КИЕВ. Состоялась презентация книги о ранее неизвестном казачьем ските на Афоне
Книгу о ранее не известном казачьем ските в единственной в мире монашеской республике Афон презентовали сегодня в Киеве. Посвященная исследованию пресс-конференция состоялась в столичном информационном агентстве «Укринформ» 29 сентября.
В мероприятии приняли участие директор Международного института афонского наследия в Украине, автор книги «Духовное Запорожье на Афоне. Малоизвестный казачий скит «Черный Выр» на Святой Горе» Сергей Шумило, а также директор Научно-исследовательского института казачества Института истории НАН Украины, доктор исторических наук Тарас Чухлиб и заслуженный артист Украины, лидер группы старинной музыки «Хорея Казацкая» Тарас Компаниченко.
Обнаружить скит удалось после того, как историк Сергей Шумило наткнулся на переписку основателя обители схииеромонаха Григория (Голубенко) с последним кошевым атаманом Запорожской Сечи Петром Калнышевским.
«Эта обитель преимущественно заселялась бывшими казаками. Одни из них принимали монашеский постриг и оставались в монастыре навсегда. Другие прибывали с Запорожской Сечи на Афон в паломничество: какое-то время оставались в обители, чтобы набраться духовных сил, отдохнуть от военных будней, а потом вновь возвращались на Сечь», — сказал историк.
По словам исследователя, монахи – славяне пребывают на Афоне уже около тысячи лет (начиная от принесшего монашеские традиции на Русь преподобного Антония Печерского). Основанный в 1747 году запорожскими казаками скит «Черный Выр» стал первой именно украинской обителью на Святой Горе. Более известный казачий Свято-Ильинский скит, в котором подвизался святой Паисий Величковский, появился 10 лет спустя.
Петр Калнышевский был ктитором (меценатом) обоих скитов. Его переписка со святым Паисием была издана книгой «Преподобный Паисий Величковский и Запорожская Сечь».
Название скита, скорее всего, связано с тем, что летом в этой местности сходятся спускающиеся с гор водные потоки, они создают омут, черного цвета.
Исследования обители продолжаются. «Буквально недавно удалось найти интересный документ — письмо 1912 года иеросхимонаха Антония (Булатовича) императору Николаю ІІ, в котором он обращается с просьбой помочь восстановить этот скит», — сказал Сергей Шумило. Как оказалось, при основании обители казаками с помощью гетмана Кирилла Разумовского императрица Елисавета положила в банк для монастыря очень большие средства. В письме отец Антоний просит императора найти эти деньги.
Хотя сам скит пребывает в плачевном состоянии, достаточно хорошо сохранился его храм (кафоликон) Рождества Богородицы с двумя приделами (один — в честь всех преподобных Киево-Печерских). На сегодняшний день найдены фрески, иконы, предметы быта.
О восстановлении скита, по словам историка, говорить пока рано. «Речь идет об изучении скита, говорить о возобновлении преждевременно, пока это невозможно», — заключил Сергей.
«Вы открываете тайны и то, что Вы сделали, является сегодня научной сенсацией, — обратился к автору рецензент книги Тарас Чухлиб. — Очень приятно, что много журналистов освещают это событие. Я думаю, что это войдет в традицию нашего медиапространства — когда мы будем освещать в новостях не только криминальные новости, но и новости науки, культуры».
Наша история богата тайнами, напомнил он, и ученые их раскрывают. В своем выступлении Тарас Чухлиб рассказал о связях жителей современной Украины и афонским монашеством, привел примеры помощи казаков Церкви.
В конце пресс-конференции Тарас Компаниченко рассказал о духовных песнопениях, которые пели казаки (скорее всего и на Афоне, считает Сергей Шумило), и исполнил одно из них.
http://foma.in.ua/
ГОРЛОВКА. Митрополит Митрофан: Христиане обрели новый взгляд на жизнь
ЕРЕВАН. Армянская Церковь в третий раз в XXI веке совершила чин мироосвящения