Василий Анисимов: 122-ой Киевский митрополит будет миротворцем
- Василий Семенович, Украинская православная церковь, судя по всему, оказалась в эпицентре информационных провокаций. Местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры митрополит Онуфрий даже был вынужден опровергать в специальном письме клевету общеукраинского телеканала «1+1″…
- Этот телеканал принадлежит известному олигарху Игорю Коломойскому и по праву считается едва ли не самым лживым в Украине. Несколько лет назад мы даже напоминали сотрудникам телеканала, что отцом лжи является сатана и, коли они служат лжи, то они являются сатанистами. Тогда они выдали в эфир несколько клеветнических сюжетов о том, что в лавре строится дворец для патриарха Кирилла, а на самом деле это оказалась канализационная насосная станция, поскольку через монастырь проходит городская канализация. Также объявили, что в лавре построен самый дорогой ресторан Киева, а это оказалась столовая для паломников. И подобных сюжетов — множество. Причем журналисты проявляют воинственную агрессивность, безапелляционно сыплют обвинениями и никогда не извиняются за распространение клеветнической информации. Поэтому СМИ Коломойского — источник информационных нечистот, и каждый, кто ими пользуется, испытывает непреодолимое желание немедленно помыться. Однако в последние месяцы коломойцы занялись форменной травлей Православной церкви, чем и обусловлено обращение митрополита Онуфрия.
- Против клеветы Церковь защищается обращениями?
- Конечно, есть закон Украины «О свободе слова и средствах массовой информации», но Церковь не пользуется им, не желая вести судебные и прочие тяжбы, стараясь увещеванием пробудить в работниках СМИ совесть, напоминает о принципах журналистской этики. Хотя был случай, когда Церковь пригрозила одному изданию судебными разбирательствами, и газета, опубликовавшая ложь, принесла извинения и Церкви, и читателям за распространение клеветы и недостоверной информации. Это была любимая газета президента Виктора Ющенко «Украина молода», опубликовавшая материал «Благодатный огонь из зажигалки», в котором утверждалось, что Православная церковь не привозит благодатный огонь, а фальсифицирует его прямо в аэропорту Борисполя. Издание и автор материала нашли в себе мужество покаяться, чего от нынешних СМИ, прежде всего от 1+1, ожидать не приходится.
- Но, судя по всему, на Украине сегодня идет активная информационная война, где каждый снаряд в лузу…
- Я убежден, что уважающие себя СМИ не должны и не могут вести информационные войны. Ведь информационная война есть не что иное, как стремление победить одну ложь другой, более изощренной. На самом же деле ложь побеждается только правдой. А правда — это объективная, достоверная информация. Мыслимо ли, чтобы Си-Эн-Эн, Би-Би-Си или любое другое уважаемое в мире СМИ вело информационные войны? На них принято ссылаться как на достоверные источники. В Украине же подавляющее большинство СМИ заангажированы, поэтому у нас объективной правдивой информации — кот наплакал. Иногда распространяются совершенно абсурдные домыслы. Например, недавно многие СМИ объявили, что Святейший патриарх Кирилл предлагал отлученному от Церкви Михаилу Денисенко (Филарету) возглавить Православную церковь в Украине. Можно ли придумать что-нибудь глупее? Человеку, который одной ногой стоит в аду и, собственно говоря, уже дышит на угольки преисподней! Однако все это обсуждается и кочует с сайта на сайт. Говорить о здоровом гражданском обществе в Украине без здоровых, не зараженных ложью и подтасовками СМИ — абсурд.
- Но и пресс-службу УПЦ недавно обвинили в подтасовках. Речь идет об интервью местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры митрополита Онуфрия, которое с интервалом в полтора месяца дважды опубликовали многие церковные и общественно-политические информационные ресурсы.
- Это интервью было взято в июне для «Интерфакс-Религия» и пресс-службы УПЦ. Оно вышло на «Интерфаксе», затем было размещено у нас на сайте, его перепечатали многие зарубежные и отечественные СМИ. В нем от первого лица была изложена позиция Православной церкви в Украине по важнейшим общественно-политическим проблемам — братоубийственной войне и евроинтеграции. Материалы, как известно, «стареют», уходят в архив, но для нас эти проблемы, как и сама церковная позиция, по-прежнему являются сверхактуальными. Война-то продолжается. Поэтому интервью на нашем сайте по просьбе пользователей было перемещено из нижней части лицевой страницы в верхнюю. Многие восприняли это как новый материал и опять перепечатали его, хотя в нем не изменено ни единой буквы — тот же автор, тот же заголовок, тот же текст. Какая же это подтасовка? Представляете, чтобы, скажем, прочитав повесть Гоголя «Тарас Бульба», вы через месяц снова читали ее, как доселе вам не известную? Так что претензии здесь нужно предъявлять к самим информационным ресурсам.
