21.10.2010. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Митрополии Ириней открыл педагогическую конференцию
Сегодня никто не станет отрицать важность духовного оздоровления общества. Появилось много поводов для беспокойства, поскольку все больше стираются границы дозволенного, растет подростковая преступность, увеличивается количество семейных конфликтов. Духовное здоровье общества зависит от того, какими растут наши дети – наше будущее поколение. Помочь нравственному воспитанию детей и молодежи можно только во взаимодействии семьи, школы и Церкви.
Эту тему обсуждали участники областной научно-практической конференции «Моделирование социально-культурного системного развития образовательного процесса в контексте формирования духовно-моральной культуры общества», которая прошла на базе Днепропетровского областного института последипломного педагогического образования.
Организаторами форума выступили: Главное управление образования и науки Днепропетровской облгосадминистрации, Днепропетровское епархиальное управление Украинской Православной Церкви, Днепропетровский областной институт последипломного педагогического образования и Днепропетровский национальный университет.
По мнению организаторов конференции, нравственное воспитание детей и молодежи можно осуществлять только во взаимодействии семьи, школы и Церкви. Тысячелетняя история христианства на Руси сформировала конкретные подходы к решению проблемы нравственного становления человека. Духовность и нравственность веками связывалась со следованием христианской этике.
Воспитание — дело тонкое и требующее специальных знаний не только со стороны педагогов и воспитателей, но и со стороны родителей. И для того чтобы определить ценностные и социокультурные основы духовности в формировании личности и формы их реализации в образовательном пространстве, а также обсудить педагогические методики, которые помогут преподать нашим детям жизненные ориентиры, найти пути взаимодействия различных институтов общества, была проведена данная конференция, посвященная проблеме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Пленарное заседание возглавил Управляющий Днепропетровской епархией митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней. Открывая встречу, Архипастырь отметил важность положительного родительского примера в жизни: «Как только ребенок начинает не слушаться, перечить, все начинает нарушаться. И с каждым разом все труднее становится родителям – ведь младенец становится неуправляемым. Они ведут его и к врачу, и к духовнику, не замечая самого главного, что основное кроется в состоянии родителей. Оказывается, как бы мы не учили детей, если мы не будем давать живого примера, то не будет желаемых результатов».
Среди некоторых родителей и педагогов, к сожалению, существует заблуждение, что религиозно-нравственное воспитание, предпринимаемое совместно школой, семьей и Церковью, сковывает развитие личности, мешает ребенку насладиться всеми благами жизни, делает ее неполноценной. Но окружающая нас действительность ежедневно показывает нам обратное — бездуховное, безрелигиозное, безнравственное воспитание делает человека несчастным, поскольку не может оградить его от величайшего зла — греха, разрушающего жизнь человека и общества.
Подводя итог рассмотрению проблем взаимодействия Церкви, школы и семьи в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, митрополит Ириней сказал: «Крайне необходимо приобщить школьников и каждого из нас к такой духовности, чтобы она отразилась в сердце человека. У человека есть ум, образование, но надо, чтобы еще говорило и сердце».
На конференции говорилось не только о содержании самого воспитания, но и о тех формах, методиках, подходах, принципах, которые сегодня можно осуществить в общеобразовательной школе. Не случайно были приглашены представители духовенства, как носителей традиционных духовных ценностей, как тех людей, которые решают общие со школой задачи по воспитанию духовности, нравственности, по моральному оздоровлению нашего общества. Помимо Правящего Архиерея в конференции также приняли участие: викарий Днепропетровской епархии епископ Новомосковский Евлогий, представители отдела религиозного отдела и катехизации Днепропетровской епархии, руководство и дирекция воскресных школ и детской богословской школы «Лествица», а также духовенство города.
Как отметила старший преподаватель кафедры философии образования Днепропетровского областного института последипломного педагогического образования Елена Рогова: «Сама категория «духовность» принадлежит только человеку. И он становится человеком с большой буквы, когда в нем начинает жить духовное начало. И сегодня идет диалог между школой и Церковью, не в плане того, что Церковь будет диктовать нам, как воспитывать детей, а в плане поиска пересечений, поиска взаимных подходов, опыта, путей налаживания диалога всех тех институтов, которые заинтересованы в духовном оздоровлении общества. И Церковь является большим помощником нашим учителям в этом деле сегодня».
