Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

ОДЕССА. Поздравляем настоятельницу Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря игумению Серафиму с 50-летним юбилеем

25 марта исполняется 50 лет настоятельнице Свято-Архангело-Михаловского Одесского женского монастыря игумении Серафиме (Шевчик).
Мы сердечно поздравляем матушку игумению с этим знаменательным юбилеем и желаем ей Божией помощи в ее многотрудном служении на благо Святой Православной Церкви.

**

ИГУМЕНИЯ СЕРАФИМА (ШЕВЧИК НАДЕЖДА ВИКТОРОВНА)
Родилась 25 марта 1963 года в Черкасской области.
В монастырь Серафима пришла в 17-летнем возрасте, после благословения на служение старцев Свято-Успенской Почаевской лавры.
В 1995 г. стала настоятельницей Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря.
С недавних пор приняла послушание — защищать интересы Церкви в местных советах. Занимает в Одесском горсовете должность зампредседателя комиссии по духовности и культуре. К политикам относится ровно, как к пастве, однако резко критикует главу УПЦ (КП) Филарета.
Должность: настоятельница Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря, председатель Синодального отдела УПЦ «Церковь и культура», депутат Одесского городского совета
Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир подписал указ, согласно которому настоятельница Одесского Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря игумения Серафима (Шевчик) назначена заведующей историко-краеведческого музея «Православная Украина» Киевской епархии
Родственные связи: из семьи простых верующих.
В 2007 году игуменья удостоена премии «Женщина третьего тысячелетия». Годом раньше — «Лучший христианский журналист 2006 года».
Игуменья Серафима — автор 15 книг (в основном по истории православия и духовной культуры Украины). Первая книга была посвящена Спасо-Преображенскому кафедральному собору, вышла в 1993 году. Своим главным трудом считает исследование истории Киево-Печерской лавры. При этом, как сама признаётся, не имеет высшего образования.
Игумения Серафима — один из основателей всеукраинской общественной организации «Путь православных имени Святого равноапостольного князя Владимира». Основала единственный в Украине музей — «Христианская Одесса».
***

Настоятельница одесского Свято-Архангело-Михайловского монастыря игуменья СЕРАФИМА (Шевчик):
«К пустому колодцу люди не идут»

— Матушка Серафима, мы поздравляем Вас с признанием того, что Вы «лучший православный журналист года», с наградами Предстоятеля Украинской Православной Церкви и Национального союза журналистов. Ваша новая книга «Молитва за победу» получила высокую оценку и критики, и журналистов, и исследователей-историков, отмечена наградами на книжных выставках. К какому жанру Вы относите свое творчество?

— Я, наверное, назвала бы свои книги церковной публицистикой, хотя пишу работы на серьезной фактологической основе. Например, книга «Молитва за победу», посвященная 65-летию начала Великой Отечественной и 60-летию Победы, создавалась около года, она опирается на сотни источников: архивы, мемуары, свидетельства, причем в ней представлена не только советская сторона, но и немецкая — мемуары немецких военачальников, партайгеноссе и т. д. Хотелось показать войну в понимании разных сторон. Предыдущая книга «Піст від диявола», вышедшая к 70-летию Голодомора, основана на материалах Синодальной комиссии УПЦ, куда поступали сведения об этой трагедии изо всех епархий нашей Церкви. Автору необходимо владеть темой, которую он исследует, потому что обработка и подача материалов требует компетентного подхода. Все-таки мои книги — это публицистика, они предназначены для массового читателя, а не для узкого круга специалистов. Хотелось, чтобы книги были живыми, «читабельными». Журналисты знают, что это такое. Мне кажется, что, обращаясь даже к таким сложным темам, как война, голодомор, мы должны стремиться быть понятыми самой разной читательской аудиторией. Церковная журналистика должна быть такой, чтобы ее семя упало не только на добрую почву — в сердца верующих людей, но и на каменистую, на поросшую терниями, на придорожную, вытоптанную миллионами ног. Мы всегда должны думать о тех, кто невоцерковлен. Полагаю, это наша основная аудитория.

— Диапазон ваших творческих интересов очень широк. Вы писали о поэте Максимилиане Волошине, об убийстве священномученика Владимира, Вам принадлежит фундаментальное исследование о древней истории Киево-Печерской Лавры, книги-очерки о выдающихся церковных иерархах, Вы занимаетесь и шевченкианой, и историей христианства в Новороссии, даже построили единственный в Украине музей — «Христианская Одесса». Пишете и на украинском, и на русском языках. Кто привил Вам любовь к писательству?

