Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

27.12.2010. КИЇВ. Слово архімандрита Нікодима (Барановського) при нареченні його в єпископа Рокитнянського

Ваше Блаженство, Блаженнейший Владыка и отец!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
Богомудрые святители и служители Таин Христовых!

Милостью Божией, в этот трепетный для меня день, ныне смиренно предстою перед Вами Владыка и отец, призываемый Вашим Блаженством и Священным Синодом к архиерейскому служению Церкви Божией, чтобы принести к подножию Вашему свое искреннее исповедание и сыновнюю благодарность за столь высокое доверие, которое Вы оказали мне.

Вступая на этот новый путь моей жизни, я смиренно осознаю, что этот путь, есть путь продолжения высокого апостольского служения, по образу и заповеди Христа Спасителя, снисшедшего на землю не “да послужат Ему, но послужить и дать душу Свою избавления за многих” (Мф.20:28).

Святые апостолы, облеченные силою свыше в день Святой Пятидесятницы, по обетованию Господа, Который сказал им: “примете силу, когда сойдет на вас Дух святой” ( Д.1:8), положили основание Церкви Христовой в мире, во исполнение слов Спасителя: “Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ”(Мф.16:18). Они служили ей с самоотверженной любовью “ даже до смерти”. Эта сила, свыше дарованная апостолам, была не в славе мирской и не в благах земных, не в поддержке со стороны мира и сынов человеческих; это была сила Духа Святого, сила дарований духовных, вера и любовь.

В этом Божественном обетовании возрастания и неодоленности Церкви Господь наш Иисус Христос, Верховный Пастыреначальник, преподал и всем законным преемникам апостолов утешительное ободрение, указав на их Божественное избрание и духоносное освящение: “ Я вас избрал, и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал” ( Ин.15:16).

Святой апостол Павел, поставив епископом в Эфесе святого Тимофея, завещал ему “перед Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами … сохранить сие без лицемерия, ничего не делая по пристрастию” (1 Тим.5:21), “преуспевая в правде, благочестии, вере, любви, терпении и кротости” (1 Тим.6:11).

Епископу следует с кротостью и долготерпением врачевать господствующие в мире недуги, заражающие многих чад Церкви Христовой: холодность в вере; равнодушие в деле спасения; пристрастие к духу времени и суетным обычаям мира сего. Врачевать не только словом увещевания, но, прежде всего примером личной безукоризненной жизни, примером ревности по вере, самоотвержением до готовности положить душу свою за овцы вверенного стада Христова.

Епископу надлежит также быть всегда не рассеянным и молитвенно сосредоточенным, подобно Святителю Николаю, которого Церковь ублажает за то, что “кротость его извествоваше слово молчаливое…”.

Зная о высоте архипастырского подвига, с одной стороны, и видя свои немощи и недостатки, с другой, мое сердце волнуется, а душа трепещет, потому что весьма ответственно епископское служение, на которое ныне меня призывает Святая Церковь. Где взять силы, чтобы быть достойным апостольского служения, как соединять монашеские обеты в стяжании смирения, сохраняя себя в чистоте перед Богом (1 Тим.5:22 ) с обязанностью наставлять, ограждать, управлять? На эти и подобные вопросы не нахожу ответа, но утешаюсь только обещанием Спасителя о даровании Его всеукрепляющей помощи тому, кто осознаёт свою немощь. “Когда я немощен, — пишет апостол Павел, тогда силен” (2 Кор.12:10).

С глубоким смирением и послушанием принимаю свое избрание на епископское служение как волю Божию и искренне верю в то, что Божественная благодать Святого Духа коснется меня через возложение Ваших святительских рук и укрепит на высокое и ответственное служение. Верю, что, принимая ныне епископское избрание, как призыв к всеобъемлющему попечению о благе и спасении душ человеческих, как зов Божий к высшим трудам на благо Церкви, Господь не оставит в этом служении мое недостоинство, укрепляя в архипастырском служении своею всесильною Божественною благодатью.

Ныне, обращаясь к прожитым годам моей недолгой жизни, я грешный и недостойный милости Божией, явственно ощущаю на себе любовь Творца и непрестанное действие Его Промысла по отношению ко мне. С юношеских лет Господь вел меня к священническому служению, сначала через послушание в алтаре сельского храма, потом через обучение в Киевскох духовных семинарии и академии. Благодарю Господа за то, что после завершения обучения в Духовных школах мне довелось трудиться в ней как на педагогической ниве, так и быть воспитателем будущих пастырей Церкви Христовой. Благодарю Бога так же и за то, что мне довелось жить и молиться в великой святыне православного мира – Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, в которой я принял постриг и священнический сан.

Сегодня я с благодарностью и любовью вспоминаю всех своих учителей, преподавателей, духовных наставников, а так же братию Киево-Печерской Лавры, через коих Господь возгревал во мне стремление к священству. Прежде всего, это приснопамятный схиигумен Геронтий, который примером своей жизни и пастырского служения стал для меня образцом веры и молитвы, справедливым, рассудительным и богомудрым духовным руководителем моего монашеского служения.

