Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Василий Анисимов: «Юбилей Крещения Руси засвидетельствует тысячелетнее братство наших народов»

В Киеве летом вновь ждут Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла – он приедет на торжества, посвященные 1025-летию Крещения Руси. О том, как идет подготовка к празднованию, о попытках «примазаться» к нему униатов и раскольников в интервью РИА «Новый Регион» рассказал глава пресс-службы Украинской Православной Церкви Василий Анисимов.
– Василий Семенович, через два с небольшим месяца мы будем отмечать 1025-летие Крещения Руси. Как Церковь готовится к юбилею?
– Юбилей не привязан к конкретной дате, весь год – юбилейный. Он дает возможность обратиться к гигантскому культурно-историческому отечественному наследию, к своей тысячелетней вере, традициям. Для самосознания любого народа важно помнить о своих истоках. В епархиях уже проходят конференции, выставки, хотя главные празднества запланированы на июль, они пройдут в столицах наших братских стран – в Москве, Киеве, Минске – с участием Святейшего Патриарха Кирилла, президентов, церковных иерархов, многочисленных гостей. Ведь это уже не только церковный, но и государственный праздник.
– Лидер украинских униатов Святослав Шевчук пригласил на праздник Папу Римского Франциска. Насколько это реально?
– Это обыкновенная униатская провокация. Сей Шевчук может с таким же успехом пригласить Папу на юбилей хоральной синагоги или на день освобождения Львова от немецко-фашистских захватчиков – на праздники, к которым уния никакого отношения не имеет. День Крещения Руси – это день рождения Русской Православной Церкви, древнейшей частью которой является нынешняя Украинская Православная Церковь. Униаты не только предали ее в Бресте, приняв католичество, но и столетиями стремились уничтожить ее – насаждали католичество вместе с поляками и австрийцами огнем и мечом, погубили константинопольского экзарха святого Никифора, преследовали православное духовенство, разорили и разрушили множество православных монастырей и храмов. Так что униатам надо изучать Шевченко и Грушевского, не праздновать, а каяться за преступления против своего народа и его Церкви.
– Но Виктор Янукович говорит, что в праздновании должны участвовать все конфессии.
– В качестве гостей – конечно. Киевлянин преподобный Нестор Летописец в «Повести временных лет» описывает Крещение Руси святым равноапостольным князем Владимиром и свидетельствует, что «выбор веры» не был спонтанным: князь слушал проповедников всех существующих тогда конфессий – иудаизма, ислама, католицизма, православия, – посылал доверенных людей ознакомиться с богослужениями и, наконец, выбрал православие, и эта вера определила судьбу восточнославянских народов. Тогда не существовало никакой политкорректности, и преподобный Нестор достаточно строго разбирает недостатки веры мусульман, католиков, иудеев, строг к ним и святой князь Владимир. Поэтому все конфессии праздновать Крещение Руси, конечно, могут, но я не вполне понимаю как.
– Однако в Государственном комитете по празднованию юбилея, кроме православных иерархов, есть и католики, и протестанты, и даже отлученный от Церкви М. Денисенко (Филарет).
– Это наша давняя атеистическая традиция смешивать святое и грешное. Странно, что в этот комитет не включили еще огнепоклонников, каких-нибудь «ведьму конотопскую и сестру ее ведьму киевскую», но, думаю, Михаил Денисенко с тем же Святославом Шевчуком могут успешно представлять в нем интересы обеих. Когда государство берется за что-то церковное, то казусов, увы, не избежать. Вот сказал Президент «все конфессии» – значит, власть в регионах, городах и весях возьмет под козырек. Как при Ющенко сгоняли на «общие молитвы», потянут всех – и православных, и католиков, и раввинов, и муфтиев, и сектантов, и раскольников, и отлученных, и беглых, и ряженых, и всяких – на совместные «богослужения» и торжества. Затем какой-нибудь руководитель зачитает по слогам спущенный «сверху» текст, потом все для «галочки» – выступили, спели и т.д. Там, где появляется наша бюрократия, все мертвеет, глупеет, где появляется власть – все обрастает препятствиями. Это известно со времен Гоголя.
– А как соединить государственное и церковное празднование?
