Как власть относится к Церкви, так и Бог относится к власти
На Украине прошли празднования в честь Дня Крещения Руси, которые вызвали большой общественный резонанс. До сих пор идут дискуссии, мнения самые что ни на есть контрастные. О том, с чем это связано, как проходил Всеукраинский крестный ход, как правоохранители препятствовали его участникам, почему раскольники не должны участвовать в Дне Крещения Руси, в интервью «Интерфакс-Религия» рассказал глава пресс-службы Украинской православной церкви Василий Анисимов.
- Василий Семенович, с чем связаны дискуссии на Украине по поводу того, как прошло празднования Дня Крещения Руси в стране?
- С невежеством. В недавние годы по центральным телеканалам демонстрировали фильмы, посвященные этой великой дате, проходили круглые столы и конференции: граждан просвещали, напоминали о смысле и роли Крещения Руси в судьбе наших народов.
В нынешнем году вся информация свелась ко лжи, злобе, инсинуациям и провокациям против Всеукраинского крестного хода молитвы, любви и мира, который проводила Православная церковь Украины к празднику. Оболгали, сами же правоохранители организовали провокации, чтобы дискредитировать верующих.
- Каким образом?
- В Сети много материалов по этому поводу, но я лично оказался свидетелем одной и, надо сказать, достаточно глупой истории. Европейскую площадь в Киеве, как вы знаете, правоохранители заблокировали со всех сторон, поставили металлоискатели, людей подвозили автобусами, выгружали, выстраивали группами, брали в кольцо и вели к рамкам, затем возвращались за другой группой. На площади у Украинского дома люди выстраивались в колонны по епархиям и поднимались на Владимирскую горку. И вот здесь, на ступеньках Украинского дома, расположился филаретовский пикет во главе с нашим старым знакомым, бывшим нардепом, погромщиком православных храмов, руководителем раскольничьих братств Александром Гудымой. Они держали большие плакаты типа «Московский патриархат — прислужники оккупантов», что Русский мир, Донбасс — пятая колонна агрессора и так далее.
Я еще удивился, как их пропустили: у меня маленькую журналистскую сумку на пару книг всю перетряхнули, а тут целые баулы с плакатами пронесли. Они, как водится, что-то вопили, но никто на них не обращал внимания. Мы подошли, поздравили их с Днем Крещения и поблагодарили за то, что помогают правильно реконструировать летописные события, ведь перед Крещением киевлян бесы тоже бесились. И у нас получалось, что десятки тысяч людей идут, молятся, поют христианские песнопения, крестятся, а филаретовцы в сторонке бесятся. Все по преданию. Они погоготали, и мы расстались.
Так как эти подвозки-проверки растянулись на долгие часы, то мы ходили по площади, встречали колонны епархий. Когда вернулись к Украинскому дому, пикета уже не было, хотя никто не видел, что полиция их «загребла». Каково же было мое удивление, когда министр МВД Арсен Аваков вечером заявил, что не зря, мол, перестраховывались, поскольку задержали группу маргиналов-провокаторов Московского патриархата, «которые пытались развернутым плакатом «Донбасс — это Русский мир» нести киевлянам благость»! Хотя Гудыма — это один из руководителей «Киевского патриархата». Какая от него может быть «благость»? И эту провокационную глупость понесли все СМИ. МВД хотелось высосать из пальца хоть какую-то политическую составляющую крестного хода, оправдывая инсинуации своих руководителей, желавших его сорвать, вот они Гудыму и подсунули.
- А Аваков — борец с «Русским миром»?
- У нас никто не знает, что такое «Русский мир», но все с ним борются. Хотя историческими борцами были большевики, они запретили «Русский мир», «отряхнули его прах» со своих ног.
- Но вместе с тем правоохранители защищали от радикалов…
- Конечно, спасибо им за это. Но странная практика: сначала натравить экстремистов, а потом от них защищать. В Одессе не смогли противостоять радикалам, которые заблокировали верующих, в Борисполе не смогли уберечь верующих от унижений и оскорблений, в иных местах они сами создавали огромные проблемы. Моя супруга попала в эту круговерть на Житомирской трассе: с утра пораньше 26 июля поехала встречать крестный ход за город, чтобы пройти с ним километров 15 до чернобыльского Феодосиевского храма в Киеве. Их вымотали по полной программе: полдня держали на солнцепеке, не пускали из-за якобы заминированной трассы (хотя автомобильное движение никто не останавливал), затем пустили окольными путями. До дома добралась лишь к полуночи, на деревянных ногах, в ломотах, в охах-вздохах, впрочем, с радостным чувством выполненного долга. Но ведь в ходе участвовали не только пожилые, но и очень старые люди, а также дети. Им-то для чего эти испытания? В Киеве молебен длился полчаса, а сборы с проверками затянулись на много часов. По сути, около ста тысяч верующих были заблокированы на несколько часов на Европейской площади и в парке Владимирской горки. Тысячи полицейских и нацгвардейцев, металлоискатели, милицейские машины, а вот обеспечить паломников и полицию питьевой водой, биотуалетами не удосужились. Поэтому вымотались и правоохранители, и верующие.
