Епископ Иннокентий: «Молодежь нуждается в руководстве»
8 января свой юбилей, 65-летие со дня рождения, отметил насельник Свято-Успенской Святогорской Лавры пребывающий на покое епископ Иннокентий (Шестопаль). Владыка Иннокентий закончил Московские духовные школы, 17 лет был преподавателем Одесской духовной семинарии и не понаслышке знаком со студенческой жизнью. О жизненном пути епископа Иннокентия, его студенческих годах и современном состоянии верующей молодежи мы пообщались с его владыкой
– Владыка, позвольте поздравить Вас с днем рождения, пожелать Вам многих лет жизни! И расскажите, пожалуйста, немного о себе.
– Родился я в Горловке в семье благочестивых верующих родителей. В Крещении получил имя Василий. В семье нас было 8 детей. Сами понимаете, какое время было после войны. Отец работал шофером, мать занималась нами. Но каждое воскресенье и в праздники мы были в храме Божием. Сначала молились в Свято-Пантелеимоновском храме, а после его закрытия – в Свято-Николаевском.
– Кто из священнослужителей оказал на Вас особое влияние?
– В Свято-Николаевском соборе Горловки в то время служил протоиерей Александр Шокало. Он был секретарем митрополита Одесского и Херсонского Сергия по Донецкой области. В то время под омофором Одесского митрополита находились четыре области – Одесская, Херсонская, Донецкая и Ворошиловградская. Отец Александр Шокало был очень деликатным священником, дипломатом. Не знаю, как ему это удавалось, но в храме всегда была молодежь, несмотря на жесточайшую атеистическую пропаганду и запреты. Молодые люди, юноши и девушки, посещали приходы на престольные праздники, на Рождество ходили колядовать и посевать. Это вызывало удивление у местных властей. Отец Александр очень многим помогал и духовно, и материально. Я ему за это благодарен.
– Вы сразу после школы приняли решение поступать в Духовную семинарию?
– Решение о поступлении в семинарию я принял давно, но вот возможность наступила только в 1968 году. В то время нельзя было поступить в семинарию, предварительно не отслужив в Советской армии. Так что только после трех лет службы в ракетных войсках, отдав долг Родине, я смог сдать документы в Московскую духовную семинарию. Рекомендацию мне и Николаю Немцову (ныне митрополит Астанайский и Алма-Атинский Мефодий) дал отец Александр Шокало. Я отправился в Москву, а Николай – в Одессу. Встречались мы с ним уже только на каникулах в Горловке.
– Что особенного Вы вынесли из семинарских лет жизни?
– Московские духовные школы – семинария и академия – находятся в Троице-Сергиевой Лавре – духовном сердце Руси. За 9 лет учебы – семинария, академия, аспирантура – Господь сподобил увидеть много людей. Разных людей. Среди них особенно памятны наши благочестивые учителя, не только те, кто давал академические знания, но и те, кто делился опытом духовной жизни – отец Кирилл (Павлов), отец Тихон (Агриков), отец Матфей (Мормыль) и многие другие. Когда я учился в академии, ее возглавлял Блаженнейший Митрополит Владимир, в то время бывший еще в сане епископа Дмитриевского, викария Московской епархии. Кстати, это именно он завел в Лавре обычай петь украинские колядки. Тогда, начав петь у раки преподобного Сергия Радонежского, хор шел по всей Лавре, славя Богомладенца Христа.
– Как продолжилось Ваше служение после окончания учебы?
– Еще во время учебы я нес послушание референта в Отделе внешних церковных сношений, а затем в 1977 году учебным комитетом был направлен в распоряжение митрополита Одесского и Херсонского Сергия. Он назначил меня преподавателем семинарии и секретарем Совета ОДС. Так продолжилось мое служение в семинарии, но уже в качестве преподавателя. Это было очень тяжелое время для Церкви. На весь СССР – только три духовных учебных заведения. Одесская семинария дала миру множество достойных пастырей – монахов, священников, архиереев. Правящий архиерей Донецкой епархии митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион – тоже выпускник ОДС.
– Как происходило воспитание молодежи в семинарии?
– В то время семинарию отличала разумная строгость. Молодость – это сила и энергия, но она нуждается в руководстве, если не направлять эту силу в нужное русло, то будет беда. Как для души самого молодого человека, так и для окружающих. Кроме того, в условиях тотального атеизма мы, верующие, жили одной семьей, поддерживали друг друга во всем. Не было разделения ни по национальному, ни по социальному принципам. Нам незачем было дробиться! Верующие держались вместе, но при этом не было никакого кумовства, землячества, ни тем более «дедовщины».
Кто бы ты ни был, одинаково получай и награду, если заслужил, и наказание, если провинился.
– Владыка, сейчас Вы на покое в Святогорской Лавре – самой молодой Лавре Руси. Как складываются отношения с современной молодежью – и монашествующими, и паломниками?
– В Святогорской Лавре благодаря владыке Алипию (Погребняку) и владыке наместнику сохранена древняя монашеская традиция. А это самое главное. Молодые учатся на примере старшего поколения. Проповедь, богослужения, административные труды владыки Арсения подвигают молодых монахов на подвиг. Я ведь вижу, как ревностно они исполняют и богослужебное, и клиросное послушания. И с какой радостью всегда принимают приезд священноархимандрита Лавры – митрополита Илариона, который вникает во все дела и дает добрые наставления. Молодежь учится у старших.
– Благодарим Вас, Ваше Преосвященство, за интервью! Просим святых молитв!
– Я взаимно благодарю редакцию «Донбасса Православного» за внимание ко мне, грешному, а также сердечно благодарю всех архипастырей и пастырей нашей Матери-Церкви, поздравивших мое недостоинство с юбилеем. Пусть хранит всех Милосердный Господь!
Беседовал протоиерей Георгий Гуляев
01.03.2010. МОСКВА. Второе заседание Межсоборного присутствия состится в Киево-Печерской Лавре