Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

20.10.2010. ДНЕПРОПЕТРОВСК. В епархии будет совершена Божественная Литургия святого апостола Иакова на сирийском языке

В ноябре в Днепропетровске будет совершена Божественная Литургия святого апостола Иакова. Об этом сообщил инициатор проекта — настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Иверская» протоиерей Николай Несправа на пресс-конференции в информационном агентстве «НОВЫЙ МОСТ» 18 октября. Богослужение пройдет на сирийском языке. По легенде, именно на этом языке говорил библейский праотец Адам. Литургия состоится под сводами главного храма в честь «Иверской» иконы Божией Матери расположенного на городском жилмассиве «Северный».
«Мы готовим проект, и он очень сложный — мы пытаемся соединить то, чего еще никто не делал. Будет ли во время богослужения звучание древних духовых инструментов, мы пока не знаем. Однако проект есть, он предполагает реставрацию древней литургии — в старинной обстановке (убранство, одежда) и на древнем сирийском языке. Это очень масштабный проект в реализации», — сказал представитель епархии.
Также протоиерей Николай Несправа отметил, что в Днепропетровске богослужение на сирийском языке пройдет впервые. Подобная Литургия ежегодно проводится в Санкт-Петербургской духовной академии в день памяти апостола Иакова.
Божественная литургия Святого Апостола Иакова, брата Господня — это дошедшее до нас через тысячелетия сокровище древней Церкви, рождённое в её колыбели, иерусалимской христианской первообщине. В первые века христианства, до IX-го века, она служилась повсеместно: в Палестине, в Антиохии, на Кипре, в Южной Италии и на Святой Горе Синай. Несмотря на то, что в течение веков она все же претерпела некоторые изменения (добавлено пение «Символа веры», песнопения «Достойно есть», «Святый Боже», «Единородный Сыне…» и некоторые другие), её строгий, аскетический характер и глубина её молитвословий возводят нас ко временам первых мучеников и апостольских преемников. Однако, начиная с IX века, она почти везде вытесняется литургиями св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого, более торжественными и созвучными пышности императорских богослужений Константинополя.
Именно поэтому она осталась неизвестной и славянам, которые получили от своих просветителей богослужение в чисто «константинопольском» виде. Единственные два места на земле, где эта богослужебная жемчужина бережно сохранялась почти всё второе тысячелетие — это Иерусалимская Церковь и остров Закинф в Греции, где Литургия святого апостола Иакова постоянно служилась все эти годы. В Иерусалиме — три раза в год, в дни памяти святого апостола Иакова, Сродников Господних и 70 Апостолов, а на Закинфе — в любое время года, по желанию настоятеля.
В России до XX века эту литургию почти не знали. Лишь в 1938 году в русском зарубежье игуменом Филиппом (Гарднером) по благословению митрополита Анастасия был подготовлен её богослужебный перевод, а также песнопения на церковно-славянском языке. С этого времени и начинается возрождение этого редчайшего чина сперва в русских церквях за рубежом, потом, в 60-70 годы, в церкви Ленинградской Духовной Академии, где она служилась раз в год, 5 ноября, в день памяти святого апостола Иакова, а затем в Сербской, Болгарской и других поместных православных церквях.
С 2002-го года, по благословению архиепископа Берлинского и Германского Феофана, Литургия св. апостола Иакова регулярно служится и в приходе Архистратига Божия Михаила в г. Гётгингене. Со временем стало ясно, что эта жемчужина нуждается в новой музыкальной «оправе». Поэтому, основываясь на древних Григорианских распевах, которые своей чистотой и прозрачностью удивительно подходят к её строгому стилю, Наталия Ляпина написала для этой литургии новую музыку, которую архиепископ Феофан 5 ноября 2005 года благословил для богослужебного пения в Берлинской епархии. В своём труде Наталия Ляпина соединила григорианские распевы с другими традициями и стилями древнего церковного многоголосия.
Сегодня Божественная Литургия святого апостола Иакова совершается во многих епархиях Православной Церкви по желанию священноначалия.
Многое в этом богослужении кажется удивительным. Например, обращение диакона при произнесении ектений не к алтарю, а к молящимся чтение книг не только Нового, но и Ветхого Завета, причем чтение Священного Писания совершается в центре храма незнакомые молитвы, непривычное звучание известных молитв и ектений.
Также отличается порядок малого входа с Евангелием и Великого входа со Святыми Дарами – священнослужители не выходят на амвон, а обходят храм изнутри торжественной процессией, причем во время Великого входа вместо Херувимской песни поется «Да молчит всякая плоть человеческая…».
Особенным для данной литургии также является причащение молящихся отдельно Телом и отдельно Кровью Христовым. Такой порядок был характерен и для византийских литургий святых Василия Великого и Иоанна Златоустого вплоть до VIII века.
Выразительность молитвословий литургии апостола Иакова воскрешает живую веру первых христиан. Время, кажется, обращается вспять, и воззвания на литургии к святым отцам древней Церкви, почти современникам этого богослужения, оживляет ощущение близости к ним, единства с ними в Боге.

Пресс-служба Днепропетровской епархии