ОДЕССА. В день памяти святого апостола Андрея Первозванного под председательством митрополита Агафангела в актовом зале ОДС прошло торжественное собрание
13 декабря, в день памяти небесного покровителя Одесской духовной семинарии святого апостола Андрея Первозванного, под председательством Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского в актовом зале семинарии прошло торжественное собрание, посвященное этому знаменательному событию.
Открыл его ректор ОДС архимандрит Серафим, испросивший на это благословения Высокопреосвященнейшего Агафангела.
Годовой отчет об учебно-воспитательной работе в семинарии зачитал проректор ОДС протоиерей Андрей Николаиди.
Затем с актовой речью, в которой анализировалась историческая роль одесских архипастырей выступил протоиерей Владимир Колесник.
С приветственным словом от Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины обратился председатель Учебного комитета при Священном Синоде УПЦ Преосвященнейший Климент, епископ Ирпенский, викарий Киевской митрополии, который подчеркнул, что Одесская семинария является одним из старейших учебных заведений нашей Церкви. За годы существования из стен ее учебных аудиторий вышло немало иерархов, церковных деятелей, богословов и просто пастырей церкви — смиренных тружеников на ниве Христовой. Хочу пожелать всем преподавателям, труженикам и студентам Одесской духовной семинарии особой помощи Божией в ваших трудах молитвенным предстательством и заступничеством святого всехвального апостола Андрея Первозванного.
Также епископ Климент передал поздравление от ректора Киевской духовной академии и семинарии, Управляющего делами УПЦ Высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Бориспольского, в котором он отметил, что Одесская духовная семинария за весь период своего бытия выпустила из своих стен тысячи служителей Церкви, деятельность которых запечатлена в исторических анналах. Поздравляя с сегодняшним праздником, искренне желаю, чтобы Одесская духовная семинария, богатая своим историческим прошлым и настоящим, и в грядущие времена утверждала в своих питомцах преданность Православию и глубокие знания, чтобы убедительно свидетельствовать миру о нашем уповании.
В завершение своего выступления епископ Климент еще раз сердечно поблагодарил митрополита Агафангела за любезное приглашение прибыть на эти торжества и преподнес в дар ОДС современный компьютер.
Выступивший затем наместник Свято-Успенского Одесского мужского монастыря Высокопреосвященнейший Алексий, архиепископ Белгород-Днестровский, викарий Одесской епархии подчеркнул особую роль этой старейшей на юге Украины обители в формировании студентов ОДС, как будущих пастырей. Владыка отметил положительное влияние монашествующих на духовное развитие семинаристов, что способствует укреплению их положительных навыков в молитвах и трудах.
В дар Одесской духовной семинарии архиепископ Алексий преподнес редкое издание – «Часослов» ХVIIIвека.
Проректор Казанской духовной семинарии игумен Кирилл также сердечно поздравил всех с днем святого апостола Андрея Первозванного, подчеркнув, что ныне духовно сорадуясь, мы приносим слова искреннего приветствия в адрес Одесской духовной семинарии, которая имеет немаловажное значение в развитии богословской мысли, в воспитании ревностных проповедников Слова Божия, в развитии миссии церковной. Такая деятельность осуществляется благодаря мудрому и отеческому попечению о духовных школах Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, и ревностным трудам коллектива преподавателей и воспитателей во главе с ректором, архимандритом Серафимом. Ваше усердие, дорогой Владыка, и пример христианской жизни подвигают питомцев школы к высотам богословской образованности и христианского благочестия. Воспитанники получают здесь ясное представление о том, каким должен быть по внутреннему устроению, образу жизни и даже внешнему облику православный пастырь, чтобы пасти словесное стадо «с знанием и благоразумием», «не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду».
В завершение игумен Кирилл подарил документы из архивов Казанской духовной семинарии, которые связаны с деятельностью священномученика Анатолия, митрополита Одесского, в свое время бывшего ректором этого учебного заведения.
