениями от посещения двух львовских храмовых богослужений — в униатском Преображенском Соборе и в соседнем, Успенском, тогда ещё православном храме. «Ну, нет же никакой между ними разницы, — искренно удивлялся правозащитник, — те же ризы, то же кадило, также одинако кланяются! Чего вы не поделили? Почему не служите вместе? Не пойму!». Объяснить ему, что расхождения между католиками-униатами и православными не столько в форме богослужения, сколько в вероучении: об исхождении Святого Духа, о чистилище, о главенстве Папы и его безошибочном учительстве, о всецерковной непосредственной юрисдикции Папы над всеми поместными Церквами, о распределении Понтификом заслуг святых и т.д., — увы, всего этого я ему не успел растолковать: стояли на улице. Более же я его не увидел…
Однако, всем нашим нынешним депутатам, вероятно, известно, что в нашей стране есть единственная, признанная всеми Главами Поместных Церквей, каноническая Украинская Православная Церковь, возглавляемая Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием, которая, заметьте, не подавала заявки на автокефалию.
Знают и том, что помимо благодатной УПЦ, есть у нас ещё две раскольнические, самосвятские «церкви» — УПЦ-КП и УАПЦ, не признанные законными мировым Православием, но страстно желающие получить признание и автокефалию.
Так, какую из них троих просят депутаты Верховной Рады наделить желанной автокефалией Патриарха Варфоломея? Кому, виртуально, лично мог бы быть вручён им Томос на автокефалию? Предстоятелю УПЦ Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию – так он её не просил! Непризнанному Константинополем т.н. «патриарху» Филарету, — так он под анафемой, т.е. пребывает ВНЕ стен Вселенской Церкви! Тогда, может, «митрополиту» Макарию, главе непризнанной УАПЦ? – тоже мимо: он в расколе.
- Тогда, возможно удобно было бы Вселенскому Патриарху вручить Томос на православную автокефалию Председателю Верховной Рады, которая представляет народ Украины? – Исключено, хотя бы потому, что сейчас её возглавляет не православный, а католик — член Украинской Католической Церкви (УГКЦ).
- Невозможно вручить Томос на церковную автокефалию и всему корпусу депутатов Верховной Рады: ведь, она – не Церковь, она скорее похожа на собрание разноязычных народов, строивших Вавилонскую башню. Среди них есть христиане разных направлений, иудеи и мусульмане, язычники и атеисты. Да к тому же депутаты не имеют никаких полномочий от единственной канонической Православной Церкви в Украине – от УПЦ на получение Томоса на церковную автокефалию.
А раз невозможно вручить искомый Томос никому, кроме канонической УПЦ, его не просившей, то Святейшему Патриарху Варфоломею, опять-таки, виртуально, не остаётся ничего иного, как только умыть руки «водой невинности» и… отказать и раскольникам в признании каноничности их статуса, и депутатам Верховной Рады, заблудившим, что называется не в свой калашный ряд: ведь, наша Конституция ясно заявляет, что Украинское Государство отделило себя от Церкви и взяло обязательство не вмешиваться во внутреннюю жизнь Церкви, уважать её внутрениие установления (каноны, уставы, правила), а значит не изменять произвольно и канонические формы её исторического бытия внутри Вселенской Церкви Христовой.
Но Президент светского Государства с именем Украина господин П. А. Порошенко, выступая перед перед гореславным голосованием депутатов, «ничтоже сумняшеся», вдруг объявил новое учение, о «тождестве» или даже превосходстве светского Государства над… (юридически безъимянной) «Православной Церковью в Украине»: «Все поместные церкви нового и новейшего времени были признаны только путём активного вовлечения государства в этот процесс. Такими являются традиция (!?) и требование (!?) Вселенского Патриаршого Престола (!?). По сути, автокефалию предоставляют не столько конкретной Церкви, сколько стране»(!?), — уверяет Президент П. Порошенко
Такого диковинного эклесиологического учения об автокефалии страны святые Отцы и Учители Церкви никогда и помыслить не могли!
Не есть ли это намёк на то, чтобы Томос об автокефалии «Православной Церкви в Украине» получил сам Президент Украины? Вероятно, нет! Это в эпоху средневековья, когда Суверены Стран — Короли, Цари, Принцы — имели духовный мандат от Глав своих Церквей на патронаж и защиту Церквей, их вмешательство в религиозные дела хоть как-то было оправданным. Но в наше, демократическое время, Государства сплошь и рядом отделяют от себя Церкви! Они становятся носителя светской идеологии. Что, впрочем, не исключает оказания добровольной помощи таковых Государств религиозным организациям, например, в ремонтах их исторических храмов или монастырей, согласованное осуществление совместных культурных или гуманитарных акций.