- Но это ведь впервые такое отношение?
- В том-то и дело. В прошлом году в Киеве людей на крестном ходе было не меньше, никто ничего не проверял, полицейские были какими-то незаметными. У нас всегда было очень трепетное отношение к крестным ходам, паломничеству, что связано в первую очередь с наличием древнейших всеправославных святынь, таких как Киево-Печерская и Почаевская лавры, и многовековой всенародной традицией паломничества в эти святые обители. Историки говорят, что даже когда царица Елизавета Петровна или Екатерина Великая посещали Киев, то треть пути, от Новгород-Северского, шли пешком. Леонид Кравчук рассказывал, что помнит, как еще до войны его, малыша, родители-ровенчане брали в пешее паломничество в Почаевскую лавру, а это тоже пара сотен километров. Крестные ходы со святынями у нас постоянно по епархиям совершаются — это часть религиозной жизни. Я не помню, чтобы кто-нибудь — радикал или не радикал — пытался осквернить их, как это мы видели в Борисполе.
- Ну, а чем все-таки это можно объяснить?
- Наверное, ожесточением. У нас недавно освободили журналиста Руслана Коцабу, который два года назад объявил войну на Донбассе гражданской и выступил против мобилизации. Его посадили в тюрьму, а вот сейчас европейские правозащитники добились его освобождения. Он два года в заключении был ограничен в информации, а теперь две недели осматривался, изучал обстановку и в результате заявил, что «Украина заражена ненавистью». Два года назад такого еще не было. Мы-то на воле привыкли, что наши СМИ, политики ежедневно накачивают людей злобой, но не замечаем, как сам народ меняется качественно. А Руслан увидел, и это трагично, поскольку ненависть не только опасна для других, но и губит ненавидящего.
- А что вам в крестном ходе больше всего запомнилось?
- Когда два крестных хода встретились перед подъемом на Владимирскую горку, из каждой колонны вышло по одной маленькой девочке, они взялись за руки и пошли перед соединенным крестным ходом. За ними шествовали крест, чудотворные иконы, митрополиты-наместники лавр и все люди. Два хрупких создания, которые прошли сотни километров, олицетворяли надежду на мир и жизнь. Это было проникновенно и символично. И молебен, и крестный ход, и праздничное шествие в лавру — все было возвышенным и вдохновляющим. Ведь верующие — это не худшая, а лучшая часть общества. И вот такие люди в огромном количестве собрались в одном месте. Какие замечательные светлые лица этих матерей, стариков, детей, мужчин-тружеников, молодых людей! Там были и участники АТО, и родственники погибших. Доброта, совестливость, простота, участие, полное отсутствие злобы, агрессии, крикливости. Не наигранное и отрепетированное, а подлинное. Это сейчас у нас так необычно! Ведь мы людей-то видим по телевизору, а кого туда тянут? Всевозможных политических активистов — все это проплаченное, ехидное, крученое-верченое, лживое, тщеславное. Я встретил на горке коллегу-журналиста, который в администрации президента какие-то медийные проекты осуществляет, и спросил: почему вы готовы перед всем воинствующим, балаклавным, агрессивным стелиться, оправдываться, брать под козырек, а вот настоящее, народное в упор не видите? Ведь и мэрия, и кабмин, и администрация, и парламент — в двух шагах, но никто из власть имущих, за исключением нескольких парламентариев, не вышел к народу, хотя их приглашали участвовать в торжествах. Он не знал что ответить.
- Но многие политики приняли участие в филаретовском «крестном ходе»?
- Не думаю, что многие, просто они более яркие: с флагами шли, в камуфляже, речевки вопили, типа «Слава нации — смерть врагам!», только факелы не жгли, потому что день был.
- Многие комментаторы отмечали противостояние между Московским патриархатом и Киевским на этих празднествах. Их постоянно сравнивали.