Затем все присутствующие с особым вниманием выслушали мудрое архипастырское слово митрополит Агафангела:
«Вновь благодать Всемилостивого Бога сподобила нас в сегодняшний светлый и радостный день едиными устами и единым сердцем воспеть святого Апостола Андрея Первозванного, который более двадцати столетий назад услышал на берегах Генисаретского моря Божественный призыв, и последовал за Христом Спасителем, чтобы уловлять каждого человека во спасение, чтобы вместо простого рыбаря стать апостолом и благовестником, для того, чтобы своему старшему брату Симону, а вместе с ним и каждому из нас сказать – мы нашли Мессию, Который есть Христос.
Апостольская десница Первозванного ученика Христова водрузила на берегах седого Днепра святой крест, который и поныне незримо осеняет наше отечество, источая божественную благодать, помогающую преодолевать различные трудности и нестроения, укрепляющую в нелегком, но спасительном подвиге шествования за Господом, облегчающую крестоношение и возжигающую в сердце каждого православного христианина неугасимый огнь любви к Богу и Его Святой Церкви.
Этот огонь согревал благовестникаХристова в его апостольских трудах, освещал ему нелегкий путь от Сионской горницы к Киевским холмам, от Иерусалима к Патрам Ахайским, к исповедничеству за имя Христова, к мученической смерти и прославлению в чертогах всех любящего Бога. Этот огонь сияет ныне в неугасимой лампаде веры и благочестия, которой является наша духовная школа, воздвигнутая Промыслом Божиим на благословенных берегах древнего Эвксинского понта, чтобы светить во тьме неверия и отступничества, освещать путь ко Христу каждому, кто стремится в своей личной жизни воплотить евангельские идеалы.
Исполняя заповедь Божественного Подвигоположника, как яркий светильник на высокой свещнице, как духоносный маяк над колеблющимися непостоянством и суетностью волнами житейского моря, сияет Одесская духовная семинария, сохраняя апостольский огонь и ничто не сможет угасить этот благодатный свет, который сохраняется как живая святоотеческая традиция в глубинах церковной жизни православной богословской школы. Не смогли угасить этот пламень ни злой ураган атеистического гонения, ни жестокий холод экономических тяжестей, ни злая воля расколоучителей. И ныне, продолжая исполнять непреходящую и надвременную апостольскую миссию, непреложно и непоколебимо возвышается над бушующим морем современности наш духовный вертоград.
Из его благословенных стен вышло не одно поколение подлинных делателей нивы Божией, неленостных служителей Церкви, архипастырей и пастырей, своим подвигом вписавших драгоценные строки и страницы в книгу исторической церковной памяти. Все они, «подвигом добрым подвизавшиеся, течение совершившие, веру сохранившие», своими трудами и молитвами пронесли сквозь бури гонений и грозы нестроений, негасимый пламень Православной веры и передали его нынешнему поколению, тем, кого Господь сегодня благоволил призвать в эти святые стены, напоенные богословской традицией.
Именно нынешнему поколению Господь уготовал тяжелый, но спасительный путь, предначертал великую миссию – изложить бережно хранимое сокровище церковного святоотеческого Предания на понятном современному обществу языке, свидетельствовать перед миром о неугасимом радостном и тихом свете Святого Православия.
Через образование и воспитание закладываются основы национальной общности, формируется духовная и культурная идентичность, сохраняются традиции и преемственность исторического бытия. Образовательная система, неразрывно соединенная с системой воспитания, должна не только передавать новому поколению наших соотечественников полезные знания и интеллектуальные навыки, но и формировать их убеждения, закладывать в их души и разум традиционные духовно-нравственные ценности. А хранительницей и проповедницей этих ценностей является Церковь.