Чтобы как-то «оправдать» намерение властей отторгнуть УПЦ от РПЦ, некоторые украинские политические эксперты, как мантру, повторяют байку о том, что Киевскую Митрополию якобы Москва «отторгнула» от Константинопольского Патриархата за «взятку» соболями и червонцами. А, где взятка — там беззаконие и значит вхождение Киевской Митрополии в состав авткефальной Русской Православной Церкви — неправомерно.
Однако, серьёзные канадские украинские учёные в своём трёхтомном документальном исследовании церковной истории того периода не оставили от этой лживой фальшивки камня на камне: имела место не взятка, а обычная по тем временам дипломатическая милостыня-подарок — «в 340 соболеё и 200 червонных», которую московские Цари прислалали в Константинополь Патриарху Дионисию. Эта милостыня, заявили учёные историки, «не принадлежит (и принадлежать не могла) к тем факторам, которые решали судьбу Киевской Митрополии». (См. Семен В. Савчук і Юрій Мулик-Луцик «Історія Украінської Греко-ПравослвноЇ Церкви в Канаді», Вінніпег, 1984, Канада, с. 126-127).
Большую роль в переходе Киевской Митрополии из Константинопольского в Московский Патриархат, согласно их исследованиям, сыграли: а) враждебная Турции Польша, и б) сами украинцы: Гетман запорожских войск Иван Самойлович и его Генеральный осаул (- есаул) Иван Мазепа.
Возвращаясь к вопросу поддержки депутатами Обращения ко Вселенскому Патриарху Варфоломею, выскажу личное мнение: Верховная Рада Украины, искусственно политизировав вопрос об автокефалии, практически подменила собой богоустановленный епископат канонической УПЦ, совершила, если угодно, коллективный грех ереси цезаропапизма и святотатственной узурпации богоустановленной иерархической власти в Церкви («Внимайте себе и стаду, в котором Дух Святый поставил вас епископами, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл кровию Своею». Деяния Апостолов 20:38).
Но, слава Богу, нашлись честные и смелые народные депутаты, которые напрочь отказались нарушать Конституцию Украины и законные права канонической Церкви Христовой в Украине.
Греховный прецедент неуважения Государством духовных прав УПЦ, увы, уже имел место в независимой Украине: Президиум Верховной Рады Украины объявил «незаконным» исторический Харьковский собор УПЦ, сместивший за церковные грехи Митрополита Киевского Филарета (Денисенко) и избравшего нового Предстоятеля УПЦ – Блаженнейшего Митрополита Владимира (Сабодана). Позднее бывший председатель Президиума Верховной Рады Иван Плющ принёс Митрополиту Владимиру свои искренние извинения за вторжение светской государственной ветви власти в сугубую феру компетенции Украинской Православной Церкви.
- А если Константинопольский Патриарх Варфоломей, под давлением внешних сил, решится предоставить анафематствованному Русской Церковью бывшему митрополиту Филарету автокефалию, как об этом пишут в украинских СМИ?
- Автокефалию предоставляет Поместная Церковь своей какнонической части. Украина — это территория канонической ответственности Московского Патриарха. Поэтому только с согласия Соборной Архиерейской Полноты Кириархальной Церкви может быть поднят вопрос о дарована автокефалия УПЦ с вручением её Предстоятелю Томоса о её образовании. Прочие Поместные Церкви как правило извещают Предстоятеля Кириархальной Церквио признании новой Автокефальной Поместной Церкви и поздравляют её избранного Предстоятеля. Таков на сегодня алгоритм образования Поместной Церкви.
Святейший Патриарх Варфоломей – мудрый Предстоятель Константинопольской Церкви, он — Иерарх Вселенской Церкви, первенствующий по чести, но равный всем иным Патриархам по благодати и апостольской власти — по прееству её от Учеников Христовых. И он – не самоубийца своего авторитета и высокого иерархического положения. Ибо Святейший Варфоломей знает, что в Православии имеются строгие канонические наказания за молитвенно-евхаристическое общение с отлучёнными от Церкви, а, тем более, с преданными анафеме, — вплоть до извержения из сана. Ибо все вступившие в молитвенно-евхаристическое общение с анафематствованными раскольниками, сами становятся раскольниками. А грех раскола не смывается даже мученической кровью, — учат святые Отцы и Учители Вселенской Православной Церкви Христовой. Единоличное предоставление Константинополем автокефалии раскольническим УПЦ-КП и УАПЦ, в которых архиерейские посвящения весьма сомнительны, как и последующее евхаристическое сослужение с ними, стало бы вызовом Русской Православной Церкви и поводом к прекращению её евхаристического общения с Константинополем.
