ЗАПОРОЖЬЕ. Слово архиепископа Луки, зачитанное секретарем епархии архимандритом Леонидом на встрече Председателя облгосадминистрации с представителями религиозных организаций
Возлюбленные о Господе Валерий Алексеевич, участники сегодняшней встречи!
В первую очередь хочу, всех разделяющих Пасхальную радость приветствовать словами: Христос Воскресе!
Вновь представители различных религиозных организаций Запорожского края собрались в эти тревожные моменты нашей истории выразить свое единодушие в актуальности общечеловеческих ценностей, понятных и очевидных для всего человечества, присутствующих во всех традиционных религиозных течениях, при всем их различии в остальном: священный дар жизни и свобода человека, данные ему Богом. Ценности, которые несмотря на их очевидность, тем не менее, на протяжении всей истории человечества приходилось отстаивать перед лицом ненависти и вражды к ближнему, эгоизмом и диавольской гордостью, которые, к сожалению, часто овладевают человеком. Подтверждение этому мы видим, как и в Священной Истории, так и в летописных хрониках человечества.
Существует ли возможность, или средство уврачевания человека от этих страшных язв? Существует ли спасительный путь выхода из этого самоуничтожающего состояния? Положительный ответ на эти мучительные вопросы человек находит в религиозном опыте, который притворяет в своей жизни. Внутренняя религиозная жизнь человека, на первый взгляд ни как не связанная с «мирскими ценностями», в действительности играет определяющее положение человека в этом мире, и отношение к нему. Через исповедуемую систему ценностей человек определяет свое место в мироздании, себя по отношению к ближнему. Таким образом, Истину, открывающуюся в религиозном опыте, верующий человек, через преломление Ее в своей жизни, транспонирует на весь окружающий его мир. Несмотря на то, что сегодня мы живем в глубоко секуляризированном мире, в большей своей части отмежевавшегося от религии, мы не должны забывать что человек, населяющий этот мир, не претерпел изменения, и он по-прежнему нуждается в духовных ценностях и ориентирах, без которых он рискует утратить человеческий облик.
Здесь присутствующие представители религиозных организаций имеют свой опыт религиозно-просветительской деятельности, где главной целью и ценностью является Человек. Человек как Образ Божий как созидатель, природа которого исполнена любви. События последних месяцев, и особенно, — дней, всякого нормального человека повергают в ужас. Откуда столько ненависти появилось у человека? Какая, по своему уровню, сатанинская злоба толкает людей к братоубийству?! Какими безумными идеями руководствуется человек, проливающий кровь ближнего?! Какое оправдание перед страшным и неумолимым Судом Божиим смогут привести вдохновители и вершители этих кровопролитий?! Я, как христианин, знаю лишь одно Учение приобретённое ценной невинно пролитой крови, но подчеркну, добровольно положенной жизни ради обретения этой жизни всеми остальными людьми. Даже теми людьми, которые в злобе Его распинали. Это учение Иисуса Христа. Готовы ли, вдохновители сегодняшнего насилия в Украине взойти на крест ради общего блага? Блага даже тех, кто находится по другую сторону баррикад? Если нет, то пусть остановятся и задумаются над тем, что они сегодня совершают, что последствия этих преступлений могут стать проклятием всего их рода.
Бог судил нам стать очевидцами этих сложных для нашей Украины испытаний, которые все мы, будучи ее гражданами должны с честью перед судом своей совести пройти. Несмотря на то, что религиозные организации формально отделены от государства, в жизненной действительности, по крайней мере, для большинства людей, граждан нашего Отечества, религиозная жизнь является их неотъемлемой частью. По-прежнему духовные ценности для многих людей являются авторитетным руководством. Периодические соцопросы свидетельствуют о высоком авторитете Церкви в украинской обществе. Поэтому необходимо приложить максимум усилий для того чтобы люди не забыли о непреходящих ценностях, о своем человеческом достоинстве, и не позволили себе быть охваченными разрушительной ненавистью к друг к другу.
Несмотря на различные религиозные взгляды, национальные, языковые, культурные различия, мы — граждане своей страны, своей Украины.
Вызывает сожаление стремление некоторых сил внести раскол и шатание во внутрирелигиозную жизнь Украины путем навешивания ярлыков и разделения на «своих» и «чужих». Я подразумеваю обострившуюся откровенную травлю в СМИ Украинской Православной Церкви, официальное название которой сознательное искажается добавлением в стиле «Московская» «Российская» и проч., что, безусловно, не способствует снижению накалившейся в обществе атмосферы. Все это — попытки личный религиозный выбор человека связать с теми или иными политическими взглядами, что, по сути, является оскорблением религиозных чувств человека. То, что это вещи абсолютно разных плоскостей, невоцерковленным авторам безразлично.