Только подлинное духовное возрождение общества на фундаменте православной историко-культурной традиции, живущей в исторической памяти нашего народа, способно дать новый импульс социально-экономическому развитию и процветанию государства, но это возрождение возможно только в том случае, если будет сиять над миром спасительный огонь Христовой веры, проповедуемый служителями Алтаря Господня. На воспитание таких истовых церковных пастырей, способных «душу свою положить за овец своих», направлены все силы духовной школы, которая цель своего служения видит в том, чтобы затеплить в сердце молодого человека, пришедшего в ее стены, святой благодатный огонь, наполняющий все его естество и призывающий его к проповедничеству и жертвенному служению.
Исходя из стен духовной школы вы должны продолжать нести этот божественный огонь, огонь Святой Пятидесятницы, чающим людям, освещая весь мир, оглашая его светом Евангелия.
Иногда может казаться, что священническое служение — это путь почета и всеобщего уважения, что это некий высокий статус, раз и навсегда закрепляемый за священнослужителем в обществе. Нам, служителям Церкви Христовой старшего поколения, хорошо известно, что путь пастыря это путь следования за Христом Распятым и Уничиженным. Вместе со Святой Церковью нам пришлось идти за Христом-Спасителем сквозь открытые гонения и притеснения, поношения и уничижения, насмешки и издевательства. Мы помним, какая сокрушительная богоборческая деятельность была развита той страшной тоталитарной системой, чтобы осуществить это обещание. Массово закрывались храмы, святые обители, духовные школы. Священные для православных христиан места превращались в склады и магазины, но большей частью просто уничтожались.
Да, правда Божия восторжествовала. Пал безбожный режим, вновь открылись святые храмы, начала возрождаться на нашей земле монашеская жизнь, духовное образование и просвещение. Недолгий период относительного спокойствия земного бытия Православной Церкви, отсутствие массовых гонений на веру Христову мог зародить в некоторых умах мысль о том, что пастырское служение вполне сочетается с жизненной философией, в основе которой лежат комфорт и земное благополучие. Но не того хочет от нас Спаситель мира. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною», таков призыв Божественного Искупителя. И сегодня Господь нам вновь напоминает о том, что крестоношение, исповедничество, готовность отвергнуть самую жизнь свою ради Евангелия — не простые слова, но реальность священнической жизни.
Мы видим, как опять против Церкви, против Самого Господа нашего Иисуса Христа поднимается адская волна всей нечести, которая только ждала благоприятного момента явить свой антихристов лик миру. По городам и весям Святой Руси прокатилась волна кощунств и богохульств, осквернений святых храмов и поруганий православных святынь. В адрес иерархов Церкви, священнослужителей и благочестивых мирян раздаются страшные оскорбления и угрозы физической расправы. На благочестивой украинской земле безбожницами и христоненавистницами в присутствии спокойно созерцавших это ужасающее преступление журналистов был спилен бензопилой Святой Крест Христов, установленный в память невинных жертв той самой системы, которая уничтожала христиан за одну лишь их веру.
Как видим, новые богоборцы и не пытаются скрыть своей откровенной преемственности с предшественниками эпохи государственного атеизма. Что же так называемый креативный класс и современная интеллигенция? В большинстве своем, они рукоплещат богохульникам и кощунникам, через контролируемые узкой прослойкой либералов СМИ нагнетают истерию в защиту псевдосвободы, то есть вседозволенности, пропаганды антирелигиозной ненависти и безнравственности, «подавляемой», по их мнению, Церковью и государством. Святейший Патриарх, епископат и духовенство, верующие, встающие на защиту народных святынь, остервенело обвиняются в средневековом фундаментализме, инквизиторстве, удушении свободы и тому подобное.
