Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. Освещать каждому путь ко Христу!

(Слово на актовом дне в Одесской духовной семинарии)

Вновь благодать Всемилостивого Бога сподобила нас в сегодняшний светлый и радостный день едиными устами и единым сердцем воспеть святого Апостола Андрея Первозванного, который более двадцати столетий назад услышал на берегах Генисаретского моря Божественный призыв и последовал за Христом Спасителем, чтобы уловлять каждого человека во спасение, чтобы вместо простого рыбаря стать апостолом и благовестником, для того, чтобы своему старшему брату Симону, а вместе с ним и каждому из нас сказать – мы нашли Мессию, Который есть Христос.
Апостольская десница Первозванного ученика Христова водрузила на берегах седого Днепра святой крест, который и поныне незримо осеняет наше отечество, источая божественную благодать, помогающую преодолевать различные трудности и нестроения, укрепляющую в нелегком, но спасительном подвиге шествования за Господом, облегчающую крестоношение и возжигающую в сердце каждого православного христианина неугасимый огнь любви к Богу и Его Святой Церкви.
Этот огонь согревал благовестникаХристова в его апостольских трудах, освещал ему нелегкий путь от Сионской горницы к Киевским холмам, от Иерусалима к ПатрамАхайским, к исповедничеству за имя Христова, к мученической смерти и прославлению в чертогах всех любящего Бога. Этот огонь сияет ныне в неугасимой лампаде веры и благочестия, которой является наша духовная школа, воздвигнутая Промыслом Божиим на благословенных берегах древнего Эвксинскогопонта, чтобы светить во тьме неверия и отступничества, освещать путь ко Христу каждому, кто стремится в своей личной жизни воплотить евангельские идеалы.
Исполняя заповедь Божественного Подвигоположника, как яркий светильник на высокой свещнице, как духоносный маяк над колеблющимися непостоянством и суетностью волнами житейского моря, сияет Одесская духовная семинария, сохраняя апостольский огонь, и ничто не сможет угасить этот благодатный свет, который сохраняется как живая святоотеческая традиция в глубинах церковной жизни православной богословской школы. Не смогли угасить этот пламень ни злой ураган атеистического гонения, ни жестокий холод экономических тяжестей, ни злая воля расколоучителей. И ныне, продолжая исполнять непреходящую и надвременную апостольскую миссию, непреложно и непоколебимо возвышается над бушующим морем современности наш духовный вертоград.
Из его благословенных стен вышло не одно поколение подлинных делателей нивы Божией, неленостных служителей Церкви, архипастырей и пастырей, своим подвигом вписавших драгоценные строки и страницы в книгу исторической церковной памяти. Все они, «подвигом добрым подвизавшиеся, течение совершившие, веру сохранившие», своими трудами и молитвами пронесли сквозь бури гонений и грозы нестроений негасимый пламень Православной веры и передали его нынешнему поколению, тем, кого Господь сегодня благоволил призвать в эти святые стены, напоенные богословской традицией.
Именно нынешнему поколению Господь уготовал тяжелый, но спасительный путь, предначертал великую миссию – изложить бережно хранимое сокровище церковного святоотеческого Предания на понятном современному обществу языке, свидетельствовать перед миром о неугасимом радостном и тихом свете Святого Православия.
Через образование и воспитание закладываются основы национальной общности, формируется духовная и культурная идентичность, сохраняются традиции и преемственность исторического бытия. Образовательная система, неразрывно соединенная с системой воспитания, должна не только передавать новому поколению наших соотечественников полезные знания и интеллектуальные навыки, но и формировать их убеждения, закладывать в их души и разум традиционные духовно-нравственные ценности. А хранительницей и проповедницей этих ценностей является Церковь.
Только подлинное духовное возрождение общества на фундаменте православной историко-культурной традиции, живущей в исторической памяти нашего народа, способно дать новый импульс социально-экономическому развитию и процветанию государства, но это возрождение возможно только в том случае, если будет сиять над миром спасительный огонь Христовой веры, проповедуемый служителями Алтаря Господня. На воспитание таких истовых церковных пастырей, способных «душу свою положить за овец своих», направлены все силы духовной школы, которая цель своего служения видит в том, чтобы затеплить в сердце молодого человека, пришедшего в ее стены, святой благодатный огонь, наполняющий все его естество и призывающий его к проповедничеству и жертвенному служению.
Исходя из стен духовной школы, вы должны продолжать нести этот божественный огонь, огонь Святой Пятидесятницы, чающим людям, освещая весь мир, оглашая его светом Евангелия.
Иногда может казаться, что священническое служение – это путь почета и всеобщего уважения, что это некий высокий статус, раз и навсегда закрепляемый за священнослужителем в обществе. Нам, служителям Церкви Христовой старшего поколения, хорошо известно, что путь пастыря – это путь следования за Христом Распятым и Уничиженным. Вместе со Святой Церковью нам пришлось идти за Христом-Спасителем сквозь открытые гонения и притеснения, поношения и уничижения, насмешки и издевательства. Мы помним, какая сокрушительная богоборческая деятельность была развита той страшной тоталитарной системой, чтобы осуществить это обещание. Массово закрывались храмы, святые обители, духовные школы. Священные для православных христиан места превращались в склады и магазины, но большей частью просто уничтожались.
