Василий Анисимов. О разрушении палаточного храма в Киеве
У Верховной Рады появился палаточный храм, который стал напоминанием законодателям о беззакониях властей по отношению к Православной Церкви. Чтобы поддержать верующих в их стоянии за свои права храм посещал и молился в нем Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.
Реплика
Униато-раскольничьи сайты с плохо скрываемым злорадством и совершенно нескрываемым восторгом сообщили о сносе палаточного храма во имя Александра Невского в Киеве у Верховной Рады, который назван оплотом так досаждавшего им «политического православия». Не спасли таблички, напоминавшие правоохранителям, что палатки храма – имущество парламентариев от КПУ и Партии регионов, чья коалиция ныне правит в стране. Милиция и «Беркут» разогнали верующих, развалили палаточные конструкции, погрузили иконы, вещи, продукты, мусор на самосвалы и вывезли. Откуда-то, в 5 часов утра, появилась и газонокосилка, подровнявшая траву на месте снесенного храма. С глаз долой, из сердца вон.
Беспристрастная видеосъемка запечатлела и захват защитников храма. Десятка три верующих стоят на коленях у креста, начальник «беркутовцев» тычет пальцем на спины некоторых молящихся, что помоложе, в том числе и на председателя Союза православных братств Украины врача-реаниматолога Валентина Лукияника. «Красные береты» сгребают их и за руки-ноги волокут к стоящему на площади у Верховной Рады воронку, который почему-то был оранжевого цвета. Дотащили одного Лукияника. Врач наотрез отказался сотрудничать с правоохранительными органами в деле его транспортировки – передвигаться на собственных ногах, поэтому его положили на землю у дверей автомобиля. Здесь случилась загвоздка: для крепышей-беркутовцев ношение мужчины не было проблемой, однако внутри воронка оказались два хлипеньких милиционера, которые не то, чтобы занести во внутрь машины лежачего человека, а и поднять его не могли. Пришлось «Беркуту» опять выручать Родину, и Лукияника они таки затащили в салон.
Однако заминкой воспользовались богомольцы: одни встали с иконами на колени перед воронком, другие, перекрестившись, легли под передние и задние колеса. Вытягивать десяток старух из-под машины и складировать их беркутовцы не решились, а потому пошли на военную хитрость. Подогнали другую машину, в нее перетащили Валентина Лукияника, быстренько отвезли в Печерский РОВД, где его выгрузили на асфальт во внутреннем дворе. Оказалось, что у принимающей стороны пересменка, а привозившая команда не вполне понимала кого и за что она сюда доставила. После полуторачасовых дебатов собрались вынести лежачего Лукияника за пределы РОВД и положить где-то на обочине дороги. Потом решили, что этого делать нельзя: вдруг он встанет, возвратится к Верховной Раде, попадет на глаза начальству – и всему райотделу холку натрут. Стали оформлять протокол, поместив узника в одиночную камеру предварительного задержания. Он провел в ней целые сутки, поразив дежурных надзирателей пением Пасхального канона: они не могли поверить, что человек может знать его наизусть и исполнять в одиночестве.
На следующий день суд освободил председателя Союза православных братств Украины, оштрафовав на 65 гривен и сутки ареста постфактум за неповиновение правоохранителям. После освобождения Валентин Борисович отметил возросшую культуру нашей милиции в разгонах протестных акций: не покалечили, даже одежд не порвали. Ему есть с чем сравнивать.
Возглавляемая В. Лукияником организация была создана еще при СССР. После принятия в 1990 году Закона о свободе совести, открывшего эпоху религиозной свободы, именно Союз православных братств занялся организацией православных приходов и инициированием возвращения им экспроприированного церковного имущества. Его радением в столице было основано более 20 общин, среди них приходы, ставшие монастырями, — Ионинский, Введенский, Китаева пустынь, Голосеевский, Выдубицкий, Феодосиевский (последние два со временем захватили филаретовцы), а также Кирилловская церковь, Трапезный храм Киево-Печерской Лавры и др. После регистрации братство добивалось от властей разрешения на службы, а затем и возвращения храмов Церкви. Каждая пядь церковной собственности отбивалась у государства или у коммерческих структур годами — стояниями, воззваниями, конфликтами с милицией, которая, как правило, пыталась разогнать протестующих. За двадцать лет члены братства постарели, что дает повод злопыхателям именовать его «старушечьим», но стойкости им не занимать. Люди бедные, с маленькими подвигами во имя веры и правды. Среди защитников храма у Верховной Рады увидел сухонькую старушку, которую еще в 1992 году свежерасстриженный бывший митрополит Филарет (Денисенко) приказал закрыть в подвале Владимирского собора, поскольку боялся, что она вместе с другой сотрудницей передаст ключи и впустит в кафедральный собор новоизбранного Блаженнейшего Митрополита Владимира. Они, действительно, собирались это сделать. Их продержали в подвале трое суток. Молились за Блаженнейшего и пели акафисты. Столько лет прошло, а бабушка в строю!
