РОВЕНЬКИ. Епископ Пантелеимон совершил чин освящения новых антиминсов для нужд епархии
В день памяти святителей Михаила, первого митрополита Киевского и Ионы, митрополита Московского, всея Руси чудотворца, правящий архиерей Ровеньковской епархии епископ Пантелеимон совершил богослужения в нижнем Свято-Григорьевском храме кафедрального собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Ровеньки. 27 июня владыка возглавил вечернее богослужение, а в сам день праздника, 28 июня – Божественную литургию. Архипастырю сослужил настоятель собора протоиерей Антоний Устименко и соборное духовенство.
После сугубой ектении владыка вознес особые молитвы о прекращении братоубийственного противостояния в отечестве.
После окончания литургии владыка Пантелеимон совершил чин освящения новых антиминсов. Согласно чинопоследования, приготовленные платы перед началом Божественной литургии были возложены на Святой Престол. Под пение положенных молитвословий правящий архиерей в алтаре окропил приготовленные платы освященной розовой водой и запечатлел их Святым Миром. Затем в каждый плат была вложена частица мощей святых угодников. Всего было освящено более 40 антиминсов для новых православных общин Ровеньковской епархии, а также для замены ими уже обветшалых антиминсов.
Правило совершать Евхаристию на антиминсе восходит к раннехристианской практике совершения богослужений на гробницах мучеников. В настоящее время антиминс освящается архиереем по особому чину. Слово «антиминс» происходит от греческого «вместо» и латинского «стол» и переводится как «вместопрестолие», т.е. то, что может заменить собою Престол. Антиминс представляет собой шелковый или льняной плат (платок) с изображением на верхней его стороне положения во гроб Христа Спасителя, 4-х евангелистов и орудий страданий Спасителя. С обратной стороны этого плата, на уровне изображения Креста, вшиваются частицы святых мощей. По краям делаются надписи о том, что этот антиминс дан таким-то архиереем в такую-то церковь. Антиминс обязательно освящается архиереем и присутствует на каждой Литургии, совершаемой в храме или, при необходимости, вне его. Без антиминса Литургия не может быть совершена.
Антиминсы получили свое начало еще в первые века христианства. Первые христиане в условиях гонений на них со стороны римских императоров совершали богослужения в подземных пещерах, чаще всего в катакомбах. Здесь они хоронили своих собратьев по вере, мученически пострадавших за Церковь Христову. Надгробия святых мучеников служили для них Престолом. Позднее, когда появились надземные храмы, христиане стали устраивать Престолы и под ними полагать мощи святых. Епископ, приезжавший освятить храм, перед освящением Престола ставил на него ковчег, или ларец со святыми мощами. По дальности расстояния епископ часто не мог освятить все храмы, тогда он поручал это кому-нибудь из священников, посылая с ними свою грамоту, и к ней прилагал частицу святых мощей. Это и стало называться антиминсом: вшитые с обратной стороны плата частицы мощей заменили ларец с мощами, а надписи по краям — это та же грамота, посылаемая архиереем в освящаемый храм. Антиминс является одной из главных святынь храма и служит свидетельством того, что богослужение в этом храме совершается не самочинно, а по благословению епископа Церкви.
Обычай полагать мощи святых под Престолом имеет основание в Священном Писании. В Откровении Апостола Иоанна Богослова говорится, что он видел на небесах алтарь и под алтарем – души избиенных за веру в Слово Божие и за свое свидетельство о Христе (Апок. 6:9).
В Русской Православной Церкви первоначально антиминс употреблялся только в храмах с неосвященным престолом, но по постановлению Московского Собора 1675 года антиминс должен находиться на всех престолах. Каждый антиминс предназначен для конкретного храма, о чем свидетельствует подпись архиерея на антиминсе. Наличие в храме подписанного антиминса означает разрешение совершать в нем Божественную литургию.
ЗАПОРОЖЬЕ. В мелитопольской колонии для несовершеннолетних совершили Богослужение