Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Анна Радзюкевич: «Для меня Православие – это вся моя жизнь»

 - Сегодня журнал «Przeglad Prawoslawny» отмечает свое 30-летие, поздравляем Вас с юбилеем. Анна, вы пришли работать в издание уже профессиональным журналистом, расскажите, как тогда выглядел журнал, с чего все начиналось? Какие проекты больше всего запомнились, какие задумки не удалось осуществить?

- За несколько лет до того, как я рискнула перейти в «Przeglad Prawoslawny», Евгений Чиквин мне уже делал предложения работать в ежемесячнике. А я даже не представляла тогда, о чем я там смогу писать. Евгений Григорьевич тоже еще не совсем понимал это. Говорит, поедешь на какой-нибудь деревенский праздник, сделаешь об этом репортаж. И позже я таки рискнула. Это был 1989 год, в ежедневной газете, где я тогда работала, мне сказали: если ты захочешь вернуться, мы тебя всегда примем. Такое положение дел добавляло уверенности.
На новом месте я очень быстро сориентировалась и поняла, что здесь очень много интересных тем. И если мне сейчас приходится писать на какие-то темы, которыми я ранее занималась, это прежде всего строительство, урбанистика, архитектура, то мне кажется, что это скучно и вообще неинтересно. В Церкви можно развиваться как духовно, так и культурно. В данном направлении я работаю уже 25 лет, и эта тематика меня вообще не утомила. А когда я работала в ежедневной газете, то такая работа меня вымотала уже через 10 лет. Из светского издания в «Przeglad Prawoslawny» я принесла разные жанры журналистики. Появилось понимание, что можно делать не только исторические, богословские исследования, но и использовать всякие жанры, такие, как репортаж, например. Мне казалось, что церковную газету надо делать так же, как и светское издание, но только немножко поменять тематику. Это должно быть интересно читателю. Надо быстро писать, развивать эту тему, чтобы как можно лучше передать. Если это исторический материал, то он непременно должен быть связан с современностью.

- Какие проекты за время работы в журнале вам особенно запомнились?

- Я считаю, что самым интересным проектом была фотовыставка. 10 лет тому назад мне пришлось быть организатором выставки о православии в Польше. Этот проект осуществлялся за государственные деньги, при поддержке Министерства культуры. Экспозиция должна была быть представлена за рубежом, сначала в Греции. Жанр мероприятий зависел от меня. Я придумала большую фотовыставку, хотелось также показать интересные православные иконы, которые есть в Польше. Мы задумали сделать слайдшоу и альбом на эту тему, и провести конференцию, и хор привлечь с духовными песнопениями. Было очень много идей, и, конечно, это все нужно было воплощать в жизнь. Но сразу же столкнулись с проблемой – не получалось договориться с Грецией. Наши власти нам совсем не помогали. Я имею в виду Польский институт в Греции, посольство Польши в Греции. Да и вообще власть относилась к православию как к чему-то инородному, как к непонятному меньшинству, а мне хотелось показать, что православие – это истинно наше и что оно веками влияло на все стороны польской жизни. Хотя сейчас нас очень мало, а было все по-другому. Когда-то почти половина населения Польши была православной, было огромное количество приходов, монастырей, издательств. Я не хотела показывать только современное положение дел, необходимо было представить и то, что было уже историей. Конечно, было трудно, и сложнее всего было убедить всех моих партнеров, что православие – это важно. Но с Божией помощью удалось. В Греции так и не организовали эту выставку, но получилось провести ее в Москве в выставочных залах Храма Христа Спасителя. Это был 2005 год.