Братство взяло под опеку протоиерея Олега Сирко и его общину из села Рохманов Тернопольской области в 2005 году, когда униатские власти области отобрали у них храм. В Галиции имеется большой опыт по «зачистке» православия, но этот случай стал резонансным, потому что Рохманов – это уже православная Волынь. Да и со времен тотальных погромов прошло полтора десятилетия. Тем не менее выдавливание православия продолжается. Отец Олег во время оранжевой революции отказался поддерживать оранжевых, что местной властью было воспринято как вызов. Он не поддавался ни уговорам, ни угрозам, тогда власть организовала параллельную раскольничью филаретовскую общину и потребовала передать ей храм. Униаты считают филаретовство промежуточным этапом на пути обращения православных в унию: в расколе они насыщаются ненавистью к Русской Православной Церкви, и уже через пару лет по злобности филаретовца от униата не отличишь. Поэтому во всех галицких областях униатам их храмы переданы в собственность, а филаретовцам и автокефалистам лишь в пользование. Чтобы не прикипали.
Православная община Рохманова отказалась и переходить в раскол, и раскольников пускать в свой храм, на что имела все законные основания. Тогда районные власти послали милицейские подразделения, которые захватили храм, вышвырнув из него общину и священника. Последнего в наказание даже посадили на цепь на целый день. Отец Олег – местный житель, депутат райсовета, выпускник Ленинградской духовной академии, человек образованный, семейный и авторитетный. Но даже это не остановило насилие, где же представителю «московской церкви» сидеть, как не на цепи, на глазах собственной жены, детей, родственников и односельчан?
Община начала искать защиту, законность, правду, обивать пороги, объявлять голодовки. Нельзя сказать, что все было впустую: и районная, и областная прокуратура из-за очевидного и вопиющего нарушения законности опротестовала действия районных и областных властей, но эти протесты никто не собирался выполнять. После голодовки, которая продолжалась почти два месяца, протоирей Олег Сирко был госпитализирован с истощением и микроинсультом. Несколько месяцев лечился в Киеве, а когда выписался из больницы, пошел к Верховной Раде искать законности и правды, стоял с общиной в бессрочном пикете у ограды. Здесь их и встретили братчики, которые дали палатку, помогли пробиться к уполномоченному по правам человека Нине Карпачевой, в столичные судебные инстанции. Откликнулись и парламентарии от КПУ и Партии регионов, так у Верховной Рады появился палаточный храм, который стал напоминанием законодателям о беззакониях властей по отношению к Православной Церкви. Чтобы поддержать верующих в их стоянии за свои права храм посещал и молился в нем Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.
К середине 2007 года общиной были пройдены уже высшие судебные инстанции страны. Высший Арбитражный суд Украины вынес вердикт о возвращении ей храма в родном Рохманове. Но опять же никто не собирался выполнять судебные решения. На Троицу община и братство решили провести праздничную службу в отсуженном храме. Для этого, собрав членов братства из столицы и регионов, человек двадцать, прибыли в к храму, предварительно уведомив местную власть и правоохранительные органы района и области. Законопослушная власть, как водиться, подтянула к храму ОМОН с собаками, который сильно побил и выдворил общину и братство. Лукияник вернулся в Киев в синяках, ссадинах и с перебитой переносицей. Их хотели потравить и собаками, но животные отказались выполнять преступные приказы милиционеров, на что председатель братств не преминул указать правоохранителям. Выполнив свою миссию (сорвав богослужение и побив верующих) ОМОН удалился, правда, Лукияник успел пригрозить им, что все беззаконие было запечатлено на видеокамеру, и он пойдет в Генеральную прокуратуру. И сказал напрасно. Когда до милицейского начальства это дошло, оно срочно развернуло ОМОН, отдав приказ задержать братчиков. Омоновцы объявили себя пострадавшими (о чем написали заявления), поскольку были безжалостно побиты и покалечены православными старухами. Однако захватили трех богомольцев помоложе. Старухи опять ложились под колеса воронков, но узников таки отвезли в РОВД. И начался торг: вы нам отдаете видеоматериалы и не пишите заявлений, мы – возвращаем задержанных, иначе сгноим их в СИЗО. Сделка была отвергнута, братство по рахмановскому избиению проводило в столице пресс-конференции, обращалась к правоохранителям, но никто не реагировал. Задержанные же провели по три месяца в Тернопольской тюрьме, одному даже дали условный срок за избиение тернопольского ОМОНА. Фемида, однако!
