Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

10.03.2011. НОВАЯ КАХОВКА. Великопостное послание епископа Филарета

ПОСЛАНИЕ
епископа Новокаховского и Генического ФИЛАРЕТА,
по случаю начала святого и Великого поста

Приспе время, духовных подвигов начало, на демоны победа, всеоружное воздержание, ангельское благолепие, к Богу дерзновение… Господи, тем сподоби и нас поклонитися Твоим страстем, и святому воскресению, яко Человеколюбец.
(Стихира на хвалитех недели сыропустной, глас 6)

Возлюбленые о Господе честные отцы, пастыри,
боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне,
все верные православные Новокаховско-Генической епархии!
Моя Богом дарованная паства!
Мы вступаем во время духовных подвигов, в светлое и спасительное время Великого поста. Прошли подготовительные недели, в течение которых Церковь предлагала нашим душам спасительные Евангельские чтения, настраивающие на верный духовный лад, и вот перед нами поприще постное. В духовной радости Церковь свидетельствует, говоря: «Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков, вернии возопиим: Боже, помилуй нас» (стихира самогласна, глас 5).
Пост, по милости Божией, воистину открывает перед нами двери покаяния, научает смирению, привлекает к Небесному и духовному. Потому так важно во дни поста уделить основное внимание вопросам духовным: молитве, покаянию и причастию Святых Таин, духовному чтению. Именно это в посте главное, именно об этом да позаботится каждый в первую очередь.
Обращаю ваше внимание на потребность в постные дни внимательно читать Священное Писание, в особенности же – Евангелие. Пусть каждый возьмет за правило ежедневно в посту прочитывать отрывок из Писания, питая душу Словом Божиим и памятуя, что «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3, 16-17).
В смирении и осознании собственного недостоинства каждый из вас да приступает к Причастию Святых Христовых Таин. Величие Божественной литургии, в которой Сам Христос преподает Себя верным, недоступно человеческому пониманию. Однако, не имея возможности вполне осознать Таинство, мы должны помнить: Причастие – основа церковной жизни. Человек в Евхаристии удостаивается телесного единения с Богом, всецелого освящения, совершенствования, очищения. Причастие – залог и начало жизни вечной во Христе Иисусе, Господе нашем. Потому пусть никто не рассматривает свое участие в Литургии как исполнение некоего долга, ибо без причастия человек не может жить, как и Сам Господь свидетельствует: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6, 53-54).
Пусть минует вас, дорогие мои, соблазн, постясь как бы «по монастырскому уставу», точно вычисляя дни, когда можно вкушать елей, а когда довольствоваться сыроядением, свести весь пост к пище. Помните, что особенности питания в пост суть только помощники наши в духовном совершенствовании, ведь, по неложному слову Писания: «Пища не приближает нас к Богу» (1 Кор. 8, 8). Будет ли толк, если, до тонкостей соблюдая устав пищи, кто-либо позабудет о главном? Пусть всякий постится по силам, по возможности соблюдая основные церковные установления о посте, но памятуя, что главная цель поста – не сложные расчеты постного меню, не уморение себя голодом, и уж тем более не «очищение организма», но очищение души, которая является храмом Святого Духа (см. 1 Кор. 3, 16), борьба со страстями, приведение плоти в надлежащую покорность духу.
Перед постом каждый да очистит душу прощением. Не примет Господь наших молитв и коленопреклонений, воздержания в пище и уклонения от развлечений, если мы не простим от всего сердца наших ближних, и, сами простив обидчиков, смиренно не попросим прощения у обиженных нами. Скольких людей мы обижаем – даже не делами и словами, а черствостью и равнодушием, невниманием и пренебрежением. Вспомним всех их и склонимся в поклоне перед каждым, прося прощения.
Главным же достижением длительного и многотрудного времени Великого поста да будет для нас приобретение любви, ведь никакие труды и подвиги не нужны, если в сердце благодатию Божией не вселится царица добродетелей. Помолимся ко Господу, дабы Он даровал нам, грешным и недостойным Его чадам, дар любви.
«Всечестное воздержание начнем светло, лучами сияюще святых Заповедей Христа Бога нашего, любве светлостию, молитвы блистанием, чистоты очищением, благомужества крепостию» (Седален, глас 2-й).
В канун поста прошу у вас прощения за все, чем кого обидел, опечалил или соблазнил; в свою очередь, свидетельствую перед Господом, что ни на кого из вас не имею зла. Благодатию и щедротами Своими Бог да простит и помилует всех нас!
Благословение Господне да пребудет с вами, возлюбленные мои!

Смиренный
+Филарет,
милостию Божией епископ Новокаховский и Генический,
молитвенник о вас пред Господом
Богоспасаемый град Новая Каховка.
2011 год от Рождества Христова.