Да, правда Божия восторжествовала. Пал безбожный режим, вновь открылись святые храмы, начали возрождаться на нашей земле монашеская жизнь, духовное образование и просвещение. Недолгий период относительного спокойствия земного бытия Православной Церкви, отсутствие массовых гонений на веру Христову мог зародить в некоторых умах мысль о том, что пастырское служение вполне сочетается с жизненной философией, в основе которой лежат комфорт и земное благополучие. Но не того хочет от нас Спаситель мира. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною», – таков призыв Божественного Искупителя. И сегодня Господь нам вновь напоминает о том, что крестоношение, исповедничество, готовность отвергнуть самую жизнь свою ради Евангелия – не простые слова, но реальность священнической жизни.
Мы видим, как опять против Церкви, против Самого Господа нашего Иисуса Христа поднимается адская волна всей нечисти, которая только ждала благоприятного момента явить свой антихристов лик миру. По городам и весям Святой Руси прокатилась волна кощунств и богохульств, осквернений святых храмов и поруганий православных святынь. В адрес иерархов Церкви, священнослужителей и благочестивых мирян раздаются страшные оскорбления и угрозы физической расправы. На благочестивой украинской земле безбожницами и христоненавистницами в присутствии спокойно созерцавших это ужасающее преступление журналистов был спилен бензопилой Святой Крест Христов, установленный в память невинных жертв той самой системы, которая уничтожала христиан за одну лишь их веру.
Как видим, новые богоборцы и не пытаются скрыть своей откровенной преемственности с предшественниками эпохи государственного атеизма. Что же так называемый креативный класс и современная интеллигенция? В большинстве своем, они рукоплещут богохульникам и кощунникам, через контролируемые узкой прослойкой либералов СМИ нагнетают истерию в защиту псевдосвободы, то есть вседозволенности, пропаганды антирелигиозной ненависти и безнравственности, «подавляемой», по их мнению, Церковью и государством. Святейший Патриарх, епископат и духовенство, верующие, встающие на защиту народных святынь, остервенело обвиняются в средневековом фундаментализме, инквизиторстве, удушении свободы и тому подобное.
Но разве подобным же образом так называемое «просвещенное общество» не восхищалось в начале двадцатого века безбожниками, революционерами и террористами, несшими мнимую «свободу», как они тогда говорили, от «тирании» христианской власти, христианской морали, вековых православных народных устоев? Разве не высмеивала и не обличала тогдашняя либеральная пресса «коснеющих попов», не желавших идти навстречу нравственному раскрепощению и легализации порока? К чему все это привело, мы хорошо помним – к невиданной в истории человечества диктатуре, поражающим по масштабу репрессиям, а в конечном итоге – к полному краху. Вот и сегодня под пышными речами о ценностях «свободы слова и самовыражения», «прав человека», «светских основ государства» нам пытаются навязать далеко не светскую, а агрессивную, воинственно секулярную, антиклерикальную и враждебную христианству модель государственного и общественного устроения. Сегодня почти вся мощь пропагандистской кампании сорвавших с себя маску «объективности» и «беспристрастности» светских средств массовой информации интернета, печати и телевидения направлена на это.
И в этот мир вам всем предстоит идти. В ответ на всю ненависть и злобу, ярость и угрозы вам надлежит твердо и мужественно, не колеблясь, возвещать слово Евангельской Истины, с какими бы трудностями это ни было связано, какие бы испытания ни пришлось для этого пройти. Пастырь словесного стада Христова, как говорил святитель Филарет Московский, «всецело посвящает себя Богу – и душу, и тело, и дела, и желания, и помышления, решается с безропотностью агнца, ведомого на заклание, и действовать, и страдать, и жить, и умереть для Иисуса Христа». Ни в коем случае нельзя поддаться порочной логике мира сего, который, по слову святого апостола Иоанна Богослова, «весь лежит во зле», пойти дорогой конформизма, соглашательства. Но необходимо не забывать и о том, что Святая Церковь всегда отделяла грех от грешника, что Господь наш «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Нужно не допустить того, чтобы наша твердость перерастала в ответную злобу и агрессию, и постоянно помнить, что наша цель – не погубить того, кто настроен против святой православной веры, зачастую сам являясь жертвой массированной антихристианской пропаганды, но использовать все возможные средства, чтобы открыть перед ним подлинное духовное богатство и величие учения Христова, пробудить к покаянию и исправлению жизни. И в семинарии есть все необходимое для полноценного формирования целостной личности пастыря, священнослужителя, духовника и проповедника, могущего воспламенять своей верой сердца прихожан, по слову святого апостола Павла, сделаться всем для всех, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых.
Это формирование, приготовление человека к будущему жертвенному пастырскому служению происходит через духовно-нравственное возрастание человека и приобретение знаний, необходимых для того, чтобы утвердить будущего священнослужителя в вере и благочестии. И Одесская духовная семинария, подобно древним пророческим школам, о которых нам повествует Священное Писание, осуществляет свою миссию, поддерживая, сохраняя и преумножая нетленный свет апостольской проповеди, возженный на нашей земле трудами и благовестием Первозванного ученика Христова.
Прославляя святого апостола Андрея, ставшего для нашей земли первоблаговестником и учителем, желаю всем учащим и учащимся духовной школы всесильной благодатной помощи Божией, укрепляющей всех наследников апостольских трудов, наставляющей во всегдашнем преуспевании в добродетели, раскрывающей глубины богословской мысли и напоминающей мудрые слова Священного Писания: «В усердии не ослабевать; духом пламенеть; Господу служить».
В чем да поможет вам Господь!»