Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

20.01.2012. КИЕВ. Дмитрий СКВОРЦОВ. Новоизбранный глава украинских униатов бросает вызов Риму

Впервые за всю историю собор Украинской греко-католической церкви прошел за пределами Украины — в бразильском городе Прудентополисе. Вряд ли в этом можно было бы усматривать претензии грекокатоликов на статус не только общеукраинский, но мировой религии, если бы не одно обстоятельство. УГКЦ свой собор назвала «патриаршим». Тогда как церковь, именующая себя истинно всемирной (т. е. католической), уже не раз ей в статусе патриархата категорически отказывала.

Обиды падчерицы

«Українська уніатська церква завжди була у Рима не дочкою, а пасербицею, — констатировал еще в 30-х годах прошлого столетия видный деятель украинского движения Дмитро Антонович. — Шептицький, мимо свого майже сорокалітнього перебування на митрополичій кафедрі, не тільки не має кардинальської гідності, так що вся уніатська церква не має жодного кардинала, але Шептицький, як митрополит, утратив значення і владу примаса української уніатської церкви. Єпископи перемишльський і станіславський більше не підлягають львівському митрополитові, а безпосередньо римській курії, так що львівський митрополит не є більше примасом, а звичайним єпископом… І на тому ще не кінець. Останніми часами на бажання польського уряду від Перемишльської діецези відділено всю Лемківщину в окрему єпархію, яка теж не підлягатиме ні митрополитові, ні перемишльському єпископові. Отже, роздроблення і роз’єднання в українській уніатській церкві проводиться енергійно і послідовно. Уніатів на Волині підчинено зовсім латинському єпископові, полякові. Разом із тим енергійно провадиться і дальша латинізація уніатської церкви всупереч усім українським традиціям. Особливо це виявилося у заведенні примусового целібату для священиків Перемишльської та Станіславської єпархій. Ця установа, мабуть… і неморальна, а в кожнім разі неприродна і суперечить тисячолітній українській традиції. Таким чином, з огляду національного уніатська церква в Галичині за митрополита Шептицького дістала і дістає дуже тяжких ударів».

Положение мало изменилось и во второй половине века. 10 апреля 1970 г. папа Павел VI отказал кардиналу Иосифу Слипому в просьбе об основании украинского патриархата. Причем направил свой отрицательный ответ не лично Слипому, а передал через Конгрегацию восточных церквей. Поэтому послание было подписано ее префектом.

Более того, утомленный настойчивыми просьбами украинских униатов об ослаблении их зависимости от римского престола папа аннулировал ранее предоставленное УГКЦ право формировать собственный синод.

На II Папском синоде в 1971 г. униатские иерархи во главе с Иосифом Слипым недвусмысленно выразили папе недовольство. В ответ Ватикан аннулировал права кардинала Слипого как верховного архиепископа. Последний лишался возможности назначать и рукополагать епископов и управлять епархиями в диаспоре, став не более чем почетным главой украинских униатов без какой-либо реальной власти над ними.

В 1989—1991 гг. УГКЦ (при потворстве Ватикана захватам православных храмов) восстановила свою структуру, существовавшую в Галиции до 1946 г. Таким образом был устранен веский аргумент Ватикана против учреждения униатского патриархата — отсутствие приходов УГКЦ на ее исторической территории.

Однако Иоанн Павел II так и не предоставил УГКЦ патриаршего статуса.

От местного к «поместному»

По мнению видного исследователя проблемы уний Владислава Петрушко, создание патриархата УГКЦ грозит Риму рядом негативных последствий: «Прежде всего, для Греко-католической Церкви на Украине характерна приверженность националистическим настроениям. В случае учреждения униатского патриархата можно опасаться, что церковно-сепаратистские настроения от раскольников-автокефалистов будут заимствованы греко-католиками, и тогда Ватикан рискует столкнуться с требованием если не полной самостоятельности новообразованного патриархата, то самой обширной его автономии. УГКЦ в таком случае может превратиться в практически не управляемую из Рима структуру. Подобное развитие событий будет еще более вероятным, если произойдет объединение греко-католиков и раскольников-автокефалистов. Усиление автономизации Украинской Греко-католической Церкви также способно обострить и без того довольно непростые отношения между греко- и римо-католиками Украины, которые из религиозной плоскости могут перейти в сферу национальных отношений, особенно, с учетом традиционно пропольской ориентации римо-католиков Украины (а мы помним, что Иоанн Павел II был поляком. — Авт.).

Следует также отметить, что в вопросе об учреждении униатского патриархата на Украине возможно появление трудностей канонического порядка, так как до сих пор еще не было исторического прецедента учреждения Святым Престолом какого-либо восточного униатского патриархата de novo (хотя II Ватиканский собор отмечал возможность принятия такого решения). В составе Католической Церкви в настоящее время находятся 6 восточных Униатских Церквей, имеющих статус патриархатов. Но все они происходят от Церквей, уже имевших патриарший статус на момент заключения унии с Римом (но и в этом случае статус патриархата в католицизме никогда не означал независимости, как это наблюдается в православии. — Авт.

В Украинской Православной Церкви и Московском Патриархате в случае создания Киевского униатского патриархата этот шаг, безусловно, будет воспринят как открытый вызов со стороны Католической Церкви. Тем более что в таком случае будет образована не просто параллель православной Киевской митрополичьей кафедре, а патриаршая структура, имеющая для православного сознания более высокое достоинство. Поэтому наиболее масштабным для Католической Церкви негативным результатом реализации проекта униатского патриархата станет полное свертывание диалога с Русской Православной Церковью и, как следствие, серьезный кризис католического экуменизма в целом».