– А как их соединяет Пасха? Государство помогает Церкви привести в порядок селения, Благодатный огонь доставить, организовать и провести благотворительные акции, фестивали, выставки, ярмарки. Все под эгидой Церкви, поэтому и праздник удается на славу. А вот создайте правительственный комитет по празднованию Пасхи – проблем не оберетесь. Когда лет семь назад православная творческая интеллигенция во главе с Олегом Карамазовым инициировала этот праздник и упорно «пробивала» его во всех инстанциях, то раскольники и униаты только подхихикивали: мол, придумали какую-то глупость. Когда его апробировали, он показал свой огромный объединяющий потенциал, стал государственным праздником в Украине и России, то инициаторов в правительственном комитете Украины нет, зато появились уния и расколы. Залезли на чужой горб. И никто не знает теперь, что с этим «добром» делать. Ведь пригласили высших иерархов Поместных Православных Церквей, а они не то, что молиться, находиться в одном помещении не могут с раскольниками-святотатцами. Даже филаретовец Ющенко понимал, что это кощунство, поэтому пять лет назад Денисенко-Филарета на выстрел к торжествам не подпустил.
– Пять лет назад из этой ситуации нашли выход?
– Тогда разделили церковное и государственное. Собственно все торжества проводили УПЦ и православная общественность. Хотя спонсорами выступили депутаты Партии регионов, тогда они были в оппозиции, но слова никто им не предоставлял. И было все разумно спланировано. Был график празднования по всем епархиям УПЦ. Сначала в город прибывал Крестный ход с мощами крестителя Руси, чудотворными иконами из главных монастырей Украины, люди со всего региона приезжали, чтобы поклониться им, затем проходило богослужение, проводились благотворительные акции с посещение детских домов, больниц, мест лишения свободы. К этому событию приурочивались выставки, песенные фестивали, конференции. Для прессы и общественности проводились встречи и пресс-конференции с известными людьми, а вечером проходил большой гала-концерт для молодежи. Показывали замечательный мультфильм о Крещении, выступали православные архиереи, проповедники, фольклорные коллективы, известные рок-музыканты Шевчук, Карамазов, пела Нино Катамадзе и другие. Эти празднования собирали десятки тысяч людей всех возрастов и во всех регионах. Местные власти везде помогали, но нигде ничем не руководили. В Киеве Ющенко пытался отменить уже разрешенный и согласованный гала-концерт, но реклама уже прошла, и он добился лишь того, что концерт прошел не на площади Независимости, а на самом Крещатике. Представление собрало около ста тысяч слушателей, перед ними выступали митрополит Ириней, митрополит (будущий Патриарх) Кирилл. Это был замечательный праздник.
Торжества по регионам в таком формате длились с мая по август. Я думаю, можно было бы использовать этот опыт.
– Вы сказали, что депутатам ни разу не дали слова?
– Такое было принципиальное условие. Хотя регионы были в оппозиции, финансировали празднование и, может, хотели бы попиариться (президент-то Виктор Ющенко свои портреты под празднование кругом развесил), но тогда бы это вылилось в политизированную антиоранжевую акцию. Это бы разъединяло, а не объединяло людей. Наступят выборы – гэтькайте, обличайте преступную власть сколько душе угодно, а христианский праздник людям не срывайте. И сегодня политиков нельзя подпускать к празднованиям. Вмиг превратят все в склоку.
– С тех пор прошло пять лет. Изменилось ли отношение власти к Церкви?
– По крайней мере, перестали вмешиваться во внутрицерковные дела, с уважением относиться к тысячелетней Церкви своего народа. Это гигантский прогресс. В душе, я думаю, власть уже воинствующий атеизм преодолела, а вот в реальности пока не получается. Хотя, помнится, нам доказывали, что уголь не словом, а делом добывается, и никто словесные порожняки не гонит.
– Вы имеете в виду, что Церкви до сих пор не возвращена собственность, статус юрлица…
– Конечно. Минуло больше двух десятилетий, как это все можно делать. Сколько по этому поводу перьев поломано, дискуссий, скандалов, а воз и ныне там.
– Чем вы это объясняете?
– Я думаю, что проблема всех безуспешных сообществ, к которым мы, к сожалению, можем отнести и нашу вымирающую державу, заключается в неправильном целеполагании, растрате творческой, созидательной, даже административной энергии на глупые цели. Вот за 20 лет «восточные тигры» из третьестепенных стран, с низкого старта, не имея и малой доли нашего потенциала и возможностей, прыгнули в высокотехнологические супердержавы будущего. Мы же за это время все катимся вниз, даже советские дороги уже нет сил залатать. Зато вот хватает сил Церковь в придушенном состоянии держать. Ну, верните вы, наконец, Церкви и юридические, и имущественные права, и само экспроприированное имущество! Ведь все демократические страны давно это сделали и уже забыли об этой проблеме. Нет же, будут десятилетиями тянуть кота за хвост, хотя и кот уже вымотанный, и у держателей руки трясутся. Я вот не знаю, как Виктор Федорович при наличии таких проблем в глаза высоким гостям – православным Патриархам и иерархам, которых распорядился пригласить на 1025-летия Крещения Руси, – будет смотреть.