Кроме того, мы сняли документальный фильм о православии в Польше. Картина получилась, по-моему, достойной. Это была работа хорошего режиссера – Ежи Калины. И мы представили этот фильм на выставке. Такие проекты готовят целые институты, а мне пришлось делать одной всю работу. И фотографии собирать, и технические вопросы решать. Открывал выставку Святейший Патриарх Алексей. На открытии присутствовал и Митрополит Варшавский и всея Польши Савва. После в российских СМИ было много положительных откликов о выставке. Потом проект путешествовал по разным странам. Уже приглашали даже представители нашего государства за рубежом: посольства и филиалы Института Польши – это структура, которая за границей занимается распространением польской культуры. Мы побывали и в нескольких городах Румынии и Болгарии, Словакии и на Кипре, и я уже даже не помню, где еще. В Польше также проводилась эта выставка – в городе Лодзе в рамках фестиваля «Диалог четырех культур». Выставка открывала фестиваль. Так что это оставило большие впечатления, потому что данный проект был очень сложным. Но самое страшное заключалось в том, что в Польше для поляков я была как русская, а для русских я была полькой. И поэтому не приходилось рассчитывать на поддержку ни с одной, ни с другой стороны.

- Скажите, есть ли у вашего журнала конкуренты среди печатных СМИ?

- Есть – «Церковный вестник», но у них тираж очень маленький. Я всегда говорю, что и мы нужны, и они. У них всегда представлены официальные церковные документы, отображаются последние события из церковной жизни. Мы в «Przeglad Prawoslawny» знаем, что это уже делает кто-то другой и что это для обыкновенного читателя не очень интересно. Читателя интересует, что он может для себя почерпнуть, чему он от церкви может научиться. Я говорю об обычных людях, не прихожанах, а просто рабочих, например, железной дороги или сельского хозяйства. Как им вести себя в церкви, и чему учиться у церкви, и как беречь свою культуру, свой язык, и почему его надо беречь. Чтобы человек сознательно понимал почему. Очень важно, чтобы читатель имел понимание о православии в других странах. Чтобы было понимание того, что православие это не только маленькая община в Польше, а что мы есть часть большой общины и что нас ничего не разделяет. Ни границы, ни языки. Чтобы было понимание, что мы очень близки. А в других изданиях нет места, чтобы говорить об этом, затрагивать такие темы. Нас интересует все, что связано с церковью. Например, биоэтика – очень непростая тема. Или столкновение цивилизаций – это тоже очень интересно. На первый взгляд может показаться, что это неинтересно, что это совсем не православная тематика. Что общего у медицины с православием? Однако медицинские вопросы тоже надо внимательно рассматривать с православной точки зрения. Я не говорю только об абортах, с этим все понятно: аборт – это грех. Например, трансплантация. Как далеко мы можем зайти в этом вопросе? Оказывается, что допустима только трансплантация кожи и почки, а все другое это уже большой вопрос: нарушаем мы биоэтические нормы или нет. Вот трансплантация сердца – это уже очень важная биоэтическая проблема. Когда мы сталкиваемся с медициной, мы всегда можем коснуться этих проблем. И мы тоже об этом пишем, хотя, казалось бы, что это совсем не православная тема. Тема искусственного оплодотворения тоже непростой вопрос. Есть люди, которые очень хотят иметь детей, как им это запретить? Но тогда мы нарушаем закон Божий, когда допускаем это. Вопрос суррогатного материнства становится все более и более популярным, это тоже большая проблема. Что касается вопроса истории – невозможно решать современные проблемы без знания своей истории. Нам все можно навязать: унию, расколы и т.д., но если мы будем знать свою историю, учитывать исторический опыт, то это сделать будет не так просто. Брестская уния была страшным разделением русского народа. Народ встал против народа, и по истечению 400 лет продолжается противостояние. Это очень хорошо видно в Украине. Если бы правильно трактовали историю на широком уровне и в учебниках, и в школах, объясняли, какие плохие плоды принесла уния, тогда не было бы проблем сегодня. Вот мы и понимаем, что если не расскажут такого в школах, тогда «Przeglad Prawoslawny» просто обязан такие процессы объяснять. Если заглянуть в прошлое, вот Григорий Палама, например, кем он был? В то время в Западной Европе было Возрождение. Западная Европа очень гордится им. А чем было для нас это Возрождение? Это была мрачная эпоха, она начинала отвергать церковь. И в этом направлении, вне зависимости от того, было ли это 600 лет назад или 100, мы должны изучать историю и преподносить это как урок современникам. Ну, и, кроме этого, – обыкновенная тематика: построили церковь, освятили ее, создалось братство, юбилей братства, поездки, паломничества. Об этом мы тоже информируем. Или фестивали православной музыки, как сейчас в Гайновке. Любые события, связанные с православной культурой или культурой меньшинств. Обо всем этом мы рассказываем читателям. Казалось бы, что православная тематика очень узкая, а оказывается, что православие – это вся жизнь. Я работала в ежедневнике, и мне кажется, что там намного уже тематика, чем у нас. Там нет возможности разобраться в таких темах, а у нас такая возможность есть. Повторюсь, для меня православие – это вся моя жизнь. С точки зрения православия можно рассматривать любые вопросы. Не только культуры, но и биоэтики, и политики, и истории. Я закончила факультет польского языка, сначала работала в вузе, там очень хотели меня оставить, но я выбрала журналистику. Я всегда интересовалась историей, это был мой любимый предмет. Когда я изучала историю из учебников, я никак не могла понять те или иные процессы. А я не любила зубрить, я любила во всем разобраться. В истории все взаимосвязано, но в учебниках много чего не объясняли. Может, и пытались, но когда утаивались какие-то факторы, а самый главный фактор есть вероисповедание и культура, то это сильно влияет на всеобщее понимание определенных процессов. А когда эти вопросы, к сожалению, были удалены из истории, тогда разобраться просто невозможно, что и как. И только с помощью книг тех историков, которые тесно связаны с православием, которые историю православия пишут, можно представить общую картину. И поэтому я говорю, что православие – это целая жизнь.