Но разве подобным же образом так называемое «просвещенное общество» не восхищалось в начале двадцатого века безбожниками, революционерами и террористами, несшими мнимую «свободу», как они тогда говорили, от «тирании» христианской власти, христианской морали, вековых православных народных устоев? Разве не высмеивала и не обличала тогдашняя либеральная пресса «коснеющих попов», не желавших идти навстречу нравственному раскрепощению и легализации порока? К чему все это привело, мы хорошо помним — к невиданной в истории человечества диктатуре, поражающим по масштабу репрессиям, а в конечном итоге, к полному краху. Вот и сегодня под пышными речами о ценностях «свободы слова и самовыражения» «прав человека», «светских основ государства» нам пытаются навязать далеко не светскую, а агрессивную, воинственно секулярную, антиклерикальную и враждебную христианству модель государственного и общественного устроения. Сегодня почти вся мощь пропагандистской кампании сорвавших с себя маску «объективности» и «беспристрастности» светских средств массовой информации интернета, печати и телевидения — направлена на это.
И в этот мир Вам всем предстоит идти. В ответ на всю ненависть и злобу, ярость и угрозы Вам надлежит твердо и мужественно, не колеблясь, возвещать слово Евангельской Истины, с какими бы трудностями это не было связано, какие бы испытания не пришлось для этого пройти. Пастырь словесного стада Христова, как говорил святитель Филарет Московский, «всецело посвящает себя Богу — и душу, и тело, и дела, и желания, и помышления, решается с безропотностью агнца, ведомого на заклание, и действовать, и страдать, и жить, и умереть для Иисуса Христа». Ни в коем случае нельзя поддаться порочной логике мира сего, который, по слову святого апостола Иоанна Богослова, «весь лежит во зле», пойти дорогой конформизма, соглашательства. Но необходимо не забывать и о том, что Святая Церковь всегда отделяла грех от грешника, что Господь наш «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Нужно не допустить того, чтобы наша твердость перерастала в ответную злобу и агрессию, и постоянно помнить, что наша цель — не погубить того, кто настроен против святой православной веры, зачастую сам являясь жертвой массированной антихристианской пропаганды, но использовать все возможные средства, чтобы открыть перед ним подлинное духовное богатство и величие учения Христова, пробудить к покаянию и исправлению жизни. И в семинарии есть все необходимое для полноценного формирования целостной личности пастыря, священнослужителя, духовника и проповедника, могущего воспламенять своей верой сердца прихожан, по слову святого апостола Павла, сделаться всем для всех, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых.
Это формирование, приготовление человека к будущему жертвенному пастырскому служению происходит через духовно-нравственное возрастание человека и приобретение знаний, необходимых для того, чтобы утвердить будущего священнослужителя в вере и благочестии. И Одесская духовная семинария, подобна древним пророческим школам, о которых нам повествует Священное Писание, осуществляет свою миссию, поддерживая, сохраняя и преумножая нетленный свет апостольской проповеди, возженный на нашей земле трудами и благовестием Первозванного ученика Христова.
Прославляя святого апостола Андрея, ставшего для нашей земли первоблаговестником и учителем, желаю всем учащим и учащимся духовной школы всесильной благодатной помощи Божией, укрепляющей всех наследников апостольских трудов, наставляющей во всегдашнем преуспевании в добродетели, раскрывающей глубины богословской мысли и напоминающей мудрые слова Священного Писания: «В усердии не ослабевать; духом пламенеть; Господу служить».
В чем да поможет вам Господь!»
Затем о.ректор сообщил, что по благословению митрополита Агафангела Почетными членами ОДС в этом году были избраны Преосвященнейший Митрофан, епископ Горловский и Славянский, Преосвященнейший Дамиан, епископ Фастовский, викарий Киевской митрополии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Александра Невского протоиерей Виктор Градомский, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Иоанн Гориа.
Лучшие преподаватели и учащиеся Одесской духовной семинарии получили из рук Высокопреосвященнейшего Агафангела благословенные грамоты Предстоятеля УПЦ и Одесского архипастыря.
В завершение торжественного заседания был дан традиционный праздничный концерт, подготовленный силами учащихся ОДС и регентского отделения, которые прекрасно исполнили духовные песнопения.
ЗАПОРОЖЬЕ. Архиепископ Лука встретился с преподавателями и студентами гидроэлектрического колледжа