- Вы знаете, со злого и коварного языка отлученного от Церкви Михаила Денисенко, унии, воинствующих религиоведов, а более всего — по невежеству СМИ, украинских и российских, тысячелетняя Православная церковь в Украине, к которой принадлежали и равноапостольный князь Владимир, и Ярослав Мудрый, и преподобный Нестор Летописец, и Сковорода, и Шевченко, и Грушевский, и все поколения украинцев до 1990 года, у нас именуется «Московским патриархатом», а паразитические, не признанные в христианском мире секты, возникшие при Горбачеве и в первые годы независимости, коим без году неделя, — «патриархатами киевскими». Это было сделано для того, чтобы сбивать людей с панталыку: дескать, древняя, историческая Церковь — «чужая», «московская», а разношерстные, русофобские, этнофилетические секты — «свои», «украинские». С «киевскими патриархами» и даже одним «вселенским». Первым по времени «Киевским патриархом» объявил себя Юрий Кривоногов, родоначальник «Великого белого братства». Разумеется, никакого отношения к Крещению Руси все эти патриархаты и патриархи не имеют.
- Но ведь УПЦ — часть Московского патриархата?
- Она древнейшая часть Русской православной церкви, которая и родилась на берегах Днепра. Московский патриархат — это второе название РПЦ по месту пребывания избранного всей Церковью патриарха в Москве, куда кафедру древних Киевских митрополитов перенес митрополит Киевский Петр. Кстати, Михаил Денисенко всю свою дораскольничью жизнь только и мечтал о том, как бы московскую патриаршую кафедру возглавить. До 1990 года епархии Русской православной церкви на Украине были объединены в экзархат, а затем экзархат был преобразован в самостоятельную и независимую в управлении Украинскую православную церковь. Она так и зарегистрирована, без всяких «МП», и так себя именует. Эта та самая Церковь, которая родилась в Киеве и существует 1028 лет. У нас все самозванцы-раскольники в свои титулы вставляют «Русь», чтобы подчеркнуть свою мифологическую древность, а древнюю Церковь объявляют «московской», будто она из Москвы пришла, хотя она появилась задолго до основания Москвы. Вот на этих подтасовках раскольники и играют, а СМИ, в том числе и российские, им в этом потворствуют.
- Вы считаете, что раскольники не должны участвовать в Дне Крещения Руси?
- Конечно. Это же кощунство! Денисенко отлучен от Церкви через анафематствование. Его даже на порог ни одного православного храма никто не пускает. Ни в Греции, ни в Грузии, ни на Святой Земле. Он туда и не ездит. Католики признают прещения православных, поэтому ни в Польше, ни в Италии, ни в Испании его тоже никуда не пустят. У нас же власти водят его по всем христианским торжествам, как козу-дерезу, еще и обращаются «Ваше Святосте», хотя надо обращаться «Ваше Лукавство», поскольку от лукавого произошел.
Как, когда и где родилась Русская православная церковь, подробно описано киевлянином преподобным Нестором Летописцем, который еще застал людей, чьи родители или дедушки сами были крещены. Сыновья и дружина князя крестились в Крещатом ручье, который впадал в Днепр у основания Владимирской горки. В том месте была построена часовня с колодцем, а в 1808 году возвели колонну в честь двух событий — Крещения Руси и получения Магдебургского права, она называлась памятником князю Владимиру. Это был первый памятник в Киеве. Сюда на Крещение Руси традиционно совершались крестные ходы, Киевские митрополиты освящали воду, после чего город широко отмечал этот праздник гуляниями, фейерверками.
Киевлян же крестили на Подоле, под Владимирской горкой, где речка Пойчайная впадала в Днепр: вошли в воду и стояли одни до шеи, другие по груди, некоторые держали младенцев, священники же совершали молитвы. Были крещены от воды и Духа, так родилась наша благодатная, спасительная Церковь. Первым Киевским митрополитом был святитель Михаил, в его честь в Киеве есть храм. Блаженнейший митрополит Онуфрий — 122-й митрополит Киевский, законный преемник всех киевских святителей, как и Украинская православная церковь — Церкви Руси. Это ее день рождения.
- А какое отношение к этому событию имеют раскольники?
