Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Виктор Чернышев. «Фортепианного Евангелия» «блаженного» Иоанна

Многие православные люди обманываются и легко покупаются на такую пустышку, которую выдают за православную и даже духовную литературу.
Реплика
Виктор Чернышев
доцент КДАиС

Знакомые верующие дали мне почитать как будто бы православную книжицу под названием «Фортепианное Евангелие Марии Вениаминовны Юдиной» некоего блаженного Иоанна. Дома ее внимательно пролистал.
Нисколько не ставя под сомнение большой авторитет самой Марии Вениаминовны Юдиной, ее творческий талант и уникальный дар музыканта, хотелось бы сказать несколько слов о самом эссе «Фортепианное Евангелие…» (Изд. Мир Софии, 2010) – «архиепископа» Иоанна Береславского, присвоившего себе попутно и титул «блаженного». Собственно, авторство, указанное на обложке, так и звучит – «блаженный Иоанн. Не больше, не меньше.
Но «блаженный Иоанн» – Вениамин Яковлевич Янкельман – достаточно известная и одиозная фигура, поскольку он является основателем крупнейшей секты в России – «Богородичного центра». В свое время (примерно в 70-х гг.) он находился под духовным влиянием некой «почаевской старицы Ефросиньюшки», которая под конец жизни объявила себя четвертой ипостасью Святой Троицы и предрекла свое воскресение на сороковой день.
Сегодня Береславский регулярно «общается» с Божьей Матерью, Которая якобы диктует ему свои откровения. Он постоянно слышит Ее голос, а Она является ему в виде серого облачного тела. Таких «откровений» уже собралось свыше 20-ти томов.
Свой «Богородичный центр» Береславский провозгласил единственно истинной православной церковью, а сам он – легитимный катакомбный иерарх, якобы получивший посвящение от секачевской ветви ИПЦ (Истинно-православная церковь).
Но, по большому счету, сейчас разговор даже не о «блаженстве» Янкельмана. Своим очевидным самосвятством он бросает тень на уважаемого человека, издав книжицу, где в своей манере своеобразного литературного жанра вводит нью-эйджеровские словечки, термины, т.н. «береславский новояз», понятный только самому автору. Чтобы не быть голословным, приведем цитаты из опуса Береславского (этот псевдоним он взял, кстати, от фамилии своей жены). Орфография сохранена.

«…так и сегодня пренебесная Мария Юдина посылается ему и нам в помощь…» (с. 22);
«Потому и воспринимается она как …благодатный протурберанец, выплеснувшийся из солнца Миннэ…» (Там же);
«Серафим был бог, иначе не скажу. Бессмертный…» (Это уже грань кощунства. Впрочем, «владыка» Иоанн семинариев не заканчивал, поэтому с него и взятки гладки. Одним словом – образованец). И дальше цитату продолжим: «Мог сделать что угодно. Мог земной шар держать на одном пальце. Мог перенестись на другую сторону света» (с. 33);
«Он (Серафим) знал все науки. Читал мысли. Ему были знакомы все искусства. Играл он на тысячах музыкальных инструментов». (Там же);
«Не будет хватать у тебя веры, чтобы беседовать по мистическому телефону – ходи в храм…Но не причащайся. И близко не подходи!» (с. 34);
«Настоящий музыкант прямиком «без экзамена» следует в Царствие, поскольку оно насквозь проникнуто музыкой» (с. 41);
«Серафим отказался от русского престола (?!), и в воздание Отец Небесный прославил его – сделал царем всего человечества. Серафим являлся в биолокационных телах в тысячах мест одновременно» (с. 54);
«Кто ты» – спрашивала. «Я царь» – отвечал Серафим. «Нет, ты не царь. Ты больше чем царь, ты царь царей! Ты бог, христос христов. Ты христос Второй Голгофы…» (с. 54);
«По масштабу ее (Юдину) можно сравнить с великим Бетховеном, целителем и старцем Порфирием Ивановым, да с Серафимом Умиленным» (с. 125).
Но, как известно, Порфирий Иванов является основателем другого крупного сектантского движения – «ивановцев», которые круглый год ходят полуголыми, обливаются холодной водой, вместо Евангелия исповедуют т.н. «Детку» – учение, разработанное самим Ивановым, отдаленный и примитивный аналог Евангелия, построенный в форме свода определенных предписаний. Сам Иванов и является ныне богом для его последователей. Примитивная полуязыческая секта, на основателя которой Береславский ссылается. Комментарии, очевидно, излишни.
«Ее житие (Юдиной) – помесь Христа с венской версией Людвигом Ван Бетховеном: махровый, прожженый нонконформизм» (с. 141);
«Какой почерк! Послушаешь ее – нарушает все музыкальные каноны. Темпы берет неортодоксальные» (с. 143);
«Воистину вспоминает – воистину увековечивает память против умозрительно-виртуального фарисейского «воспоминания». И тотчас в орбите и перспективе ее мысли, перед духовным экраном (существующем только для рыцарей Грааля, но и вообще для помазанников истинного духа) проступают лики…» (с. 143);
«С детства Маруся тайно влюбляется в Христа. Бредит Христом. Евангельским? Да! Но больше чем евангельским – Женихом своим парутическим» (с. 181).
«Потому-то несмотря на прожженое аутсайдерство бесконечно таинственны мистериозные таинства помазанника» (с. 225);
«Зачитываясь Юдиной с ее великолепного золотого эпистолярного престола, где она восседала как драгоценная мать-молитвенница, мать-покровительница, мать-заступница нуждающихся и сирот. Ее масштаб чисто богородичный» (с. 227);
«Страсти у нее пожжены, равно как и родовые программы, ветхих привязанностей нет… Что делает ее всероссийской матерью-игуменьей по благословению истинного царя всея Руси Преображенной владыки Серафима Романова Умиленного» (с. 258);
«Юдина противостояла системе во всех аспектах. Гениально!… Атлантическое божество – вот ее тайна»