Сторону светского образования представляли — заместители руководителей управлений и отделов образования, представители методических служб, руководители учебных заведений, заместители директоров школ по воспитательной работе, преподаватели отрасли «обществоведение», курсов морально-духовного направления и художественно-эстетического цикла, а также представители высших учебных заведений, докторанты, аспиранты, соискатели.
Участники конференции отстаивали мнение о том, что воспитание, основанное на православных традициях, есть наиболее ценное и истинное воспитание. Такие религиозные философы как Бердяев, Ильин, Достоевский, предупреждали, что утрата религиозности и духовно-нравственной ориентации в жизни ведет к деградации человека. Как писал известный педагог Константин Ушинский: «Если хотите сделать своего ребенка совершенно несчастным, позвольте ему делать все, что он захочет».
Как известно, люди проводят значительную часть своей жизни в семье. Именно здесь формируются основы его характера, отношение к труду, нравственным и культурным ценностям. И поэтому помощь семье со стороны Церкви и школы в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодежи сегодня важна как никогда ранее. Было отмечено, что кризис современной семьи является следствием разрушения традиционных духовно-нравственных основ, которые с ветхозаветных времен определяли освященный Господом смысл и порядок устроения семьи. К сожалению, этот изначальный смысл семейных отношений во многом утрачен. Дети не проявляют послушания родителям, родители не умеют налаживать контакт с собственными детьми. Участник конференции отмечали, что ребенок учится тому, что видит у себя в семье.
Так ректор Днепропетровского областного института последипломного педагогического образования, профессор Михаил Романенко акцентировал: «Решающая роль в воспитании принадлежит семье. И школа, общество, должны помогать, но все-таки именно семья определяет то, каким быть ребенку. Сегодняшняя молодая семья может и не ориентироваться во всех вопросах воспитания, поэтому мы большое внимание уделяем педагогизации родителей. Донести до родителей знания педагогики, как к ребенку подойти, как правильно направлять. Как преодолеть те противоречия, которые возникают в жизни ребенка, например, в подростковом возрасте».
Анализ современных проблем семьи и школы в воспитании учащихся продолжила директор богословской школы «Лествица» Елена Собко. На конференции был разработан практический курс занятий с родителями, который включает в себя историю педагогики и образования, религиоведение, этику, философию образования и воспитания, спецкурсы, связанные с изучением вопросов конфессиональных традиций, семейной педагогики. Особую роль в этом процессе играют воскресные школы. Богатейший опыт имеет детская богословская школа «Лествица», которая была открыта в Днепропетровске в 1997 году.
Директор детской богословской школы «Лествица» Елена Собко подчеркнула: «Кажется очевидным и естественным святое чувство, заложенное в самой природе человека, — любовь к детям! Но какова эта наша родительская любовь? Чем мы озабочены, воспитывая своих детей? Мы воспитываем в детях гордость, своеволие, честолюбие, корысть, нацеливаем на материальное благополучие и успех, удовольствия, наслаждения — и совсем не заботимся о душе. Итог такого воспитания очевиден. Первопричина нравственного кризиса нашего общества заключается в утрате четкого и ясного понятия о добре и зле. А при размытости или полном отсутствии нравственных критериев невозможно предостеречь и сохранить наших детей от зла и от гибели. Если не дать ребенку понятия о грехе, — это все равно, что пустить его по минному полю, не предупредив об опасности».
Также на форуме был рассмотрен вопрос социального положения и финансового достатка. Современное общество декларирует, что деньги решают все. Часто бывает, что даже в семьях с невысоким достатком взрослые стараются делать все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. На самом деле любовь, внимание, забота, совместные игры и проведенный вместе досуг для малыша намного важнее содержимого кошелька его родителей. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а его уверенность, что он для вас очень дорог.
После пленарного заседания конференция продолжилась работой в секциях по соответствующим направлениям: 1. Духовные ориентиры и инновации в образовании; 2. От личности к обществу: духовность, здоровье, милосердие; 3. Синтез образования, науки, культуры, религии.
На конференции в большом объеме была представлена специальная педагогическая литература, которую могли приобрести все желающие.
По итогам работы конференции планируется издание сборника материалов.
Пресс-служба Днепропетровской епархии
21.10.2010. РИМ. Ватикан хочет канонизировать иезуита, проповедовавшего в Украине
21.10.2010. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Нестор Шуфрич подарил храму колокола