САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Эрмитаж и Церковь определятся с размещением раки Александра Невского после изготовления копии
Государственный Эрмитаж и Санкт-Петербургская епархия Русской Поавославной Церкви возобновили диалог о судьбе исторического памятника — серебряного надгробия (раки) святого благоверного князя Александра Невского, ставшего в ХХ веке музейным экспонатом.
Как сообщила ИТАР-ТАСС руководитель сектора коммуникации Петербургской митрополии Наталья Родоманова, вопрос о реставрации раки Александра Невского и изготовлении ее точной копии в понедельник стал одной из тем первой после вступления в должность нового митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия встречи с генеральным директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским.
Ранее представители Ц поднимали тему возвращения в Александро-Невскую лавру реликвии, хранящейся в Эрмитаже с 1922 года. Позиция Эрмитажа состоит в том, что экспонат, спасенный сотрудниками музеев от уничтожения в годы советской власти, должен остаться в экспозиции, поскольку он является всеобщим достоянием. Пиотровский озвучивал в прошлом году позицию музейщиков, что «следует различать произведение декоративно-прикладного искусства — серебряное надгробие (раку), хранящееся в Зимнем дворце, и уникальную церковную реликвию — мощи Святого Благоверного князя Александра Невского, переданные Церкви в 1989 году из запасников Музея религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе».
Для разрешения спорной ситуации Минкультуры РФ предложило изготовить полноценную копию раки, чтобы установить ее в музее, однако вопрос финансирования этих работ пока остается нерешенным. Музейщики считают более правильным вариантом передачу копии церкви и сохранение подлинника в экспозиции Эрмитажа. Митрополит Варсонофий и Михаил Пиотровский договорились о взаимном информировании о ситуации с реставрацией серебряного надгробия и изготовлением копии. В состав совета по реставрации включен представитель от монастыря — помощник наместника лавры по реставрации.
Сегодняшняя встреча, по словам Натальи Родомановой, «свидетельствовала о готовности к взаимодействию по многим вопросам и продолжению спокойного, конструктивного диалога о судьбе церковной реликвии, ставшей уникальным памятником истории и культуры».
«В вопросе принадлежности серебряной раки много тонкостей. Это действительно музейная ценность, но она была изначально предназначена для хранения мощей святого благоверного князя Александра Невского. Окончательно вопрос о местонахождении оригинала и копии раки будет решаться после создания копии», — отметила представитель епархии, подчеркнув, что «для церкви самым важным было возвращение мощей».
Величественная гробница для хранения и почитания мощей святого Александра Невского была изготовлена по указу императрицы Елизаветы Петровны во славу небесного покровителя Санкт-Петербурга. В 1922 году при «изъятии церковных ценностей» ее вскрыли. Мощи святого попали в ленинградский Музей религии и атеизма, а гробница оказалась в Эрмитаже, откуда ее хотели изъять для переплавки, как и иконостас Казанского собора. Чтобы сохранить реликвию, руководители Эрмитажа и Русского музея обратились к правительству СССР, объясняя, что рака — памятник искусства, первое ювелирное изделие из серебра в России. Взамен Эрмитаж отдал в переплавку часть дублетов серебряных монет.
МОСКВА. C 2015 г. Русская Церковь организует курсы жестового языка для священников
ЛЬВІВ. Клірики єпархії відвідали постраждалих на Сході України солдатів