— Во-первых, я родом из Черкасской области, это шевченковский край, где всегда была особая любовь к поэтическому слову, к истории, культуре. Наш Кобзарь любил и Украину, и Православие и так защищал его (при всех своих ошибочных политических увлечениях), как никто из деятелей нашей культуры. Ну а «путевку» в писательство дал митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, благословивший меня заниматься исследованием истории Спасо-Преображенского кафедрального собора. Первая моя книга вышла в 1993 году и была посвящена этому замечательному собору. Тогда ни я, ни другие исследователи, признаться честно, и не думали, что эта жемчужина будет восстановлена. И мне приятно, что одним из первых камушков в его восстановлении стала книга «Одесский Спасо-Преображенский собор: жизнь, гибель, воскресение».

— Церковно-историческая публицистика — это попытка выйти на современность?

— Сегодня церковная журналистика занимает активную позицию в информационном пространстве, затрагивает острые проблемы социально-общественной жизни. Я, кстати, от первого до последнего слова читаю каждый номер «Вестника Пресс-службы УПЦ», покупаю издания Киевской Митрополии, выписываю издания РПЦ из Москвы и Петербурга, пытаюсь быть в курсе всех событий в церковной жизни, читаю новинки церковной литературы. Я вижу, что Церковь как раз пытается найти пути к массовому читателю. Если раньше церковную литературу покупали в основном в храмах, то теперь на международных книжных ярмарках, которые проходят и в Одессе, и в Киеве, и в Москве, и в Питере, она занимает достойное место. Церковь входит в светскую культуру, общественную мысль, литературу, меняет взгляд на многие вещи. Она издает классическую литературу, но уже с пастырским напутствием. И это органично. Я, например, прочитала такое издание басен Крылова и по-новому увидела эти удивительные произведения. Церковь входит в молодежную сферу, казалось бы, далекую от Церкви: рок-музыку, криминальные сериалы, спорт. И ее голос значим. Думаю, неплохо было бы вернуть ту практику, когда в популярных светских изданиях, таких, как в свое время газета «Независимость», выходили актуальные публикации по церковной проблематике.

— Но сегодня как раз идет дискуссия о том, что мы с трудом взаимодействуем со светской прессой и слабо осваиваем ее.

— Если мы не будем сами говорить о Церкви со страниц светских газет, то вместо нас о ней будут рассказывать Гудзик, Колодный и другие очень далекие от Церкви авторы. Мне кажется, светские и политические издания сами ищут глубокого церковного слова. Даже партийные издания Компартии, социалистов печатают интервью с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, дают церковную информацию. Я получаю издания Пенсионного фонда и там читаю интервью Блаженнейшего, статьи, пастырские послания, размышления на самые различные темы, которые волнуют людей. Вот что импонирует: вопросы Предстоятелю УПЦ задают подчас наивные, но очень важные для человека, и он отвечает просто и открыто, с пониманием и любовью. Я эти светские газеты собираю и очень ценю.

— Вы сами являетесь автором книги о Блаженнейшем Митрополите Владимире «Добрый пастырь Украинской земли», участвовали в других творческих проектах, посвященных Предстоятелю УПЦ.

— Я считаю эту работу не просто актуальной, но чрезвычайно важной в контексте межконфессиональной ситуации в Украине. Она просветительская, направленная на борьбу с расколами, лжеучениями. Ведь у нас в Украине есть и свой антигерой, которого возводят в «спасителя нации». За всю историю нашей Церкви не было случая, чтобы иерарха такого уровня предали анафеме. Надо быть выродком и антихристом, чтобы своими поступками заслужить такое! Я постоянно это подчеркиваю. Здесь невольно сравниваешь две судьбы, две личности. И получается: там, где блеск, там гордыня и пустота, а там, где смирение и крестоношение, там великий подвиг, который, может быть, еще не всем нашим соотечественникам виден. Я считаю Блаженнейшего своим учителем. Он — человек высокой культуры, высокой духовности, очень редкой в наше время. У нашего Предстоятеля уникальная коллекция шевченковских раритетов, и когда мне представляется счастье общаться с ним, то он постоянно цитирует или перефразирует стихи Кобзаря. Он олицетворяет и духовность, и нравственность, и культуру нашего народа. Кроме того, он сам духовный писатель, журналист с большим стажем работы.

— Чем, по-вашему, церковный журналист отличается от светского?

— До октябрьской революции у нас было мало ярких церковных публицистов, так сложилось исторически. Церковная печать была осторожной, в основном душепастырской, старалась обходить сложные общественно-политические проблемы. А светская печать, наоборот, шельмовала Церковь наотмашь. И сейчас, я думаю, пришло время поиска и выработки своей какой-то профессиональной платформы, своей этики. Журналист должен быть православным, профессионально относиться к работе, он не должен походя касаться тем, которые требуют элементарных богословских знаний. В наше время, когда расцветает филаретовщина, когда власть вмешивается в дела Церкви, когда на государственных телеканалах идет пропаганда раскола под видом создания «поместной церкви», нужно иметь острое публицистическое слово. Мы должны работать со светскими СМИ, идти на радио, телевидение. Должны работать на этом поле, частично враждебном для нас. Должны везде искать союзников.

