ЗАПОРОЖЬЕ. Жизнь – Родине, душу – Богу! Или о критериях воинской чести
Накануне Дня защитника Отечества, 20 февраля, в облгосадминистрации г.Запорожье собралось четыре поколения защитников Отечества — от ветеранов Великой Отечественной войны до курсантов военного лицея, благодаря которым сохраняется преемственность славных традиций запорожских казаков.
Обращаясь к ним архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука, выразил надежду: «Слова долг, Отечество, воинская честь, вы пропускаете через свое сердце и подтверждаете своим ратным трудом. Воинская честь, высокое звание защитника — это не просто красивые слова. Это — осознание внутреннего достоинства, верность, доблесть, благородство души, чистая совесть, почет и уважение граждан той страны, которую вы защищаете».
«А важнейшим критерием понимания воинской чести является личное достоинство. Нет достоинства — нет и чести, а значит, нет и готовности отдать свою жизнь Родине, а душу — Богу. Помните об этом, и пусть Божье благословение всегда будет с вами» — вот так кратко и вместе с тем емко охарктеризовал владыка критерии воинской чести.
***
Лыцари, или какими были запорожские козаки (по Д.И.Яворницкому): Светлую сторону характера запорожских козаков составляли их благодушие, нестяжательность, щедрость, бескорыстие, постоянство в дружбе, столь высоко ценимой в Запоржье, что, по козацким правилам, грехом считалось обмануть даже черта, если он иногда попадал сичовикам в товарищи; кроме того, светлыми чертами характера запорожских козаков были высокая любовь их к личной свободе, по которой они предпочитали лютую смерть позорному рабству; глубокое уважение к старым и заслуженным воинам и вообще ко всем «военным ступеням»; простота, умеренность и изобретательность, при нужде, в домашнем быту или в разных безвыходных случаях и физических недугах.
Будучи в душе поэтами и местателями, запорожцы всегда выбирали самые живописные и красивые места для своих временных и вечных жилищ, влезали на высокие скалы, уединялись в лесные пущи, поднимались на большие курганы и с высоты птичьего полета любовались ландщафтами и предавались тихим думам и возвышенным размышлениям. Будучи высокими ценителями песен, дум и родной музыки, запорожцы любили послушать своих баянов, слепцов-кобзарей, нередко сами складывали песни и думы и сами брались за кобзы, бывшие у них любимым музыкальным инструментом.
Отличительною чертою характера запорожских козаков была и их глубокая религиозность; черта эта объясняется самым складом жизни их: ничто так, говорят, не развивает в человеке религиозного чувства как постоянная война.
Под влиянием истинного религиозного чувства многие из запорожских козаков, чуждаясь веселой, шумной и вольной жизни в Сичи, уходили в дремучие леса, береговые пещеры, речные плавни и там, живя между небом и землей, «спасались о Христе»; на этом поприще являлись истинные подвижники, высокие молитвенники и ревностные исполнители заповедей евангельских и преданий апостольских.
Запорожец под конец, видя приближение грядущей воочию старости и чувствуя себя уже более не способным ни к войне, ни к разгульной жизни, нередко уходил «в ченцi», т.е. в монахи. Большею частью, однако, запоржцы погибали в боях, на море или на суше, во время походов против неприятелей…
КИЕВ. Вышла в свет книга-исследование прот. Олега Скнаря «Каменные страницы библейской истории»
ДОНЕЦК. В престольный день Игнатьевский храм отметил свое 10-летие!