Лопнуло терпение у Верховной Рады. Впервые за всю историю Украины по требованию оппозиции была создана специальная парламентская комиссия по расследованию нарушений прав верующих, куда вошли представители всех фракций. По результатам работы комиссии парламент принял постановление, в котором отмечены грубые нарушение прав православных верующих в Тернополе. Верховная Рада рекомендовала президенту строго наказать губернатора и районную власть, допустивших попрание законов державы в Рохманове, привлечь виновных к ответственности, исполнить решение судов о возвращении православной общине храма и имущества. За постановления проголосовала все фракция Партии регионов в полном составе. Виктор Ющенко, гарант Конституции, и пальцем не пошевелил, чтобы выполнить рекомендации законодателей. Куда не кинь – всюду клин.
Естественно, Союз православных братств Украины крайне негативно относился к Виктору Ющенко, его политике и ко всей оранжевой власти в целом. Власть, околовластные и провластые структуры платили братству той же монетой. Мало кто не шельмовал их за архаичность (выступают против ИНН, чтят царя-мученика), упертость, политизацию (выступают против НАТО). Особенно раздражала поддержка братствами Виктора Януковича, которого те еще в 2004 году объявили «православным кандидатом» и «православным президентом». Оппоненты добились своего: в 2008 голу Священный Синод УПЦ осудил политическую деятельность братств и снял с них благословение. Для защитников Православной Церкви с 18-летним стажем это был тяжелейший удар. Так что братства три года назад пострадали из-за поддержки Виктора Януковича, теперь – от него самого. Кстати, Виктор Ющенко не решался сносить палаточный храм, хотя он свидетельствовал о беззакониях именно его правления.
Очевидно, снос палаточного храма на втором году президентства Виктора Януковича имеет политический подтекст. Без света, с печным отоплением на дровах, в тесноте и обиде, со службами, как в катакомбах, он не вписывался в желанную еврореспектабельность и при новой власти, был бельмом в глазу. Полтора года с этим мирились. Президенту и всему правительству было легче трусливо, по-страусиному, засунуть голову в песок, не вспоминать, не видеть, а главное – не отвечать за порожняк предвыборных обещаний по статусу русского языка, о торжестве правопорядка, законности и справедливости. Но время летит неумолимо, и уже пора бы обнаружить в себе легендарное горняцкое мужество, повернуться к своему избирателю-электорату каким-то другим местом, по крайней мере, вынуть из песка голову. Но, судя по всему, выбран другой путь, опять же – наименьшего сопротивления. Конечно, легче снести палаточный храм и разгонять православных старух в Киеве, чем укрощать беззакония оранжевых беспредельщиков в Тернополе или выполнять решения судов о возвращении УПЦ кафедральных соборов в Луцке и Ровно, захваченных раскольниками. А ведь на очереди еще и обещанная реституция церковной собственности, возвращение законному владельцу экспроприированных православных храмов в столице и регионах, находящихся в руках государственных, коммерческих и раскольничьих паразитических структур. Ой, воя-то сколь будет!
Но вера без дел мертва. И если власть, действительно, решилась строить демократическое правовое государство, она должна находить в себе мужество не только стоять на стороне правды и законности, но и утверждать их везде и всюду. В противном случае, Партии регионов стоит выбрать страуса (по крайней мере – постоянно видимую его часть) своим официальным символом, ибо он соответствует партии и по духу, и по делу.
pravoslavie.ru