— Легко сказать… А как их находить? Я был свидетелем, как уважительно относятся к Вам и губернатор области, и мер города, говорят «наша матушка». Видел, сколько народу пришло поздравить Вас с днем Ангела. Академики, строители, издатели, генералы, журналисты, артисты…

— В Одессе элита уважительно относится к Церкви, потому что Церковь много делает для города, горожан. Благодаря трудам владыки Агафангела, священнослужителей, возрождаются монастыри, восстанавливаются одесские святыни, открыты сотни новых приходов. Благотворительная, просветительская, патриотическая работа Церкви в городе-герое видна каждому и положительно воспринимается одесситами. Чтобы элита была близка к Церкви, надо помнить слова Блаженнейшего, которые он часто повторяет: к пустому колодцу люди не идут. Если ты не обладаешь уровнем культуры, образованности, знаний, — никто не придет. Надо заниматься самосовершенствованием, чтобы быть не ниже по интеллекту, информированности, чем местная элита. Нельзя, конечно, отрываться от паствы, заноситься. Но ведь и паства разная. С элитой, конечно, труднее. Но современный пастырь не может быть лишь требоисполнителем. Атеистическая власть в свое время первым делом уничтожала «служителей культа», обладающих харизмой, умеющих работать с интеллигенцией. Такие священнослужители и сейчас нужны. Большая проблема — эта работа с молодежью. Сегодня даже у священников есть проблемы с детьми. Мы можем впасть в новую опасность, как в ХІХ веке. Жизнь текла, симптомов болезней не замечали. Например, отец Чернышевского был уважаемым протоиереем кафедрального собора, а его сын стал не только революционным демократом, но и атеистом. То же произошло с Добролюбовым. Я внимательно прочитала в одном из журналов конца ХІХ века жизнеописание семьи Чернышевского, человека, ставшего знаменем борьбы с Церковью, нигилистом. Юношей уехал в столицу, набрался богоборческих идей, и домашняя среда, воспитание не смогли ничего противопоставить. И юноша решил: вот где передовое, вот где прогресс, куда надо стремиться. Оторваться от родных корней. Мы видим, что и сегодня даже священнослужители не могут справиться со своими детьми, секулярный мир растлевает их, он сильнее домашнего воспитания, изощреннее. Родители не могут противостоять компьютерам, интернету, куда ребенок с головой уходит. Мне кажется, что тот опыт, может, еще несмелый, появившийся в России, благодаря диакону Андрею Кураеву, другим священникам, которые пошли воцерковлять очень сложную, протестную молодежную среду, должен появиться и у нас.

— Вы теперь депутат Одесского горсовета, вам придется заниматься и этими проблемами?

— В горсовете я занимаю должность заместителя председателя комиссии по духовности и культуре. Это для меня новая работа. Пока я присматриваюсь, знакомлюсь с кругом обязанностей и проблем, которые мы должны решать.

— При такой нагрузке журналистика отойдет на второй план?

— Ни в коем случае! Сейчас я занимаюсь проблемой Православия в украинской литературе. Вот прошел юбилей выдающегося нашего писателя Ивана Франко, но мало кто знает, что Франко был и замечательным исследователем церковной истории. Когда нам говорят, что западный регион антиправославный, мы можем доказать с фактами в руках, что это неправда. Униаты враждебно относились к творчеству Франко при его жизни, потому что он в своих произведениях вскрывал их неправды и был склонен к Православию, его культуре. Сейчас буду заниматься вторым томом истории Киево-Печерской Лавры. Я только что вернулась из России, побывала в Нижнем Новгороде, тех местах, где еще в ХІV веке выходцами из Киево-Печерской Лавры основывались монастыри — несколько святых обителей в самой глубинке России. Привезла много интересных материалов. Это серьезная работа, которая еще раз свидетельствует, что Россия и Украина — единое духовное тело — Святая Киевская Русь.

— У каждого творческого человека есть какие-то секреты работы. Есть ли они у Вас?

— Могу поделиться маленьким опытом. Он касается не только работы за письменным столом, но и публичных выступлений. В какой бы аудитории я ни выступала, никогда не было случая, чтобы перед выступлением не прочитала про себя молитву «Царю Небесный». Или просто обращаюсь к Богу: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою». Есть Иисусова молитва… Это монашеский опыт, который позволяет сосредоточиться в любой аудитории, в любой работе.

Беседовал Василий Анисимов