Для внесения ясности относительно статуса УПЦ и ее отношения с Матерью-Церковью Русской, приведу ряд фактов.
1. Запорожская епархия Украинской Православной Церкви объединяет приходы и обители следующих районов области: Веселовского, Вольнянского, Запорожского, Каменка-Днепровского, Новониколаевского, Мелитопольского, Михайловского, Ореховского, Энергодарского. В епархии служат более 200 священнослужителей, из которых лишь 12% — родились не на Украине, а на территории Советских Республик (Россия, Беларусь, Казахстан и проч). Урожденных украинцев — 88%, из которых 45% родились в Запорожье и области, а 43% — прибыли на службу в Запорожскую епархию с самых разных уголков нашей Державы.
2. Уставы Запорожской епархии УПЦ и об Управлении Украинской Православной Церкви не содержат слов «Московский Патриархат». Приписка «МП» появилась исключительно благодаря СМИ, после государственной регистрации «УПЦ КП», для различия между Украинской Православной Церковью и новым религиозным объединением. При этом она не имеет никакого юридического, канонического и экклезиологического смысла.
3. Устав Украинской Православной Церкви начинается статьями:
«1. Українська Православна Церква є самостійною і незалежною у своєму управлінні та устрої.
2. Найвищими органами церковної влади та управління Української Православної Церкви є Собор Української Православної Церкви, Собор єпископів Української Православної Церкви та Священний Синод Української Православної Церкви на чолі з Митрополитом Київським і всієї України.
3. Українська Православна Церква з’єднана з Помісними Православними Церквами через Руську Православну Церкву.»
Как четко видно из сказанного, Украинская Православная Церковь, будучи полностью самостоятельной и независимой в своей жизнедеятельности, не имеет автокефалии, признанной Вселенским Православием, но соединяется с Кафолической церковью через Русскую Православную Церковь. Данное подтверждается Диптихом — перечнем Православных Церквей, образующих Кафолическую Церковь и соединенных через молитвенное, Евхаристическое общение друг со другом и Благословенной Грамотой Патриарха Алексия II от 28 октября 1990 г., являющейся, фактически Томосом о самоуправлении Украинской Православной Церкви.
Ниже приведена краткая выдержка из данной Грамоты:
“… благословляем через настоящую Грамоту нашу силою Всесвятого и Животворящего Духа быть отныне Украинской Православной Церкви независимой и самостоятельной в своем управлении
- Украинская Православная Церковь, соединенная через нашу Русскую Православную Церковь с Единой Святой, Соборной и Апостольской Церковью, без соборного решения всей Православной Кафолической Полноты да не изменяет у себя ничего, что касается догматов веры и святых канонов».
В связи с этим употребление государственными служащими и другими лицами термина «московська церква» та «российский патриархат» — недопустимо, поскольку это разжигает межнациональную и межконфессиональную вражду, влечет за собой нарушение закона.
4. В настоящее время часто слышны требования, причем от людей нецерковных, не являющихся прихожанами УПЦ, совершать богослужения в храмах на украинском языке, а не на русском. На эти беспочвенные нападки хочется сказать следующее: Православная Церковь есть хранительница традиций, и, так как первые богослужебные книги в Киевской Руси были изданы на славянском языке (его принято называть церковно-славянский, потому как, найденные памятники славянской письменности, это — Евангелие, богослужебные тексты), то вот уже более тысячи лет именно он и звучит в стенах храмов. Говорить о его «непонятности» может лишь человек, не посещающий богослужения и в глаза не видевший использующуюся в церковно-богослужебном обиходе литературу. Украинский язык есть государственный язык для нас и, соответственно, делопроизводство государственных структур должно исполняться, апеллируя к этому, Церковь же живет по утвержденным канонам и традициям, поэтому, законность навязывания определенных предпочтений, сформулированных по соображениям политической целесообразности, достаточно спорна. Но, по просьбе прихода, в рамках икономии, благословляется совершать богослужения на украинском языке, письменность которого, если вспомнить, сформирована на основе кириллицы, т.е. славянского языка. Единственное обязательное условие — перевод должен полностью соответствовать каноническому источнику, дабы не изменялось ничего, что касается догматов веры и святых канонов. Но в настоящее время нет общепризнанного канонического перевода на украинский язык богослужебных текстов. То, что используют богослужебные тексты на украинском языке другие конфессии — в основе их лежит греко-католический перевод. Кроме этого, по желанию прихода ряд песнопений могут исполняться, а священник говорить проповедь на украинском языке. Данный вопрос обсуждался на приходских собраниях, но не один приход епархии не пожелал этого.