- Где, когда и как родились «киевские патриархаты», тоже известно. Первый — «УАПЦ-Киевский патриархат» родился в 1989 году на кухне в съемной квартире на Ереванской улице, где собирались столичные культурологи, правозащитники-диссиденты (журналист Сергей Набока, кибернетик Лариса Лохвицкая и другие). В 1980-е годы, как антисоветчики-националисты-сепаратисты, они прошли через советские лагеря, на религиозной стезе их объединяла лютая ненависть к гонителю националистов, гебисту и верному прислужнику партии — митрополиту Филарету (ныне — отлученный от Церкви Денисенко). Они и придумали «альтернативную» Церковь, которая призвана была стать прибежищем для всех запрещенных Филаретом за национализм и антисоветчину священников. Она была зарегистрирована Советом по делам религий в октябре 1990 года. Огромную поддержку новая структура получила от Народного Руха Украины за перестройку: эта политическая партия не только призывала своих членов создавать общины УАПЦ, но и давлением переводила православные общины в УАПЦ в Галиции, где получила в 1990 году власть. В отместку все тому же Филарету, который активно боролся с руховцами и лидером Руха Черноволом, объявляя их бандеровцами-убийцами. На нынешних торжествах на Владимирской горке этот «киевский патриархат» представлял «епископ Вышгородский» Василий Черпак.
- Но это не филаретовский патриархат?
- Нет. Филаретовский моложе на два года. О рождении УПЦ-КП очень подробно рассказал его основатель — сам Денисенко, выступая 12 мая сего года во Дворце «Украина» на собственном «юбилее». Он поведал, что после Харьковского архиерейского собора 27 мая 1992 года, где его за многочисленные церковные преступления выгнали из руководства УПЦ, лишили всех степеней священства, от него все отвернулись — и архиереи, и епархии, и монастыри, и приходы, — он остался один-одинешенек и коротал тоскливые дни, по обыкновению, в Феофании. Это номенклатурная больница 4-го Управления, киевская «кремлевка», где поддерживали здоровье ветераны партии, правительства и КГБ. И здесь ему в палате явились, как два шестикрылых серафима, Бенцион Тернопильский и Николай Поровский, из бывших коммунистов-комсомольцев, помощники президента Леонида Кравчука, который во времена Союза руководил атеистической работой в ЦК КПУ.
Кравчук вместе с Филаретом, выполняя линию партии, закрывали в Украине ежегодно по полторы сотни православных храмов. Эти вестники президента и предложили Михаилу Антоновичу создать свой «киевский патриархат». Конечно, не для спасения людей, народа и человечества (я полагаю, что Тернопильский и Поровский как правоверные коммунисты-атеисты и крещены-то не были), а для спасения финансовых секретов и денег партии, которые оказались на церковных счетах УПЦ, а также прихватизации Владимирского собора и резиденции митрополитов на Пушкинской. Все это должно было перейти под контроль новоизбранного митрополита Киевского и всея Украины Владимира. У нас ведь странная история с «золотом партии» вышла: когда Компартию Украины после путча в 1991 году запретили, то на ее счетах оказались ноли. Премьер Витольд Фокин чистосердечно поведал, что все компартийные деньги по распоряжению Кравчука были перечислены Филарету. Не нашли и партийный горбачевский миллиард для чернобыльцев. Самая богатая организация страны с двумя миллионами членов, огромной собственностью оказалась нищей.
- А Филарет отрицал наличие этих денег КПУ на церковных счетах?
- Напротив, даже поблагодарил родного Леонида Макаровича. Но дело было не в деньгах, а в их количестве. Он поблагодарил за миллионы, а ушли-то миллиарды, причем еще до запрета КПУ, как утверждал искавший эти деньги и погибший Владимир Романюк, «патриарх УПЦ-КП». Поэтому партноменклатура и КГБ заметали следы и никого не подпускали к своим финансовым секретам. Задумку этой «феофаньевской троицы» власти реализовали в пожарном порядке: по указанию Кравчука боевики УНА-УНСО Корчинского под прикрытием милиции захватили Владимирский собор и резиденцию, за три (!) дня СБУ-КГБ и нардепы склепали подконтрольную Филарету конторку «рога и копыта», объявив его «УПЦ-Киевским патриархатом». Еще не успели ее зарегистрировать, как вице-премьер правительства Олег Слепечев, курировавший внешнюю торговлю, подписывает распоряжения финансовым учреждениям, согласно которому все счета УПЦ в отечественных и зарубежных банках остаются под контролем Филарета. В этом стержень филаретовского патриархата, остальное — антураж. Как незаконную организацию Генпрокуратура Украины дважды (в 1993-м и 2002 годах), снимала УПЦ-КП с регистрации, правоохранители обнаружили под крышей филаретовского «Киевского патриархата» целые мафиозный спрут: и банк, основанный Филаретом, и множество фирм, занимающихся коммерческой деятельностью с «криминальным сокрытием от налогообложения», и военизированные наемнические структуры. Но мафия на Украине могущественна и бессмертна, поэтому Денисенко до сих пор на плаву со своим «Киевским патриархатом».
- В каком году «УПЦ-Киевский патриархат» был зарегистрирован?
