Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

В день Великой Победы Киев победил страх

Илья Ромашин
Заметки киевлянина


Если вам скажут, что Киев задавлен страхом, не верьте. Сегодня, 9-го мая, в день Великой Победы над фашизмом мне довелось в этом убедиться.
Я родился в Киеве, и прожил здесь много лет. Я видел немало праздничных мероприятий к Дню Победы. Однако это были именно мероприятия. Всегда радостные, светлые, но – организованные. Сегодня всё было иначе.
Скажу сразу: такого количества людей, пришедших в Парк Славы, к Вечному Огню у могилы Неизвестного солдата по собственной воле, без малейшей организации (наоборот, преодолев официальное запугивание) я не видел никогда. Несколько часов подряд люди разных возрастов потоком двигались улицами Печерска к Обелиску Славы. Впрочем, обо всём по порядку
Вначале, утром настроение у меня было тревожное и даже тягостное. Улицы центральной части города и у метро «Арсенальная» были полупустыми. Невероятное количество милиции свезено было, видимо, со всей Украины. Офицеры в звании от майора до полковника стояли в оцеплении. Служащие ВСУ, в камуфляже, вместе с милицией закрыли проход к Вечному Огню и перекрыли всю проезжую часть. Ждали какого-то «парада». Возлагать цветы не пропускали. Юные волонтёры раздавали новую, придуманную властью эмблему – красный мак с чёрной дырой внутри (местные остроумцы уже прозвали этот символ «мечта проктолога»). Однако многие брали эти новые «правильные» знаки и бездумно прикрепляли на грудь. И не только молодые, что особенно огорчало. Хотя, что тут удивляться, говорил я себе, ведь все последние месяцы были использованы пропагандой на то, чтобы вытравить память о Победе некогда единого народа. В сознание киевлян вливались чудовищные вещи. Вплоть до абсурдного утверждения, что украинцы по ошибке, обманутые, воевали на стороне своего «врага» – СССР.
И всё же киевляне повели себя не так, как ожидала власть. Подчеркну – не «жители Киева» (они отправились на шашлыки и огороды), а киевляне.
Первая искра надежды появилась у меня, когда я увидел возле «Арсенальской пушки» группу людей с портретами родственников-участников войны и прикреплёнными к портретам георгиевскими ленточками. На ленточки косились стоявшие рядом военные в камуфляже, но молчали. Вторая искорка вспыхнула, когда я спросил у солидного полковника милиции, почему нас не пропускают к Вечному Огню, и он, весьма иронично улыбнувшись, ответил, кивнув на чёрные машины СБУ: «Так там же это…руководство».
Потом, правда, ещё пришлось потосковать и увидеть то, что называли «парадом». На деле это оказалось довольно жалким шествием нескольких оркестров в военной форме. Под бравурные марши прошлись украинские военные музыканты и приглашённые гости: оркестры из Польши, Литвы, Эстонии. Всего три. Заключил шествие неведомо откуда привезённый какой-то иорданский оркестр. Шли неровно, играли слабенько.
Наконец, к радости уставшего оцепления, кортеж руководства державой какими-то «задними дворами», невидимый, покинул Парк Славы. Показушные «парады» рассеялись, и тут, собственно, и начался Праздник.
Добавлю только своё впечатление о тех, исчезнувших в машинах с затемнёнными стёклами, с номера администрации президента. Они боятся. Именно они боятся, а не мы. Я видел киевлян, идущих с особым настроением. На лицах словно читалось: «вы заставляете нас верить и праздновать по-вашему, а мы будем праздновать по-нашему».
Потом, уже возвращаясь домой, я думал: откуда это небывалое многолюдство? Этот подъём? И понял. Это демонстрация презрения. К тем, кто у власти. К тем, кто запугивает, лезет в душу, в память семьи. К тем, кто сделал всё, чтобы за последние полтора года испоганить память о прошлом, о Победе. И ещё этим открытым многолюдством было сказано власти: «мы вас не боимся».