К сему акцентирую, что церковный акт (и документ, напр., Томос), совершенный обманом, под давлением, по государственно-политическим, корыстным или иным не церковным причинам, или же вопреки сложившемуся Православному Каноническому Порядку, может быть признан Церковью юридически ничтожным и не подлежащим воплощению в жизнь.
Яркий тому пример – Флорентийский «объединительный» унийный собор. Один голос «против» согласительной конфессионально-политической унии Рима и Константинополя православного святителя Марка Ефесского и все определения собора зависли на «воздусях» архивных полок. Народ не принял унию, она была отвергнута православным народом Византийской Империи и канула в Лету.
Православная автономная Митрополия Константинопольского Патриархата в Московском Государстве 141 год (!) не могла забыть унийного предательства «Матерью-Церковью» Святого Православия, она долго сомневалась в законности и истинности преемственности рукоположений её Иерархии и потому избегала с нею всякого церковного общения. Отсюда и родилось поверье, что «Москва — это Третий Православный Рим». Примирение однако случилось, когда Московская Митрополия и Власть окончательно убедились в неповреждённости Православия в Константинопольской Церкви.
Можно вспомнить и другой прискорбный факт из истории взаимоотношений автокефальных Русской и Константинопольской Церквей: это одобрение последним незаконного смещения (под давлением безбожной большевистской власти) с престола святого исповедника Патриарха Тихона, анафематствовавшего гонителей Церкви Божией, и признание Константинополем нового антиканонического высшего «церковного» органа управления в России. Но православный верующий народ и канонический епископат гонимой Русской Церкви отверг «одобрение» Константинополя и со временем Патриархи всея Руси вновь вернулись на свой престол в Москве.
- Есть ли реальные пути для преодоления церковных расколов в Украине?
Ответ: Да, есть – через возвращение в каноническую УПЦ отпавших от единства с Православной Церковью. Украинская Православная Црковь имеет право «решить» (прощать) грехи людские, применяя к возвращающимся в её лоно из раскола самое широкое снисхождение, — т.н. церковную икономию ради достижения подлинного единства Тела Христова в Украине. Подробнее о примерах древней церковной икономии рекомендую прочесть статью вашего собеседника «Практика перекрещивания еретиков и раскольников в Древней Церкви».
- И Вы бы согласились принять в общение раскаявшихся раскольников?
- Да, с духовной радостью, снисходя к ним, ради блага Церкви и по заповеди Христовой о любви к ближним, но и с крепким рассуждением о каждом приходящем в её Материнские объятия.
- А какое отношение к идее автокефалии УПЦ лично у Вас, Ваше Высокопреосвященство?
- Автокефалия — это исторически сложившаяся форма организации Поместных Православных Церквей. Русская Православная Церковь, на канонической территории которой её Архиерейским Собором образована и живёт независимая и самостоятельная в управлении УПЦ, — одна из таковых. В этом своём самобытном, независимом самоуправлении, УПЦ — догматически также есть истинная поместная Церковь, как впрочем, и каждая епархия Вселенской Церкви Христовой.
Хотя формально УПЦ отсутствует в Диптихах (Списках) Поместных Автокефальных Церквей, определяющих порядок почётного стояния у престола или место Предстоятелей Церквей за столом президиума при проведении совместных Соборов, (Предстоятель РПЦ — на пятом месте после Иерусалимского Патриарха), но, по факту, УПЦ и её Предстоятеля воспринимают равночестным практически все Предстоятели Вселенской Православной Церкви. Сама автокефалия уже не прибавит УПЦ ни Божией благодати, ни независимости в самоуправлении. А вот, какой она будет церковно-юридически далее, — это всё в путях спасительного Промысла Божьего, но не в человеческих потугах раскольников, олигархов или политиков.
На мой взгляд внешние условия для автокефалии УПЦ пока не наступили: она пребывает ныне в необъявленном гонении. Автокефалия же дарует Мать-Церковь лишь цветущей своей канонической части, а не униженной и оскорблённой от внешних, и для пользы всего Православия. Когда-то, возможно, наступят благоприятные времена для определения дальнейшего канонического пути процветания УПЦ — с благоволения и благословения Кириархальной Матери-Церкви и в условиях её полного благоденствия на Украине. Иного пути — не дано!
Пресс-служба Тульчинской епархии УПЦ.
ЛУЦК. Два события, показывающие реальную религиозную ситуацию на Волыне
КИЇВ. В УПЦ звершили панахиду по безхатченкам, які померли на вулиці