- Православная церковь уже не один месяц выступает в качестве миротворца. На Майдане монахи становились между противоборствующими сторонами и хотя бы на время прекращали кровопролитие. Сегодня боевые действия идут на юго-востоке, каждый день гибнут люди, и голос Церкви не слышен. Чем Вы это объясняете?
- В 2007 году я издал сборник статей, который назывался «Церковь времен оранжевого двоеверия». Как известно, двоеверие — это эпоха утверждения христианских ценностей после Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром. Собственно говоря, крещение, христианское преображение народа растянулось на целых два столетия — пока христианский образ мысли, христианский образ жизни стал нормой для древних русичей, заложив духовную морально-нравственную традицию. Древнерусские князья-христиане вполне язычески истребляли народ в братоубийственных междоусобных войнах, а Киевские митрополиты мирили их, очень строго отчитывали, пока междоусобицы не были искоренены. Кравчук и Кучма относились к Церкви как к культурно-историческому феномену, а Ющенко объявлял себя первым верующим президентом Украины: он стоял на коленях, смущая все свое окружение, на службах в Киево-Печерской лавре, демонстрируя искреннюю и глубокую веру. А вот в своей политической и государственной деятельности продолжал себя вести как язычник: интриговал против Церкви, поддерживал богоотступные расколы. Сегодняшняя наша власть также объявляет себя христианской, однако ведет кровопролитную войну, пропагандирует ненависть, что очень далеко от христианских принципов любви и братства. Опять двоеверие. Теперь уже большевистско-троцкистское: «если враг не сдается, его уничтожают», «за одного убитого силовика убьем сотню сепаратистов» и т.д. Церковь стремится пробудить христианина в каждом человеке, призывает сесть за стол переговоров, ведь только так можно остановить кровопролитие и рукотворное бедствие, жертвами которого стали миллионы жителей юго-востока.
- Но ведь православные верующие тоже по-разному относятся к нынешней ситуации?
- Я присутствовал при разговоре митрополита Онуфрия с женщинами, пришедшими в лавру. Они спрашивали его об Украине, России, с кем Церковь? Он им ответил: «Если мы будем со Христом, то будем и с Украиной, и с Россией, и со всем миром». Думаю, это достойный, церковный ответ.
- Как в условиях информационных провокаций, войны Православная церковь будет проводить Архиерейский Собор? Не повлияют ли они на его решения?
- Не повлияют. Бури мира сего, несомненно, останутся за дверьми Собора. УПЦ, как это явствует из недавнего интервью управделами митрополита Антония, сегодня едина и понимает всю ответственность решений, которые будут приняты Собором.
- Но украинские СМИ уже переполнены различными гипотезами, раскладами…
- Это естественно. Мы живем в демократическом обществе, и люди переживают за свою Церковь, за веру нашу православную, для возрождения которой они потратили много сил. Хотя, собственно, церковной дискуссии у нас нет, ее ведут околоцерковные, униато-раскольничьи блоготрепщики, которые стремятся использовать выборы для внесения смуты и раздоров в среду православных верующих. В этом нет ничего удивительного: уния и расколы только для этого и предназначены. По-моему, все эти «расклады» высосаны из пальца.
- Тем не менее обсуждения идут вокруг проблемы консерватизма и реформаторства. Многие считают архиереев старшего поколения, к которым относится и митрополит Онуфрий, консерваторами, а молодых архиереев — реформаторами.
- Любая церковная реформа является не чем иным, как возращением к своим истокам, братскому единению людей вокруг Христа и Церкви Его, освобождению от бюрократии, роскошеств. Поэтому «консерваторы», прошедшие через атеистические гонения и хранящие связь времен и поколений в Церкви, являются, на самом деле самыми настоящими «реформаторами». К тому же должность предстоятеля УПЦ — это не узурпация церковной власти. По традиции, заложенной Блаженнейшим митрополитом Владимиром, церковное руководство осуществляется коллегиально, и голос каждого архиерея всегда был услышан и учтен. Впрочем, сегодня перед Церковью стоят не внутрицерковные проблемы, а проблемы, связанные с самим существованием Украины, ее народа. Главная проблема для Церкви — это прекращение братского кровопролития, установление мира в сердцах всех граждан. Будущий предстоятель Православной церкви должен быть миротворцем, суметь помирить единоверных, единокровных братьев во имя Христа и Украины.
- А многим ли архиереям такая задача по плечу?
- Собор, собственно говоря, и должен определить, кто этот крест может понести. Понятно, что новый предстоятель должен пользоваться абсолютным уважением и авторитетом среди верующих, его духовный авторитет должны чтить разделенные военным противостоянием граждане Украины. Я думаю, что, прежде всего, по таким критериям и будет избран новый, сто двадцать второй митрополит Киевский и всея Украины.
«Интерфакс-Религия»
КИЕВ. Состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви (Журналы)