- Вы пришли работать в журнал в 1989 году, как раз закончился период цензуры или еще присутствовал? Сложно было писать открыто?

- Я никогда не испытывала проблем цензуры, это меня не касалось. У меня не было такой проблемы. Думаю, что важнее внутренняя цензура журналиста. Он думает, чтобы чего-то не написать о ком-то так, как не нужно. Он часто боится за свою карьеру. И сейчас, мне кажется, процесс внутренней цензуры жёстче, чем была цензура во время коммунистического времени.

- Как складываются церковно-государственные отношения. Осуществляется какое-либо давление на православных, которых в Польше абсолютное меньшинство?

- Я сказала бы, что сейчас самый хороший период в истории церкви в Польше. Может, потому, как говорит профессор Ежи Новосельский, что православие в Польше является не политической структурой, а только культурной и немножко социальной, и оно никому не угрожает. Поэтому таких притеснений нет, но тяжело получить деньги на проекты. Католикам, например, проще. Но это говорит о том, что нужно рассчитывать только на себя. Тогда нет угрозы, что если спонсор откажет, то ты провалишься. А когда полагаешься на свои силы, тогда ты свободный. Ты не танцуешь так, как тебе играют, и твоя мысль свободна.

- Вы знаете, какая сложная сейчас ситуация в Украине. Церковь молится о прекращении братского кровопролития. Как вы к этому относитесь?

- Мы все очень переживаем за Украину, очень сочувствуем вам. Когда встречаемся друг с другом, часто затрагиваем эту тему в беседах. Это тема очень больная для нас. Нам хочется, чтобы в Украине наступил мир. То же самое было в 1999 году, когда бомбили Сербию. Мы к этому относились так, как будто бы наших родных бомбили. И сейчас, когда разделяют Украину, нам больно как за родных людей. Мы переживаем, очень переживаем, каждый по-своему. Тогда для Сербии была организована совместная помощь, но сейчас нет таких акций, тяжело в этом всем разобраться.

Беседовал Евгений Самойленко