– День Крещения Руси – это праздник трех братских народов, он свидетельствует об общих корнях, общей истории. Как это согласуется с нынешними политическими разделениями, когда Россия и Беларусь находятся в Таможенном союзе, а Украина устремляется в Евросоюз?
– Украина сама разделена по устремлениям на Запад и Восток. Меня удивляют не устремления, а волна русофобии, которую подняли контролируемые властью СМИ. У нас со времен Кравчука русофобия – атрибут патриотизма, но зачем Партии регионов гнуть эту нелепую линию? У Шустера на «Интере» всегда была «тридцатиминутка» ненависти к России, ее властям, но в последней передаче о ЕС и Таможенном союзе русофобия, по-моему, уже стала зашкаливать. Столько лжи и подтасовок в одной передаче! Даже Михаил Погребинский, аксакал политических технологий времен Кучмы, был поражен и назвал всю эту шустериаду чистой манипуляцией. А Шустер еще гордо заявил, что вот он, такой замечательный режиссер, сумел за время передачи 20 процентов студийной аудитории перевести из сторонников Таможенного союза в сторонников ЕС. Так вот, мол, и всей Украине надо!
– А как вы сами к этому относитесь?
– Это не свобода слова, не аналитика, не журналистика, это – пропаганда еще доперестроечного типа и подтасовка. Знаменитый киевлянин Ролан Быков говорил, что нынешняя ложь, такая же, как прежняя, только подлее, потому что выдает себя за долгожданную правду. Журналист не имеет права быть режиссером-постановщиком заданной реальности. Это мы уже проходили: когда партия определяла путь и цель, а партийный журналист уже подгонял под них аргументы и факты, шаржировал и клеймил врагов-оппонентов. При Горбачеве требовали уже плюрализм мнений, и это не шустеровский плюрализм, когда восемь человек и ведущий агрессивно гонят шар в одну лузу, а оппоненты представлены флегматиком Погребинским и депутатом-коммунистом, который вообще «не в теме», поскольку всю жизнь только пенсионерами и занимается. В «дискуссии» были «пропорционально» представлены и граждане обоих союзов – два человека: сам Шустер от ЕС, а оранжевый журналист Павел Шеремет – от ТС. Будто это и впрямь Пересвет и Кочубей, а не два одинаковых хорька только из разных нор. Редкая объективность!
– Но тележурналист не может без сценария.
– Конечно, у пишущего журналиста есть план статьи, у тележурналиста – сценарий телешоу и т.д. Но это все – инструментарий, с помощью которого автор-журналист «пробивается к действительности», обнажает и доносит до читателя-зрителя правду, а не создает параллельную реальность под идеологическую или политическую установку. Гражданин имеет фундаментальное право на достоверную информацию, и никто не должен подменять ее вымыслом, подтасовкой или откровенной ложью. Да и Станиславский из Шустера – никакой. Все примитивно по ролям расписано: Анатолий Гриценко гневно хоронит Россию (антиукраинская, погибшая во всех отношениях страна!), Ирина Геращенко – Казахстан (беспросветная азиатская деспотия), Белоруссия – это уже общее место для битья (негры на плантациях жили лучше), а их совокупность – Таможенный союз – отсталость, бесперспективность, империя, тюрьма народов. Оболгали, заклеймили, затоптали.
– Поэтому наш путь – на Запад…
– Конечно. Куда нас любимая Партия регионов и ведет вместе с оппозицией. Причем истерия, как на пожаре, – последний шанс для Украины вступить в ассоциацию с ЕС! С чего он «последний»? Может, Европа или ЕС куда-то исчезнут? Это, скорее, для ЕС – последний шанс заполучить Украину. Еще пара-тройка стран после Греции, Кипра «завалятся», а они, как прогнозируют, завалятся уже в этом году, желающих успеть запрыгнуть на тонущий корабль поубавится даже в нашем олигархате. Оппонентам, тоже по сценарию, прогнозированно рты быстренько заткнули, коммунисту – коммунизмом, Погребинскому – темником. Чего их таких-сяких слушать? Победа евроинтеграции на «главном канале» Украины! А на самом деле – пропаганда, подтасовка и победа лжи.