Сегодня также от всего сердца я искренне благодарю Высокопреосвященнейшего Митрофана, архиепископа Белоцерковского и Богуславского — святителя, наставника и отца, по отечески воспитывавшего меня все эти годы, многому научившему и призвавшему к служению в монашеском чине. С благословения владыки я был назначен секретарем епархии и настоятелем Спасо-Преображенского кафедрального собора города Белая Церковь. За это время имел возможность приобрести определенный пастырский опыт и административные навыки в церковно-общественной деятельности, за что искренне благодарю дорогого моему сердцу Архипастыря, под мудрым руководством которого проходит мое нынешнее послушание.

Также, возношу слова благодарности предыдущему ректору Киевских духовных школ протоиерею Николаю Забуге, под попечительством которого было положено начало моей преподавательской деятельности.

Благодарю Высопреосвященнейшего Антония, архиепископа Бориспольского — заботливого учителя и опытного руководителя, ректора КДАиС, в стенах которой я и по ныне преподаю; Высокопреосвященнейшего Павла, архиепископа Вышгородского, требовательного, но и милостивого наместника этой Святой Лавры, в которой проходило мое духовное становление.

В этот торжественный и ответственный для меня день, я так же хотел обратиться со словами благодарности к своим родителям, которые дали мне не только жизнь физическую, но и жизнь духовную, научив меня любить Бога и быть Ему верным.

Но наибольшую благодарность и искреннюю признательность приношу ныне Вам, Ваше Блаженство – Владыка Владимир, Вам, являющимся не только для меня, но и для всей украинской паствы ревностным защитником православной веры, архипастырем высокой духовной жизни, смиренным, кротким, богомудрым и справедливым. Благодарю Вас Ваше Блаженство за отеческую любовь, которой я недостоин, но постоянно получающую от Вас, на протяжении многих лет несения моего послушания под Вашим первосвятительским омофором.

Ваше Блаженство, святители Христовы! Смиренно и трепетно ныне предстоя перед Вами, молю Вашу святыню благословить и помолиться обо мне Всемилостивому Господу, да сподобит меня Отец щедрот в час сей силою Святого Духа и благодатью Господа нашего Иисуса Христа непорочно взойти и достойно пронести через всю мою жизнь великий дар епископского служения, споспешествуя благовествованию Христову, подвизаясь на благо Святой Православной Церкви, народа Божьего и родной Отчизны ! Аминь.

Никодим, єпископ Рокитнянський
Вікарій Білоцерківської єпархії

У миру — Барановський Микола Миколайович
Народився — 15.05.1975
Тезоімеництво — 11 квітня

Єпископ Рокитнянський Никодим (Барановський Микола Миколайович) народився 15 травня 1975 року в с. Гошів Овруцького району Житомирської області в сім’ї робітників.

У 1992 році закінчив Гошівську середню школу.

У 1996 році закінчив Київську Духовну Семінарію і поступив до Київської Духовної Академії, яку закінчив у 2000 році.

4 жовтня 1995 року призначений на посаду помічника завідуючого богослужбовою практикою в КДАіС.
10 грудня 1997 року призначений викладачем Київської Духовної Семінарії.

11 квітня 2000 року проректором Київської Духовної Академії, архімандритом (нині архієпископом Білоцерківським і Богуславським) Митрофаном пострижений у чернецтво з ім’ям Никодим (на честь святого праведного Никодима).

15 квітня єпископом (нині архієпископом) Вишгородським Павлом, намісником Свято-Успенської Києво-Печерської Лаври, рукоположений у сан диякона, а 27 квітня 2000 року Блаженнішим Митрополитом Київським і всієї України Володимиром – у сан пресвітера.

З вересня 2000 року призначений на посаду завідуючого богослужбовою практикою КДАіС.

З вересня 2001 року призначений на посаду помічника інспектора КДАіС.

1 листопада 2001 року на кафедрі Літургічного богослов’я захистив дисертацію «Происхождение и историческое развитие Божественной Литургии в свете святоотеческой письменности и богословской литературы», здобувши ступінь кандидата богослов’я.

До дня Святої Пасхи 2001 року возведений у сан ігумена.

До дня Святої Пасхи 2002 року нагороджений хрестом з прикрасами, а через рік, до свята Христового Воскресіння, возведений в сан архімандрита.

З 6 липня 2007 року – секретар Білоцерківської єпархії УПЦ і настоятель Спасо-Преображенського кафедрального собору м. Біла Церква.

З 2003 року член календарної комісії при Видавничому відділі Київської Митрополії Української Православної Церкви.

З 2007 року член Літургічно-богослужбової комісії для написання і редагування богослужбових текстів служб новопрославленим святим при Священному Синоді УПЦ.

24 декабря 2010 года, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра