Наместник Киево-Печерской Лавры митрополит Павел: «Для меня Афон является Святой Горой, на которой действительно сияет благодать истинная и сила»
Интервью с митрополитом Вышгородским и Чернобыльским Павлом о духовной связи Горы Афон и Успенской Киево-Печерской Лавры
– Ваше Высокопреосвященство! Мы Вас благодарим за возможность с нами встретиться и хотим поговорить о преподобном Антонии.
Этот год для Лавры, для нашей страны и вообще для исторической Руси особенный, потому что празднуется 1000-летие русского монашества на Святой Горе Афон. На Афоне даже есть документ, который датируется 1016 годом. Не могли бы Вы, владыка, рассказать об особенностях возникновения монашества на Руси и его связи с Афоном?
– Благодарю Вас, отец Иларион, за интервью.
Я сегодня еще раз благодарю Бога и братию, всех тех людей, которые читают наш сайт, и в первую очередь призываю к хранению истины Святого Православия, которую дал нам Сам Господь через Своих избранников: апостола Андрея Первозванного, преподобных Антония и Феодосия, других великих угодников Божиих.
Киевская Русь тогда имела особое благоволение Божие, к ней было проявлено величайшее милосердие Богом. Андрей Первозванный, ученик Христа, брат великого апостола Петра, первый пришел на эти святые горы, водрузив Крест и сказав: «Здесь быть граду великому и множеству церквей». По Божию благоволению и благословению так и произошло. Господь непреложный в Своих словах, исполняет все то, что Он обещал, то, что Он послал для нашего с вами спасения.
Преподобный Антоний, наверное, видел труды и подвиги первого митрополита Киевского Михаила, видел и других подвижников. Я больше чем уверен, что после проповеди апостола Андрея Первозванного здесь появились епископы и священники. Так была проявлена спасительная Божественная сила.
Вполне возможно, что преподобный Антоний не думал о возвращении на эту землю с Афона. Так бывает и с нами, когда мы вкусили благодати Божией, после этого не хотелось бы возвращаться в те места, в которых уже другой смысл жизни, отличается сам уклад жизни.
На Афонской горе принял его старец игумен, и он воспылал Божественным огнем. Тогда, в то время, тоже не так давно Афонская Гора воссияла благодатью Божией. Принесли и хранили слово истины там преподобные Петр и Афанасий, другие великие угодники Божии, имен которых мы сейчас по сути не знаем. Но преподобный Антоний превосходил этих великих старцев, и Господь указал по молитвам Божией Матери игумену, чтобы тот направил его на Святую Русь.
И вот преподобный Антоний принес ту искру веры, тот Фаворский свет, Божественную благодать с Афонской горы на Киевские горы. Зерно истины укоренилось и принесло сторичный плод. Он зажег лампаду, которая не гаснет Божией милостью до сегодняшнего дня.
Святой был не один. Пришли к нему бояре такие как Варлаам, Никон, пришли и другие великие угодники Божии Печерские: Феодосий, Стефан, Нестор Летописец, Алипий иконописец. И вот с тех времен история монашества не прекращалась, и я верю – не прекратится по молитвам Антония под Покровом Божией Матери в нашей святой обители.
Уже двадцать третий год я несу послушание Наместника и скажу, что всегда чувствуется особая благодать молитвенная, предстательство преподобного Антония. Он является игуменом этой святой обители. Он собрал и собирает духовных чад. Я просил его: «Отче, пошли нам еще хоть пару таких хороших подвижников». И поверьте, он и правда посылает.
Все у нас началось с приходом в Киев преподобного Антония, я бы сказал – с Киево-Печерской Лавры. Начала развиваться государственность, пошло развитие культуры, науки, письменности, медицины, и всей существующей цивилизации. Но и после – когда было хулимо имя Божие, Господь не отступал от нас во время безбожной власти. Господь пребывает со Своим народом, со Своими духовными чадами, которые терпят за слово истины. Ибо Господь сказал: «Будете все ненавидимы за Имя Мое».
За что? За то, что Господь учит Своих чад, Свою паству не красть, не обманывать, не клеветать, а жить по Заповедям Господним.
Мы, верующие, гражданские юридические законы не нарушаем, так как исполняем самый главный высший Закон – Заповеди Божии. Мы знаем, что нужно поклоняться Единому Господу, чтить церковные праздники, чтить наставников, ходить в храм, молиться, не делать другим того, чего себе не желаешь. Молиться за правительство, молиться за народ Божий, мы это все совершаем.
Исполняя Закон Божий, преподобный наш отец Антоний явился родоначальником монашества на Святой Руси, отсюда пошли и мученики, и исповедники, и святительское служение, и все то, что есть в нашей Церкви благодаря этому великому угоднику Божьему.
– Владыка, Вы только что рассказали, как изменилась история нашего государства благодаря преподобному Антонию, благодаря тому, что именно здесь и засияла звезда монашества. И отсюда все пошло. Но что взамен получила земля Афонская, что дало русское монашество этой земле, и чем для вас лично является эта земля – Афон?
– Для меня Афон является Святой Горой, на которой действительно сияет благодать истинная и сила. Но с сожалением хочу сказать, сейчас уже не то, что было раньше, когда люди шли с благоговением, с трепетом, чтобы прикоснуться к этой Святой земле.
Что получила Афонская Гора от русского монашества? Получила все. Получила монашество, получила финансирование, получила пропитание, получила книгопечатание, получила все, что необходимо для жизни человека в особенности в царские времена, когда народ за одно слово Иерусалим или Афон отдавал даже свою жизнь, лишь бы это было процветание и спасение. Поэтому Афон не должен забывать о том, что сегодня много представителей славянских народов там живет, русских монахов в каждом монастыре предостаточно, которые свидетельствуют с молитвой о любви Богу и являются украшением Святой Афонской Горы.
– Владыка, на днях начинается празднество, и знаем, что делегация во главе с Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием, с Вами, братией Лавры отправляется на Святую Гору Афон. Вы могли бы кратко рассказать, как будут происходить там празднования и у нас здесь в Лавре, может быть даже на родине, насколько мы знаем, преподобного Антония в Чернигове, в Любече?
– С благословения Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия (он едет во главе) наместники трех лавр, управделами владыка Антоний, еще некоторые епископы – все мы совершим воздушное путешествие на благодатную Гору, Дом Божией Матери, Афонскую. Там будут богослужения в Пантелеимоновом монастыре, а также будет освящение святого храма в честь преподобного Антония Печерского. К сожалению, он построен не украинскими благодетелями, не представителями украинского народа, хотя Украина должна быть всегда благодарна за этот великий дар Богу.
По окончании Божественной Литургии мы отслужим молебен и направим свои стопы опять же в Киево-Печерскую Лавру. Будут представлены в дар нашей обители икона преподобного Антония и икона Божией Матери Скоропослушница (из монастыря Дохиар).
Святые образа написал один благодетель на Афонской горе, он дарит. Икона Скоропослушница будет стоять в Успенском соборе, в притворе с левой стороны. Иконы преподобного Антония также будут находится одна в соборе, вторая – в пещерах.
И в день памяти великой русской княгини Ольги будет совершено богослужение, начнутся торжества по случаю 1000-летия монашества на Афоне и на святой Киевской Руси.
С 29 июля крестный ход с иконами направится на родину преподобного в город Любеч, где будет совершено всенощное бдение, Литургия, крестный ход в пещерки, где подвизался и проводил молитвенное предстательство перед Богом преподобный Антоний, оттуда в субботу мы направляем свои стопы в Черниговскую епархию, в Елецкий монастырь, который основан преподобным Антонием. Там мы совершаем всенощное бдение в субботу, и люди прикладываются к иконам. И в 8.30 в воскресенье из Елецкого монастыря переносится чудотворная икона Антония в Троицкий кафедральный собор, где совершается торжественная Литургия в сослужении владыки Амвросия митрополита Черниговского, и уже после этого будет служиться молебен благодарственный, икона еще останется на некоторое время в Чернигове, а мы возвращаемся в Киев.
В эти дни в Киеве тоже будут происходить великое торжества. 27 числа эти все иконы будут пребывать часть времени на горке князя Владимира (Владимирской горке), также будут находится в Киево-Печерской Лавре для поклонения верующими.
Я бы хотел бы обратиться ко всем верующим и неверующим людям. Мы являемся участниками великого события. Мы должны за это благодарить Бога. Призываю на Вас мудрость, которая так необходима человеку. Не слушайте тех, кто клевещет на Церковь, на монашество, на каждого из нас. Не верьте дьявольским наветам. Те люди, которые льют всякую грязь на Церковь, они не знают молитв, не знакомы с историей Церкви. То, что они делают, это проявление их бесовского эгоцентрического «Я».
Поэтому, дорогие братия и сестры, если вы не желаете участвовать, вас никто не заставляет. Но не делайте больно своим детям и внукам, не привлекайте гнев Божий на свои семьи, родных и близких, потому что то, что сегодня совершает Церковь, что делаем мы, верующие люди, оно для вашего блага, для мирного неба, для плодоношения земли. Если бы не было праведника в нашем городе, в нашей стране, уже не существовал бы город, и было то со всеми нами, что с Содомом и Гоморрой.
Поэтому постарайтесь сохранить мир в своей душе. Потому что Господь Своим милосердием исправляя, может наказывать. Но если поддадитесь действию врага рода человеческого, будете с неуважением отзываться о Церкви, тем очень тяжело вы накажете своих родных и близких. Не разобравшись, они будут приносить вред Церкви, и их настигнет гнев Божий.