Ещё о георгиевских ленточках. Сначала они встречались редко. Но там, у Вечного Огня, не боясь обещанной расправы, десятки и сотни киевлян двигались, надев этот символ Великой Победы. Они шли мимо могилы маршала Рыбалко, памятника Ковпаку, рядом с могилами настоящих героев и к каждой плите с именем героя возлагали цветы. Тысячи цветов. У самого Вечного Огня цветов оказалось столько, что они образовали целую живую стену. Тут же, у Вечного Огня, развевались красные флаги двух гвардейских соединений Великой Отечественной. Звучали песни военных лет. Люди шли и шли потоком. Многие встречали знакомых. Почти никто заранее не договаривался. Просто двинулись из разных концов города к этому святому месту. И те, для кого оно свято, радостно встретились здесь.
Официальных речей почти не было. Несколько человек выступили от коммунистов и социалистов. Звучали поддержанные довольно горячо: «Да здравствует Советская Украина!» и «Слава советскому народу-победителю!». Но, повторюсь, всё это было стихийно, добровольно, по велению сердца.
Конечно, не обошлось без провластных кликуш (а как иначе, если граждане Украины круглосуточно обрабатываются телевидением, которое курируют фактические неонацисты). Но их истеричные выкрики тут же потонули в хоре голосов: «Слава Великой Победе!». Конечно, горько было видеть, что новый «маковый» знак псевдопобеды принял на себя известный актёр, сыгравший одну из главных ролей в нашем, глубоко киевском фильме незабвенного Леонида Быкова «В бой идут одни «старики». Но тут уж пусть каждый отвечает сам перед своей совестью. И всё же общий настрой Праздника был неожиданно бодрым, смелым, радостным.
Потом стало подходить киевское священство, епископы, сам Предстоятель, Блаженнейший митрополит Онуфрий. Вслед за нашими батюшками двигались миряне с иконами Серафима Саровского, Святого Георгия, Святого Владимира.
Нужно сказать, что Украинская Православная Церковь, в лице нашего Предстоятеля Блаженнейшего Онуфрия и его сподвижников, очень порадовала – вчера и сегодня. А главное, явила смелость и верность, столь необходимые нам сейчас. Все знают, что Блаженнейший Онуфрий, вместе с двумя епископами нашей Церкви (митрополитом Антонием и епископом Ионой вчера в Верховной Раде осудили войну и демонстративно не встали, когда Порошенко зачитывал имена «героев АТО». Всем киевлянам и всем верующим Церковь подала пример мужества. Не может христианин поддерживать тех, кто убивает своих братьев.
Трудно вообразить, сколько брани в СМИ и социальных сетях вызвал вчерашний поступок наших владык. Но тем большее уважение вызывает их бесстрашие. Быть может, по молитвам нашего мужественного Предстоятеля и киевлян сегодня оставил страх. А может, и не было этого страха. Был только обман и наваждение, которое стало теперь рассеиваться. И, даст Бог, исчезнет совсем.
В 13 часов по киевскому времени над холмами зазвучало: «Христос Воскресе из мертвых!». Так началась поминальная служба в память героев Великой войны. Сотни священников, тысячи киевлян повторяли: «Вечная память!».
Когда я возвращался домой, люди продолжали прибывать. Эскалаторы в метро были заполнены. Какие-то молодые ребята наперегонки подбегали к стареньким ветеранам и вручали гвоздики со словами «Спасибо за Победу!».
Может быть, кто-то увидел этот день другим. Наверняка, киевские телевизионщики, «птенцы Коломойского и Пинчука», покажут свою картинку. Но я увидел Киев таким, как рассказал – не испуганным, возмущённым наглостью властного давления и шельмования.
Мой покойный отец начинал Великую Отечественную в боях под Киевом. Иногда мне бывало стыдно перед ним. За наше равнодушие, трусость. Так вот, сегодня мне стыдно не было.