МОСКВА. Митрополит Иларион. События на Украине обострили проблему унии перед христианским сообществом
Глава Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион в рассказал о работе проходящей в эти дни в Аммане XIII пленарной сессии Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Римско-католической церквами, а также о сложностях ведения богословского диалога с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии.
- Владыка, недавно лютеранский архиепископ Турку Кари Мякинен заявил, что Русская православная церковь отменила диалог с возглавляемой им Евангеличеко-лютеранской церковью Финляндии из-за разногласия по вопросу о положении сексуальных и гендерных меньшинств. Можете ли Вы прокомментировать это заявление?
- Диалог Русской православной церкви с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии начался в 1970 году. За истекший период были обсуждены многие богословские и иные вопросы, принят ряд совместных документов, выявивших взгляды двух Церквей по различным богословским и социальным проблемам. Темой очередного раунда диалога должны были стать вопросы христианской антропологии, то есть учения о человеке и его отношениях с Богом и окружающим миром.
В последние годы протестантское сообщество на Западе переживает серьезный кризис, связанный с пересмотром многими общинами важных положений христианского богословского и нравственного учения. Влияние либерального секуляризма на церковную жизнь привело к тому, что некоторые протестантские общины на Западе приняли решение об учреждении женского священства и женского епископата. Это значительно осложнило ведение с ними богословских диалогов, которые имели своей целью сближение, а не разделение между Православными церквами и протестантскими общинами. Следующим шагом стало решение ряда протестантских общин о благословении однополых союзов, в результате чего диалог с ними стал невозможен.
Подобная практика вступает в прямое противоречие с христианской моралью, с теми нравственными нормами, на которых базируется евангельское учение. Отказ от фундаментальных этических норм размывает понятия греха и добродетели, лишает человека нравственных ориентиров, делая его беспомощным перед лицом собственных страстей.
В Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии в последние годы также обострилась дискуссия по означенным вопросам. Их обсуждение в рамках богословского диалога с Русской православной церковью могло внести определенный вклад в разработку соответствующей аргументации. К сожалению, финская сторона оказалась не готова к тому, чтобы обсуждать эти темы на языке богословия, а не практической целесообразности, исходя из общей церковной традиции и христианского учения о нравственности.
Как отметил Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл на встрече с архиепископом Кари Мякиненом, которая состоялась 2 сентября текущего года в Москве, сегодня каждая из Церквей стоит перед серьезным нравственным выбором — остаться верной Христу или уклониться от своего исторического призвания, которое заключается в том, чтобы вести людей ко спасению. Ответ за этот выбор придется давать перед будущими поколениями и перед Богом.
Полномасштабный богословский диалог с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии, как это было в прежние десятилетия, ныне оказывается невозможен. Тем не менее Русская православная церковь надеется на сохранение и развитие отношений с этой Церковью в деле социального служения, миротворчества и в иных сферах.
- 16 сентября в столице Иордании Аммане начала свою работу XIII пленарная сессия Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Римско-католической церквами. Какова цель работы комиссии? Какие вопросы будут рассматриваться на начавшей свою работу пленарной сессии?
- Смешанная комиссия по богословскому диалогу между Православной и Римско-католической церквами была создана в 1979 году как площадка для обсуждения богословских вопросов, имеющих значение для двух Церквей. Комиссия, в которую входит равное количество представителей от поместных Православных церквей и Римско-католической церкви, начала свою работу в 1980 году.
За время своей более чем 30-летней работы Смешанная комиссия приняла ряд совместных документов: «Тайна Церкви и Евхаристии в свете тайны Пресвятой Троицы», «Вера, таинства и единство Церкви», «Таинство священства в таинственной структуре Церкви», выявивших много общих моментов в учении двух Церквей о таинствах. Особенное значение имеет документ, подписанный в 1993 году в Баламанде, «Униатство как способ объединения в прошлом и поиски полного единства в настоящем», в котором католики впервые официально согласились с тем, что уния, то есть политика Рима по подчинению себе Восточных Церквей, не только не способствовала сближению между православными и католиками, но, наоборот, еще более отдаляла их друг от друга. В документе решительно осуждаются любые формы прозелитизма по отношению к православным со стороны католиков.
К сожалению, этот удачный с теоретической точки зрения документ не смог решить проблемы в отношениях между православными и греко-католиками, возникшие в результате возрождения структур униатских Церквей на Западе Украины, в Румынии и других странах в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Произошедшее на этом фоне обострение православно-католических отношений надолго прервало работу Смешанной комиссии, которая возобновилась только в 2006 году.
В настоящее время Смешанная комиссия занята обсуждением учения о примате и соборности в Церкви, по которому между католиками и православными существует много разногласий. В Римско-католической и в Православной церквах в течение столетий сложились отличные друг от друга экклезиологические модели: одна централизованная и основанная на признании вселенской юрисдикции папы Римского и другая, основанная на идее соборного общения автокефальных поместных Церквей. Комиссия должна выявить различия между двумя моделями, а также показать, что между ними общего.
В процессе подготовки к заседанию Русской православной церковью была разработана официальная позиция по вопросу о первенстве во Вселенской церкви. Соответствующий документ был принят на заседании Священного Синода 25 декабря 2013 года. Он излагает традиционную для Православия точку зрения на данный вопрос, которая базируется на обширных святоотеческих источниках.
На наш взгляд, результатом нынешнего заседания Смешанной комиссии должно стать не принятие некоего компромиссного документа, а честное и богословски корректное выявление различий между учением о примате и соборности в православной и католической традициях и поиск тех общих моментов, которые могут стать основой для продолжения диалога в будущем.
Кроме того, я считаю важным, чтобы комиссия вновь затронула тему унии, обсуждение которой осталось незавершенным в 2000 году по причине острых разногласий между двумя сторонами по теме пастырских и канонических последствий унии. Поскольку уния продолжает оставаться кровоточащей раной на теле мирового христианства, что показывают и последние события на Украине, и громкие, до крайности политизированные заявления украинских греко-католических лидеров, к этой теме необходимо вернуться.
Наконец, находясь на Ближнем Востоке, в стране, которая граничит, в частности, с Ираком и Сирией, нельзя не высказаться по поводу той ужасающей ситуации, в которой находятся сегодня ближневосточные христиане. В Ираке происходит геноцид христианского населения, большинство которого вынужденно покинуло свою страну после свержения режима Саддама Хусейна, а оставшихся пытаются добить радикальные исламисты. В Сирии христиане подвергаются жесточайшим гонениям на территориях, оккупированных боевиками. До сих пор неизвестна судьба похищенного полтора года назад митрополита Алеппского Павла, который был членом Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу, и митрополита Мар Григория Ибрагима, находившегося в одной машине с ним в момент похищения.
В то время, пока мы обсуждаем наши богословские различия, тысячи христиан — православных, католиков, протестантов — проливают кровь за веру во Христа. Столь представительное собрание, каким является Смешанная комиссия, собравшаяся в Аммане, не может остаться в стороне от их страданий и должно возвысить свой авторитетный голос в их защиту.
Интерфакс
УПЦ не має жодного відношення до захоплення дому молитви у Антрациті