20.07.2011. ПОЛТАВА. Прошло празднование в честь Горбаневской иконы Богородицы
«Светоносная палата уготовася Тебе, Владычице, святый Соборный храм града нашего, в немже всечестная икона Твоя, якоже солнце светозарное возсия», — поется в кондаке Горбаневской иконе Божией Матери – главной святыни Свято-Макариевского кафедрального собора Полтавы. 13 июля сего года исполняется 225 лет со дня обретения чудотворного образа. За эти годы множество людей изливали Пресвятой Богородице пред Ее иконой свои беды и печали, слезы горести и слезы радости… Время идет, поколения сменяют друг друга, однако Матерь Божия продолжает подавать Свою помощь и Свои милости верующим полтавчанам, ибо Она «… Молитвенница усердная о граде нашем и земли нашея Похвала и Покров» (из кондака Горбаневской иконе).
День обретения иконы Божией Матери названной Горбанёвской традиционно с особой торжественностью празднуется в Полтавской епархии. Множество богомольцев приезжают в этот день в Свято-Макариевский кафедральный собор Полтавы, где находиться Чудотворный образ Богородицы, чтобы поклониться святыне и молитвенно испросить помощи и покрова Пресвятой Богородицы – Заступницы и Похвалы земли нашей Полтавской.
В день праздника архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп в сослужении епископа Новокаховского и Генического Филарета совершил Божественную Литургию в Свято-Макариевском кафедральном соборе.
Владыкам сослужили более 50 священников. Кафедральный собор был переполнен молящимися, прибывшими из всех концов Полтавщины и соседних областей Украины. Проповедь после Евангелия произнёс клирик Свято-Серафимовского храма Полтавы иеромонах Афанасий (Бедный). По окончании Литургии молящиеся вместе архипастырями и духовенством направились Крестным Ходом в Горбаневку (пригород Полтавы), к целебному источнику на месте обретения чудотворной Горбаневской иконы. На источнике владыки совершили молебное пение с чтением акафиста Пресвятой Богородице после чего владыка Филипп освятил воду и окропил ею молящихся.
«ЗАСТУПНИЦЕ И ПОХВАЛО ЗЕМЛИ НАШЕЯ ПОЛТАВСКИЯ»
История Горбаневской иконы Пресвятой Богородицы уходит своими корнями в начало XVIII века (а по другим сведениям – в первую половину ХVII века). Тогда в незаселенной местности на окраине Полтавы жил казак Горбань. Кем был этот человек и какого происхождения – достоверно неизвестно, однако впоследствии село, возникшее на месте его имения, получило название от его фамилии. Поселившись там, казак вел хозяйство и имел пасеку. Однажды, когда он косил траву, его коса вдруг ударилась о что-то твердое и сломалась. Желая узнать причину, он наклонился и увидел в траве икону Божией Матери. Казак заметил, что лезвие косы поранило лик Пречистой под Ее правым глазом, с которого потекла слеза (кстати, след от удара и слезу доселе отчетливо видно на иконе). Это событие по имеющимся сведениям произошло в 1786 году. Края иконы были обрезаны. Это наводит на мысль, что она была изуродована чьей-то злодейской рукой. Удивительное событие потрясло казака до глубины души, вызвало горячие слезы и пламенные молитвы. Горбань отнес образ домой и сообщил о случившемся местному духовному начальству.
Сама же икона по своей иконографии является списком с чудотворного Корсунского образа Божией Матери, принесенного на Русь святым князем Владимиром Великим из Херсонеса в 988 году. Существует мнение, что ранее она находился в одном из храмов полтавской крепости либо ее окрестностей и, вероятно, была украшена драгоценной ризой. Вероятно во время Полтавской битвы в 1709 году шведы (по вероисповеданию – лютеране) похитили ее, и сорвав драгоценную ризу (с этой целью и были обрезаны края самого образа), выбросили где-то в том месте, где и нашел ее казак Горбань. Начиная с 1850 года, ежегодно, 30 июня (13 июля – по новому стилю), Горбаневская икона Божией Матери в сопровождении духовенства, правителей города и многих тысяч верующих полтавчан переносилась в главный храм Полтавы – Свято-Успенский кафедральный собор, и оставалась там на протяжении 40 дней – до 10 августа (23 августа – по новому стилю). Потом таким же, не менее торжественным, крестным ходом переносилась обратно в Горбаневку. Есть сведения, что во время своего пребывания в Полтаве чудотворная икона посещала и другие городские храмы, а также больницы, различные благотворительные учреждения и дома верующих горожан, где перед нею совершались молебные пения. Археолог и исследователь полтавских древностей Василий Евстафьевич Бучневич (1860 – 1928) сообщает нам и о другой утраченной полтавской святыне, почитание которой было связано с почитанием Горбаневского образа. Так, в своем труде «Записки о Полтаве и ее памятниках» он упоминает чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери, которая находилась в храме Рождества Пресвятой Богородицы на Подоле. Икона эта была местной в иконостасе прежней деревянной церкви, существовавшей ранее здесь же. В 1771 году во время пожара, уничтожившего как церковь, так и всю ее утварь, она осталась совершенно не поврежденной. А в отстроенном новом каменном храме этот образ был поставлен на особом месте и почитался как чудотворный. По сообщению В. Е. Бучневича эту Тихвинскую икону ежегодно 29 июня (12 июля – по новому стилю) торжественно переносили в Успенский собор, а оттуда, на следующий день, выносили для встречи чудотворной Горбаневской иконы Божией Матери. В 1931 году Рождества Богородицы храм на Подоле был закрыт и разрушен, а дальнейшая судьба и местонахождение Тихвинского чудотворного образа – неизвестны.
