19.08.2009. КИЕВ. Православные христиане празднуют Преображение Господне
Праздник Преображения Господня отмечает переломное событие Евангельской истории – явление Христа во Славе трем своим ближайшим ученикам, завершившее период проповеди и открывшее путь на Голгофу. Это событие подробно описано в синоптических Евангелиях (Мф.17:1-8, Мк.9:2-9, Лк.9:28-36).
Праздник Преображения существовал уже в IV веке, о чем свидетельствуют поучения св. Ефрема Сирина и св. Иоанна Златоуста. Начало же его должно относиться к предшествующим трем векам христианства. В VIII веке свв. Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский составили ряд стихир и каноны на этот праздник, которыми Православная Церковь прославляет событие и в настоящее время.
Хотя прямых указаний евангелистов о времени Преображения нет, по церковному преданию оно произошло за 40 дней до страстей. Празднуется же Преображение Господне 6 (19) августа. Есть предположение, что этот день был выбран, чтобы воспрепятствовать празднованию летнего языческого каппадокийского праздника «вартувария», но нельзя не признать, что помещение его за 40 дней до двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (14 (27) сентября) и через неделю после праздника Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1 (14) августа) не результат совпадения, а составляет вместе с ними особую последовательность праздников в память Креста.
С другой стороны последовательность праздников церковного года Рождество – Вознесение – Преображение позволяет прочувствовать, что Преображение есть праздник прославления и обожения нашей человеческой природы, что является конечным моментом, целью нашего Спасения, исполненного Спасителем, то есть этот праздник выражает вершину и центр христологии. Но в Преображении мы празднуем не только “преображение Спасителем нашего смешения и отдание первейшего достояния нетления” (5 августа, утро, на 2 кафизме, седален, гл. 4), не только то, что “Спаситель Адамово пременив очерневшее естество” (6 августа, малая вечерня, стих. на стих., гл. 2) тем показал нам будущее состояние наших прославленных телес после Суда и воскресения, но и тем, что на всю тварь распространил Он значение Преображения “(Просвещается тварь ясно Твоим Преображением, Христе…”).
Это отражено в особенности богослужения праздника – в чине освящения «гроздия» (винограда) в конце литургии с особой молитвой. Обычай освящать плоды — древний. Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апостольском правиле. Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 августа было то, что на Востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых — колосья и виноград- приносятся для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем мысль выражается и в самой молитве, читаемой над «гроздием». Это позволяет логически перейти ко второй теме праздника – Кресту и спасительным Крестным Страданиям.
В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой — «На освящение начаток овощей (плодов)».
Освящение плодов 6 августа имеет еще и другое, таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновленное состояние, в которое вступило человеческое естество по Воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утверждается церковным благословением плодов.
Связанной с темой Креста особенностью богослужения является то, что от первого августа до Преображения, на самый день Преображения и в день отдания, поется катавасия Воздвижения: «Крест начертав Моисей…» но в дни попразднства и до отдания Преображения поется катавасия Преображения: «Лицы израильтестии». В остальном богослужение Преображения имеет те же особенности, что и другие Двунадесятые Господские праздники. То, что Преображение празднуется на Успенском посту, сказывается на характере служб – хотя пост по вкушаемой пище очень строгий, но его богослужения более праздничные, чем должны могли бы быть, благодаря периоду празднования Преображения.
В Евангельском рассказе о Преображении неразрывно сплелось явление Божественного нетварного Света, преображающего тварь и предстоящие Страсти Христовы. Господь показал апостолам Свою Славу («сколько могут вместить»), чтобы они, видя Его распятым, уразумели, что это «страдание вольное.» Об этом говорится в Кондаке праздника: На горе преобразился еси,/ и якоже вмещаху ученицы Твои,/ славу Твою, Христе Боже, видеша,/ да егда Тя узрят распинаема,/ страдание убо уразумеют вольное,/ мирови же проповедят,// яко Ты еси воистинну Отчее сияние.
Эти же темы – явления ученикам Божественного Света и прошение о явлении Его и всем верующим – содержаться в тропаре праздника: Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.
Величание праздника «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное преображение» подчеркивает жизнедарующую силу явленного в Преображении Божественного Света и одновременно – преображение человеческой плоти в богочеловеческой природе Христа.
По материалам kubansobor.ru
19.08.2009. ДНІПРОПЕТРОВСЬК. У Дніпропетровську відбудеться фестиваль дзвонарів