– Но политик имеет право высказывать любую точку зрения…
– В рамках свободы слова, и не только политик. Но журналист не имеет права и сам лгать, и распространять чужую ложь. В статье ты не можешь распространять недостоверную информации, от кого бы она ни исходила, – должен ее перепроверить. Для этого «ради нескольких строчек в газете» люди по трое суток не спали и шагали. В авторской передаче человек может говорить все, что он хочет, но, коли он становится необъективным (а необъективность – та же ложь), перевирает факты, недостоверные сведения распространяет, автор-ведущий должен его прервать и сделать замечание: это недостоверно, это ложь. С десятого раза, думаю, политик начнет ответственно относиться к своим речам и помощникам, которые готовят ему выступления, взбучку устроит: что вы меня подставляете!
– Вы думаете, что подействует?
– Только так можно оздоровить наше информпространство. А то ведь все наши «свободы слова» давно превратились в свободу лжи, которая разлита по всем каналам. Люди приходят, оболгут и друг друга, и само событие, никто ничего понять не может, а ведущий умывает руки – это не я, это они. Но если ты правдой и свободой слова дорожишь, уважаешь зрителя – не тяни лжецов в свою программу, не пиши под них сценарии. Вот с той же Ириной Геращенко года два назад мы вместе были на международной конференции в Астане. Ходили и по городу, и по приемам, охали-ахали: как же казахи за десять лет смогли чудо-город в степи отгрохать! 800-тысячный мегаполис современнейшей архитектуры, по последнему слову техники. Нам такое и не снилось! А послушаешь Геращенко у Шустера: казахи – несчастный, бесправный народ в погибшей стране! Где же объективность?
– Скажите, почему вся эта проблематика, связанная со свободой слова, далека от Церкви?
– Если бы Церковь, как это было в прошлом, пустили бы в школу, позволили формировать у детей начатки христианского сознания, то у нас уже бы выросло первое поколение православных христиан во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и медиа-пространстве. А пока это – параллельные миры: медийщики не компетентны в церковной проблематике, церковники – в медийной. Меня иногда в Союзе журналистов приглашают на встречи с молодыми столичными журналистами что-то рассказать им. И могу с грустью засвидетельствовать, что у них отсутствуют не только элементарные знания вероучительного характера, но и знание по истории христианства, даже киевского. Может, День Крещения Руси их пробудит. Если советская журналистика была принципиально атеистической, то нынешняя – секулярная. Они как-то вообще не видят Церковь в жизни, а вера никак не переплетается с профессией.
– Каким образом они должны переплетаться?
– Свобода слова – вполне христианская тематика, поскольку связана с проблемами правды и лжи, добра и зла – сущностными категориями человеческого существования. В христианском сознании свободословие или свободоречие – право говорить правду перед Богом и людьми без боязни – это дар Бога, утраченный человеком при грехопадении. Это есть у Аверинцева. Он писал, что только праведник, до конца победивший грех, заново обретает это исконно человеческое первородство. Так что правда и слово связаны онтологически. Нам, конечно, далеко до праведников, но каждый журналист, имеющий в себе хоть каплю христианства, должен стремиться стоять в правде. Даже если это и трудно, и опасно, и невыгодно.
– А как Церковь смотрит на нынешнюю медиа-пропаганду?
– Есть древняя еще платоновская нравственная традиция, говорящая, что если вы окружаете себя льстецами, то поклоняетесь лести, если ворами – воровству, если мудрецами, то мудрости. Вот в летописях много раз упоминается, что великий князь Владимир или другие князья приглашают на совет «старейшин», «мужей мудрых» со всех регионов, послушают их, свое слово молвят. Это было поклонение мудрости. А если вы окружаете себя лжецами, как это делает Шустер, «режиссируете» их, то, естественно, поклоняетесь лжи. А в христианстве отцом лжи является сатана. Поэтому вы можете и Шустера, и всех прочих лгущих, подтасовывающих, манипулирующих именовать мелкими бесами. А то, что власть и Партия регионов прибегает к их услугам, – не к добру. Ложь может быть выгодной, чаще всего такой и бывает, но в конечном счете она всегда разрушительна. И это общехристианский постулат.
– А как руководство Православной Церкви относится к проблеме выбора между Востоком и Западом?
– Когда Блаженнейшего Митрополита Владимира спрашивали, с кем должна быть Украина – с Россией, Белоруссией или с западными странами, – он отвечал народной мудростью о том, что «старый друг лучше новых двух». Это есть в его интервью. Я уверен, что подавляющее большинство православных архиереев, священников, верующих Украины солидарно с ним. Юбилей Крещения Руси засвидетельствует тысячелетнее братство наших народов.
– Спасибо за беседу!
Беседу вел Виктор Орлов