(18) «Юдина – фортепианно-философская ипостась Божией
Матери. Больше чем фортепианная евангелистка –
музыкальная богородица» (с. 251);
(19) «В каждом из писем – иллюминативное ночное
озарение, пакибытийная неслыханная вспышка,
скульптурный микеланджеловский штрих» (с. 247);
(20) «Юдина за роялем – Бетховен в женской ипостаси,
девственная премудрость в преосененном экстазе»
(с. 284);
(21) «Мария Вениаминовна – заступница священства
мелхиседекова. Великомученица столбовая, апостол
веры христовой. Одна против стамиллионного полчища
Иеговы» (с. 185).

И подобными «перлами» и несуразностями пестрит весь этот опус. Заканчивается книжица стихотворным посвящением М.В. Юдиной в форме своеобразного акафиста (с. 283).
Одним словом, автор пытается убедить читателя, что такой известный человек, как Мария Вениаминовна Юдина, имеет непосредственное отношение к церковным самозванцам, одним из которых Береславский и является. Не удивительно, что в очередном опусе «владыки» Иоанна может появиться посыл на то, что среди его тайных учеников и последователей был академик Андрей Сахаров, или А.И. Солженицын, поэт А. Вознесенский и т.п. Безусловно одно – Береславский элементарно может выдавать желаемое за действительное – такова уж его психология. Тут удивляться нечему. Ему как психически нездоровому человеку это можно простить (по информации известного в России сектоведа Александра Дворкина, этот человек имеет II группу инвалидности по шизофрении. См. А.Л. Дворкин. Сектоведение. Изд. Братства князя Александра Невского. Нижний Новгород. 2000. С. 540).
Жаль только, что многие православные люди обманываются и легко покупаются на такую пустышку, которую выдают за православную и даже духовную литературу. На обложке подобных книжек следует ставить крупный штамп: «Перед прочтением сжечь!»
И буквально несколько добрых слов об известной пианистке Марии Вениаминовне Юдиной.
Судьба этого талантливого человека, искренней православной христианки, была трудной, если не сказать трагической. В 1921 году она окончила Петербургскую консерваторию и начала активную концертную деятельность. Первое сольное выступление ее состоялось в 1929 году. Но уже в 1930-м пианистку увольняют из Ленинградской консерватории за религиозные взгляды, которых она не скрывала. В 1944-1960 М. Юдина преподавала в Институте имени Гнесиных.
Однако в 1960-м году была уволена из Гнесинки за свои православные убеждения. Тем не менее продолжала давать публичные концерты. После того, как со сцены прочитала запрещенные в ту пору стихи Пастернака, ей было запрещено концертирование на пять лет вообще.
Мария Вениаминовна была близко знакома со многими выдающимися людьми своего времени. Посещала храм Свято-Никольский в Кузнецах. Всю жизнь прожила полной бессребреницей – нередко в жестокой бедности и лишении самого необходимого. Не имела даже собственного фортепиано, много лет ходила в одной одежде, случалось – недоедала. Она была убеждена, что художник должен быть беден. Тем не менее всегда при необходимости помогала страждущим, немощным и стремилась вызволять из ссылок своих репрессированных друзей. Последний концерт Юдиной состоялся в 1969 году.
Кто-то из древних мудрецов сказал: «Можно обманывать долго, но не всех; можно обманывать всех, но недолго; но нельзя обманывать всех и долго». Эти слова имеют непосредственное отношение к так называемому «блаженному Иоанну» – Береславскому-Янкельману.
Пусть эта реплика послужит предупреждением искренне верующим православным людям, нашим прихожанам, не всегда, к сожалению, умеющих отличить подлинную Красоту от подделок под нее.