Тем не менее с приходом к власти украинских националистов УГКЦ отваживается на открытую конфронтацию с православной церковью. 21 августа 2005 г., расширяя границы своего присутствия (на протяжении трех с половиной веков ограничивающиеся исключительно Галицией), УГКЦ переносит столицу из Львова в Киев. Кардинал Любомир Гузар объявляет о своем новом титуле — архиепископ Киевский и Галицкий. Смена регионального статуса УГКЦ на «всеукраинский» придает украинским униатам решимости именовать своего руководителя уже «патриархом», а тому — заявлять о намерении создать единую с православными украинскую поместную церковь в общении с Римом. И это при том, что II Ватиканский Собор (который для католиков является вселенским, его определения «распространяются на все времена»), еще в 1965 г. отверг унию как метод объединения восточного и западного христианства.

Но новый — более энергичный понтифик осаждает униатский «патриархат». С приходом Бенедикта XVI назначения и отставки в УГКЦ все чаще инициируются и утверждаются в Риме. Разумеется, не стал исключением и нынешний глава украинских униатов — верховный архиепископ Святослав Шевчук.

Там духом пахнет

Глава УГКЦ Святослав Шевчук
Не прошло и полгода с его утверждения в Риме, как Святослав Юрьевич заявил и свои права на патриаршество. При том что сегодня у него существуют проблемы куда более насущные, нежели статус. Ведь от своего предшественника — «патриарха» Гузара он принял церковь в состоянии явно намечающегося раскола.

Напомним, что в 2008 г. пользующийся у униатов высочайшим духовным авторитетом Подгорецкий монастырь во Львовской области начал борьбу с «искривлениями вероучения» внутри УГКЦ (подробнее читайте, пожалуйста, здесь). «Подгорцы» даже избрали собственный синод и направили депутатам Верховной Рады обращение, где Любомир Гузар обвинялся в ересях и колдовстве. Аналогичные заявления были разосланы в различные инстанции Ватикана (включая самого папу Римского).

После того как были обнародованы размышления Гузара о том, что гомосексуалисты, «разумеется, могут вести всякого рода сексуальную активность», и «могут жить вместе, если настаивают на этом», славящиеся своей консервативностью галичане стали все более внимательно прислушиваться к подгорцам и переходить к ним целыми общинами. Вот уже два года верующие пикетируют Львовскую ОГА с требованием регистрации этих общин т. н. Украинской правоверной греко-католической церкви.

Еще больше сторонников УПГКЦ появилось после того, как президент Гей-Форума Украины Святослав Шеремет в поздравлении Святославу Шевчуку с избранием на должность главы УГКЦ заверил последнего, что «ЛГБТ (Лесби-гей-бісексуал-транссексуал. — Авт.) спільнота в Україні… вітає попередні заяви ієрархів, представників священства, посадовців уряду Церкви, у яких стверджується визнання громадянських прав гомосексуальних громадян, зокрема, права на створення сім’ї», и выразил надежду на развитие «дальшої співпраці у цій справі в інтересах як усього загалу ЛГБТ, репрезентованого членами нашої організації, так і тієї частини ЛГБТ, що вважають себе вірянами Української Греко-Католицької Церкви».

Популярность УПГКЦ растет, несмотря на репрессии, в том числе и физические, которым ее прихожане, клир и монашество подвергаются со стороны власти во Львовской и Тернопольской областях. Накануне «патриаршего собора» УГКЦ синод УПКГЦ обнародовал открытое письмо президенту Януковичу, где привел самые вопиющие примеры физического насилия.

Не случайно, по видимому, главным предметом обсуждения «патриаршего» была избрана тема «Покликання до богопосвяченого життя». Ведь в качестве примеров посвящения Богу, как правило, приводилась жизнь монахов ордена базилиан (униатский аналог иезуитов). Таким образом, греко-католическиму священству и активистам поставлена задача всячески пропагандировать образцы социального служения «истинных защитников нравственности» в лице «канонических» греко-католиков, в противовес раскольникам-подгорцам. Как подчеркнул один из докладчиков на открытии собора, именно базилиане всегда «ставили за пріоритет утвердження католицького духу на Русі».

Это оказалось чуть ли не единственным упоминанием о католицизме в речах основных докладчиков. По крайней мере, в речи главы УГКЦ на открытии собора ни разу не прозвучало упоминание о главе всех католиков (в т. ч. и украинских униатов) — папе Римском*. А зачем, если, по мнению Шевчука, возглавляемая УГКЦ — «помісна Церква свого права, (яка) живе як єдине ціле згідно свого патріаршого устрою».

__________________________________
*Для сравнения — на последнем скандальном соборе УПЦ МП в докладе митрополита Владимира только патриарх московский упоминался 13 раз, не говоря уже о Московской патриархии и Русской православной церкви в целом. И это на соборе, который многими небезосновательно называется проавтоефалистским.

Проглотит ли пилюлю Ватикан? А что ему еще остается? «Подгорцев»-то латинская церковь поспешила от себя отлучить. И теперь «утверждать католический дух на Руси» остается лишь самозваным «патриархам».

Дмитрий СКВОРЦОВ