Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

24.04.2012. СИМФЕРОПОЛЬ. В Представительстве Россотрудничества состоялось торжественное открытие выставки иконописца Надежды Макриди

19 апреля по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря в Представительстве Россотрудничества в г. Симферополе состоялось торжественное открытие персональной выставки иконописца Надежды Макриди. Выставка приурочена к празднованию Светлого Христова Воскресения. Организатором мероприятия выступило Представительство Россотрудничеста в г. Симферополе при поддержке Симферопольской и Крымской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. На открытии присутствовали Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, священник Василий Печевистый, помощник Представителя Президента Украины в Крыму Л. Мыркина, консул-советник Генерального консульства Российской Федерации в Симферополе С. Голышев, заместитель председателя политической партии «Русское Единство» В. Аксенов, директор Ассоциации «Русский культурный центр» М. Голубев, депутаты и другие представители государственных и общественных организаций.
В приветственном слове митрополит Лазарь поздравил всех присутствующих с празднованием Светлого Христова Воскресения и акцентировал внимание на истории и значимости икон.
«Иконам надо поклоняться, но поклонение относится не к самой иконе, ее дереву и краскам, не к искусству художника, но к «первообразу», тому, кто на ней изображен, то есть Господу, Пресвятой Богородице или Святым. Икона — не картина, а священный предмет. Она содержит в себе Божественную благодать, данную ей ради изображенного на ней святого» — отметил Митрополит.
Икона является неотъемлемой частью православной традиции, без нее трудно представить православных храм и богослужение. Дом православного человека и его жизнь. Рождается человек или умирает, отправляется в дальний путь или начинает какое-либо дело – его жизнь сопровождает священный образ, икона.
В завершении владыка преподал благословение Надежде Макриди на дальнейшие труды, молитвенно пожелал всем гостям, руководству Представительства Россотрудничества в г. Симферополе сугубой помощи Божией во всех благих делах и начинаниях на благо Святой Матери Церкви и нашего Богоспасаемого Отечества.
«Выставка Надежды Макриди – важное событие духовной и культурной жизни Крыма. Можно быть уверенным в том, что она вызовет у ее посетителей живой интерес и оставит яркие, незабываемые впечатления. Наполненные искренней верой и светлой любовью, работы Надежды Макриди, нашей современницы, молодого автора-иконописца, поражают мастерством написания» — отметил в своем приветствии Александр Пушкарев, Заместитель Руководителя Представительства Россотрудничества в Украине.
Помимо целого ряда икон, выполненных Надеждой маслом и темперой по лучшим образцам критской и македонской иконописных школ, на выставке были представлены копии знаменитых фаюнских портретов в технике энкаустики.
Также во время торжественного открытия выставки было зачитано поздравление в адрес Надежды Макриди от имени Представителя Президента Украины в Крыму Виктора Плакиды.
В ходе мероприятия состоялась концертная программа, на которой выступили солист Ансамбля песни и пляски ЧФ Д. Коростелёв, К. Фролов, заслуженный артист АРК, О. Голубева, крымская поэтесса.

Ольга Скальчук
Координатор культурной программы по работе с молодежью
Представительства Россотрудничества в Крыму

Справка:

Фаюмские портреты-
Лучшие сохранившиеся образцы античной живописи. Они изображают лица жителей древнего Египта в Эллинистический и Римский периоды в I—III веках нашей эры.

После завоевания Египта Александром Македонским время правления фараонов завершилось. В период правления династии Птолемеев — наследников империи Александра, произошли значительные изменения в искусстве и архитектуре. Погребальный портрет — уникальная художественная форма своего времени — процветал в эллинистическом Египте. Стилистически связанные с традициями греко-римской живописи, но созданные для типично египетских нужд, заменившие погребальные маски мумий, фаюмские портреты — это поразительно реалистические изображения мужчин и женщин всех возрастов.
Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I—III веков н. э. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Являются элементом видоизмененной под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии. Находятся в коллекции многих музеев мира, в том числе Британского музея, Лувра и в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.

Великолепное собрание из 23 погребальных фаюмских портретов в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, обнаруженных в Египте в 70-е годы XIX века, даёт возможность проследить развитие этого жанра на протяжении четырёх веков (с I по IV вв.).
Энкаустика — от др.-греч. ἐγκαυστική — [искусство] выжигания) — техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы.

Наиболее известные образцы энкаустики — т. н. «фаюмские портреты» (по названию оазиса Фаюм в Египте, где были впервые найдены и описаны): посмертные живописные изображения усопших, отличавшиеся объёмной светотеневой моделировкой форм, особым живоподобием и яркостью образов. Эллинистическая техника энкаустики была использована в ранней иконописи, уступив позднее место темпере. Самым ярким иконографическим примером техники энкаустики считается образ Христа Пантократора (VI век), находящийся в Синайском монастыре.

Критская иконописная школа — поствизантийская школа иконописи, существовавшая на острове Крит в XV—XVII века в период владения им Венецианской республикой. После изгнания турками в середине XVII века с острова венецианцев школа живописи сохранялась на Ионических островах.
Критская школа сочетала византийские образцы с мотивами итальянского искусства. Работы её мастеров заказывали как православные так и католики. Существовало письмо на заказ с использованием греческого (maniera greca) или католического (maniera latina) стилей.
Македонская иконописная школа- это школа иконописи XIII—XIV веков, центр которой располагался в Салониках.

Салоники в то время были центром греческой культуры, власть Византийской империи слабела. Находясь в относительной безопасности, здесь расцветали не только светские искусства, но и православная христианская культура. С 1347 года в сан архиепископа Солунского был возведен святитель Григорий Палама († 1359).

В этих условиях развилась иконописная школа, которая отличалась реализмом в написании фигуры, также описывающая внутренний мир изображаемых персон, их переживания. Кроме того, повышенное внимание уделяется композиции заднего плана, изображаемым пейзажам.

Главным представителем этой школы является Мануил Панселин, его работы определили вектор развития этой школы. Основная часть информации об этой школе была зафиксирована в книге «Руководство Живописца», написанной в конце XVIII века монахом-живописцем Дионисием Фурноаграфиотом.

По его мнению, Мануил Панселин выполнил фрески в соборе Протата, внешней церкви монастыря Ватопед, главных церквях монастырей Пантократор и Великая Лавра, а также иконы и другие изображения в монастырях горы Афон.