5. Кроме юридически подтвержденной самостоятельности и независимости в управлении, нужно обратить внимание на деятельность УПЦ, в нашем случае — деятельность нашей, Запорожской епархии, которая, помимо собственно богослужебной миссии, направленной на ведение своих верных чад ко Спасению, непрестанно проводит социально-благотворительные мероприятия, это:
- содержание епархиального детского приюта «Надежда»;
- организация при храмах пунктов питания и раздачи одежды для малоимущих;
- организация мест ночлега в период похолодания;
- духовное окормление и материальная помощь служащим воинских подразделений Украины, так на данный момент верующими нашей епархии уже оказана помощь на сумму более шестидесяти тысяч;
- пастырская опека заключенных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, находящихся на территории епархии;
- клирики епархии, служащие в больничных храмах, осуществляют духовную и моральную поддержку находящихся на излечении людей;
- отдельно необходимо вспомнить о благотворительном проекте Запорожской епархии «Любовь милосердствует», который проводится 4 года подряд, и, благодаря которому епархия, объединив усилия верующих Запорожского края, собрала более 3 млн гривен, которые расходуются на приобретение медицинского оборудования и лекарственных препаратов для тяжелобольных детей.
Перечислена лишь малая часть того, что делается клиром и мирянами Запорожской епархии.
В свете вышеизложенного и неправды, которая звучит из уст некоторых «лжепатриотов», СМИ, возникает вопрос, как Украинская Православная Церковь, а в частности, Запорожская епархия, клир которой на 88% урождённые украинцы, воспитывая в своих прихожанах любовь ко Христу, к своей Родине и друг к другу, оказывая духовную и материальную поддержку нуждающимся — может делать что-то плохое для Украины, а также действовать в интересах другого государства?
Деятельность УПЦ в целом, и Запорожской епархии, как неотъемлемой её части, в частности, синергично сотериологична и направлена на спасение души человеческой, поддержания мира среди людей, в их семьях и в стране, но не на обслуживание чьих — либо политических интересов.
Пользуясь случаем, хочу призвать все конфессии 9 мая вознести свои молитвы за погибших в годы Великой Отечественной войны, от ран скончавшихся после неё и за всех живущих ныне ветеранов. А всех запорожцев ради памяти тех людей, которые отдали свою жизнь, чтобы мы могли появиться на свет и радоваться жизни, в эти святые дни для многих, сделать всё возможное для сохранения мира в регионе, не поддаваться на провокации и пресекать таковые.
Кроме этого наша Запорожская епархия инициирует и предлагает всем остальным конфессиям присоединиться 11 мая, в День матери, помолиться за нашу мать — Украину. А также пригласить матерей, чьи дети защищают нашу Родину. Так в этот день в 16-00 в Архиерейском Покровском соборе будет общегородской молебен, на который приглашаем всех, кому не безразлична Родина, жизнь их детей (матерей и отцов). Аналогичные молебны пройдут во всех благочиниях епархии.
Хочу заверить, что священники Запорожской епархии Украинской Православной Церкви и в дальнейшем будут верными своей Церкви, земле, своему народу. Церковный амвон неизменно будет местом проповеди евангельских истин, среди которых жертвенная любовь к Богу и ближнему всегда будет на первом месте — о чем мы засвидетельствовали на Епархиальном собрании духовенства, монашествующих и мирян, которое прошло 26-го марта в Архиерейском Покровском соборе в г. Запорожье.
Все вместе и каждый в отдельности, каждый на своем месте, мы служим ради будущего нашего народа, на процветание нашей Родины. Поэтому надеюсь, что мудрость, взаимопонимание и поддержка друг друга, которые существуют между нами, в дальнейшем будут лишь только укрепляться, что послужит надежным фундаментом для поддержания мира в нашем регионе и в Украине в целом.
Воистину Воскресе Христос!
АРХИЕПИСКОП ЗАПОРОЖСКИЙ И МЕЛИТОПОЛЬСКИЙ
ЗАПОРОЖЬЕ. Состоялось освящение храма в честь архистратига Михаила