- В июле 1992 года. Понятно, что государственная регистрация никакой спасительной благодатью никакие организации не наделяет, даже если они рядятся в священнические одежды и имитируют церковные службы. Филарет ведь тоже не свидетельствует, что их с Поровским и Тернопильским осенило, страх Божий объял. Видимо, все происходило по-деловому: поговорили, хряпнули, как было принято, за успех по рюмашке коньячку, икоркой закуси — и вот не было в Украине истинно патриотической, национальной «Церкви», и она появилась.
Поэтому раскольников надо вводить в днепровскую воду, кого по пояс, кого по грудь, иных с головой окунать, читать над ними молитвы, крестить, а потом уже совместно праздновать День Крещения Руси. Престарелого Михаила Антоновича я уже не знаю, сколько в святой воде держать надо, чтобы он наконец-то освободился от гордыни, злобы, лжи и нашел в себе мужество для покаяния.
- Тем не менее на государственных торжествах с участием президента он был на первых ролях.
- Наглость — второе счастье. К учреждению праздника расколы тоже никакого отношения не имеют. День Крещения Руси как государственный праздник был учрежден по инициативе УПЦ. Священный Синод неоднократно обращался к президенту Кучме учредить праздник в честь святого Владимира — Крестителя Руси. Но лед тронулся лишь при президенте Викторе Ющенко. По благословению Блаженнейшего Владимира православная общественность решила широко отметить 1020-летие Крещения Руси. Филаретовцы и униаты зло высмеяли эту идею: дескать, придумывают православные всякие нелепые юбилеи. Однако ею проникся Виктор Ющенко: он полетел в Москву, встретился со Святейшим патриархом Алексием, пригласил его на торжества, тот в свою очередь направил приглашения поместным Церквам.
Священный Синод УПЦ своим решением перенес празднования Крещения Руси с 14 августа, когда оно отмечалась по календарю, на 28 июля, совместив день преставления равноапостольного князя с Днем Крещения. Власть дала указания другим конфессиям поддержать идею праздника. Ющенко издал указ о Дне Крещения как государственном празднике. В 2008 году впервые прошли всеправославные торжества в Киеве, их возглавили Святейший патриарх Алексий и Святейший патриарх Варфоломей, были делегации всех поместных Церквей. Концерт в честь Дня Крещения рок-музыкантов из Украины, России, Грузии собрал сто тысяч зрителей на Крещатике. Эта традиция, объединяющая всю страну, укреплялась, распространилась на все постсоветские страны и дальнее зарубежье.
В 2013 году в киевских торжествах приняли участие уже девять восточных патриархов, четыре президента, богослужения транслировались в прямом эфире в другие страны, День Крещения Руси отмечали на всех континентах, в десятках стран. И в центре этих поистине всемирных празднеств были наш великий равноапостольный князь и наш великий златоглавый город. Киев напомнил о своей уникальной роли в судьбе христианства и человечества. Жаль, что эта традиция, в созидание которой вложено столько сил и лет, сегодня прервана. Разумеется, никакие «киевские патриархаты» в православных тожествах участия не принимали, поскольку нельзя смешивать святое с многогрешным даже в праздник. Они себе как-то сами отмечали.
- Вы сказали, что традиция прервалась, но ведь прошло мероприятие с участием президента на Владимирской горке.
- Это разве праздник? По сравнению с тем, как праздновали до Октябрьской революции, это торжественная линейка в пионерлагере. Ни радости, ни сердечности. Построили по непонятному ранжиру, с анафемой в первом ряду, именинницу — Украинскую православную церковь — даже не поздравили. В речи президента, составленной филаретовцами, прозвучало много несуразностей, которые уже и изобличать неловко, а также несправедливых нападок на Православную церковь. Естественно, в ней ни разу не был упомянут и вожделенный мир, за который, по опросам, выступает подавляющее большинство населения нашей измученной страны. В молитве о мире, любви и процветании нашего земного Отечества, Украины, сотни тысяч православных верующих совершили подвиг крестного хода, приуроченного ко Дню Крещения Руси. Но и их не помянули ни одним добрым словом. Все как-то призабыли, что святой князь Владимир потому и стал великим правителем, что слушал Церковь Христову, Православную, а не поучал ее. Он не только понимал, но и жизнью своей подтвердил истину о том, что как власть относится к Церкви, так и Бог относится к власти. И об этом всем и всегда надо бы помнить.
КИЇВ. Відійшов до Господа клірик єпархії протоієрей Ігнатій Моісеєнко
ВІННИЦЯ. Депутат-благодійник хоче забрати храм у віруючих і віддати його місцевій владі