Казалось бы, ничего не сделали римские воины, всего лишь смотрели как иудеи изощрялись, совершали насилие над Христом. Вспомним, какая участь постигла Пилата. Посмотрите, что стало с Иродом, что стало с римскими воинами. До сегодняшнего дня мы видим, как иудеи, пролив неповинную кровь Спасителя, навлекли страдания. Рассеяние по земле приносит им не радость, а печаль.
Вот поэтому призываю на всех Божие благословение. Мы счастливы, что у нас есть сегодня Лавра в нашей стране, есть такая милость Божия. Вся история свидетельствует, что мы люди, Божии, Царское священство и народ, благословенный Богом. И Господь зримо и незримо помогает на всех жизненных путях.
– Владыка, с 1994 года Вы являетесь наместником Лавры. Вы очень долго состоите в монашеском чине. За годы, когда Вы стали Наместником, постригли очень много братии. Что Вы лично чувствуете, когда совершаете постриг монашеский, и что бы Вы хотели сказать молодым людям, которые приходят в Лавру, чтобы отдать всю свою жизнь на служение Богу.
– Конечно, это вопрос очень трогательный и щепетильный, у многих вызовет смех, или иронию какую-то. Но я вам скажу, что я испытываю не меньше страданий, как мать рождает ребенка, когда постригаю, переживаю о том, что будет с этим человеком. Она рождает – телесно страдает; но я честно говорю, от души: я страдаю и телесно, и духовно. Я не знаю, что будет с этим новопостриженным младенцем, человеком. Он может быть и в возрасте, но он – дитя Божие, и каким он пойдет путем, будет он иметь действительно послушание, как наш игумен преподобный Антоний, игумены Печерские? Справится с укрощением своей плоти?
Да, я постриг, наверное, более 200 монашествующих, и всегда читаю труды старцев Египетских, великих подвижников: благочестия сколько в них было, духовных детей! Я не претендую на роль духовника, я знаю, что я недостоен, но Господь вручил мне эти святые души, и переживаю за них даже более, чем за себя.
Потому что знаю, если они не обретутся в обители Царства Небесного, то мне закрыт туда также вход. Я переживаю, страдаю, молюсь. Мне больно, когда уходит брат на сторону далече как блудный сын. Конечно, это страшно. Для кого-то из отступивших может было бы лучше умереть в святости, чем идти на грех, позорить своих родных, близких, приносить страдания братии святой, той, которая живет в обители. Поэтому верю, что Господь не оставит мои молитвы о них, и не одна душа не погибнет.
Я всегда держу в своем уме слова великого нашего аввы, преподобного Феодосия: «Даже если будут похожи на трость ветром колеблемую, то спасутся, если они будут в Киево-Печерской Лавре. Молюсь за всех, кто здесь жил, кто направлен по послушанию, а кто удалился с обители самочинно, за них не молюсь». Этот человек переходит в руки, конечно, недоброго, нежеланного хозяина.
Поэтому, дай Бог, чтобы и мы, монашество, послужило достойно. Чтобы посвятить жизнь спасению собственной души, чтобы не принести никому соблазна, чтобы Господь сохранил и братию, и их сродников, их родителей, которые посвящают своих детей на служение Богу, и чтобы Господь сохранил обитель, страну и каждого живущего человека в этом мире.
Я еще хочу выразить большую благодарность родителям и сродникам тех братий, которые здесь подвизаются, и не только в этой святой обители. Сначала родители думают, что это что-то страшное.
Родители, если бы Вы знали, как они счастливы! Вы подобно Иоакиму и Анне, Захарию и Елизавете, матери Самуила отдали своих детей на служение Богу. И пускай они будут благословенны, и вы имеете отраду и утешение в своих чадах, потому что Вы принесли не сторичный, может, а тысячный плод для спасения собственной души. И кланяюсь вам до земли и благодарю вас, дорогие родители, за плод, принесенный Богу.
– Владыка, мы Вас благодарим за беседу, потому что действительно, круглая дата, очень много лет прошло, но мы тоже являемся продолжателями подвига преподобного Антония в меру своих сил. А Вы, владыка, духовный его родственник, потому что являетесь игуменом монастыря, Наместником.
Пусть Господь укрепляет Ваши силы, чтобы еще долго Вы служили Божией Матери, преподобным, а мы будем стараться изо всех сил подражать Вашей жизни и жизни преподобных.
– Спаси, Господи!
– Благодарим Вас, владыка!
Редакция сайта www.lavra.ua
РІВНЕ. У Чудниці представник Київського Патріархату жорстоко побив вірянку УПЦ