До Октябрьской революции 1917 года чудеса и исцеления от иконы тщательно проверялись и записывались в церковную книгу.
В 30-е годах ХХ века Горбаневский храм, как и многие другие, новыми безбожными правителями был стёрт с лица земли. Крестные хода перестали совершаться, вероятно, еще ранее – с установлением советской власти в Полтаве. Кем и при каких обстоятельствах была спасена от поругания Горбаневская икона – достоверно неизвестно. Однако существуют сведения о том, что долгое время она тайно сохранялась в Полтаве на частной квартире бывшими насельницами Свято-Троицкого Великобудищанского монастыря (а впоследствии – насельницами Полтавской Крестовоздвиженской обители) монахинями Ананией (Мальцевой) и Антониной (Панасенко). По сообщению краеведа и исследовательницы полтавской церковной истории Т. И. Черкасец, эти сестры были участницами существовавшей в Полтаве подпольной группы православных подвижниц, которую возглавляла и духовно окормляла бывшая игуменья Рождества Богородицы Козельщинского монастыря – святая преподобномученица Олимпиада (Вербицкая), расстрелянная в урочище Трибы в 1938 году. Т. И. Черкасец сообщает, что этот «тайный женский монастырь» (как его позже назвали НКВДисты) подпольно организовывал совершение богослужений, давал убежище преследуемым монахиням и священнослужителям, а также сохранял некоторые святыни, среди которых, вероятно, была и Горбаневская икона Божией Матери.
После войны в 1949 году чудотворный образ обрел новое «пристанище» – Спасо-Преображенский кафедральный собор Полтавы (находившийся на перекрестке нынешних улиц Чапаева и Новобазарной). С этого времени вновь возобновляются нарочитые архиерейские богослужения в день особого чествования иконы – 13 июля. Совершать крестные хода с прежней торжественностью в уже атеистическом и безбожном государстве не было возможным. Однако «полутайно» они продолжали существовать. Так, многолетняя труженица Полтавского епархиального управления И. В. Ткачук вспоминает как в те годы по завершении Божественной Литургии приснопамятный Владыка – Преосвященный епископ Полтавский и Кременчугский Серафим (Шарапов) (управлявший Полтавской епархией с 1952 по 1958 гг.) торжественно износил чудотворную икону из Преображенского храма и на машине отвозил в Полтавский Крестовоздвиженской монастырь. Там на протяжении нескольких дней духовенством, игуменьей и сестрами обители перед нею совершались богослужения и молебны. Далее святыня доставлялась для поклонения и в другие действующие в то время храмы Полтавы: Спаскую церковь, Макариевскую, Петропавловскую на Дублянщине и Покровскую на Павленках. Совершив таким образом «крестный ход» в пределах города икона вновь возвращалась на свое постоянное место в Кафедральном соборе. Вероятно, в эти дни чудотворная икона посещала не только храмы, но и дома верующих. Так, одна из многолетних прихожанок Спаской церкви вспоминает, как во время ежегодного пребывания святыни в Спаском храме, она ночью тайно приносилась настоятелем протоиереем Волковым в их дом, где совершалось молебное пение. В те годы совершались «тайные крестные года» и в саму Горбаневку к источнику. Старожилы рассказывали, что ежегодна 13 июля группа «старушек» собиралась возле собора и оттуда пешком отправлялась на место явления иконы. Там они в простоте своего сердца возносили горячие и искренние молитвы к Пресвятой Богородицы. Таким образом, мы видим, что почитание Горбаневской святыни некогда не прекращалось в Полтаве. Даже в самые лютые годы безбожия и воинствующего атеизма она не была предана забвению.
В 1962 году Преображенский собор был взорван, а чудотворный образ перенесен в Свято-Макариевский кафедральный собор, где он находится и поныне на специально устроенном месте в левом приделе.
Ежегодное празднование в честь Горбаневской чудотворной иконы Пресвятой Богородицы совершается 13 июля (по новому стилю). В этот день совершается Божественная Литургия архиерейским чином, после которой совершается торжественный крестный ход в Горбаневку к источнику на месте явления иконы.
Второе (осеннее) празднование в честь чтимого образа совершается 12 октября. С нынешнего года согласно Определению Священного Синода Украинской Православной Церкви от 14 июня 2011 года (Журнал №24) в этот день будет совершатся также празднование и Собору Полтавских святых. И в этом видится особый Промысел Божий. Ведь, жизненный путь многих из них (в особенности новомучеников) так или иначе связан и с Горбаневской иконой Божией Матери.
20.07.2011. ОДЕССА. В городе почтили память святителя Иннокентия
20.07.2011. КИЇВ. Єпископ Іларій мав зустріч із кардиналом Барселони