03.03.2009. ДЖАНКОЙ. Послание епископа Нектария вступающим во время Великого поста
«Прииде пост, мати целомудрия,
обличитель грехов, проповедник покаяния,
жительство ангелов и спасение человеков»
Великопостная стихира
Дорогие мои братья и сестры! Вновь Святая Церковь вступает в душеспасительное время Святой Четыредесятницы. С древних времен Святые Отцы и подвижники Церкви учили, что пост — это время, когда человеку подается возможность исправить все плохое и вредное из своей души. Великий пост — это великая милость Божия к человеку, и ответить на эту милость мы должны воздержанием, молитвой и совершением добрых дел. Когда сегодняшний мир утопает во лжи, ненависти, жадности и желании всего самого лучшего только себе, Церковь предлагает нам не сложный способ спасения нашей души.
Христианские писатели первых веков согласно свидетельствуют о важности Св. Четыредесятницы, а также о том, что установлена она была апостолами по примеру Иисуса Христа, постившегося в пустыне 40 дней. «Четыредесятницы не пренебрегайте, — писал святой Игнатий Богоносец, — она составляет подражание жительству Христову». А св. Амвросий Медиоланский еще яснее говорил: «Господь освятил нас постом Своим Четыредесятницу; это сотворил Он для спасения нашего, чтобы научить нас посту не словами только, но и примером».
«Наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим. 13,11-12), — этими поучительными словами ап. Павла Святая Церковь напутствует всех нас, дорогие мои, на поприще великого и святого поста и напоминает о близости нашего спасения.
К сожалению, многие сводят смысл христианских постов только лишь к воздержанию от определенной пищи. Это неправильно. Помните, пост — это не голодовка и не диета. Настоящий пост — это, прежде всего, борьба человека с повседневными страстями и привычками. Великий проповедник XIX века святой праведный Иоанн Кронштадтский учит нас: «Предупреждаю вас, что в пост встретят вас особенно внутренние и внешние искушения, может быть очень для вас тяжкие: не смущайтесь этим. Враги невидимые бывают особенно злобны против нас, когда видят нас на пути веры и благочестия, и стараются ставить нам препятствия разными искушениями». И в такие минуты борьбы с грехом мы должны вспоминать слова Иисуса Христа: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16,33).
Во все века христианства первые дни Великого поста считались особенными и таинственными. Жизнь христиан, особенно в монастырях, утихала. Вся внешняя деятельность сводилась к минимуму. Каждый погружался в себя, размышляя над своей внутренней жизнью и желая «лучами святых заповедей Христа Бога нашего» начать всечестное воздержание.
А что за богослужение предлагает нам в эти дни Святая Церковь! В умилительных песнопениях и чтениях нам грешным предлагается путь к Богу, рецепты от греха, которые приведут нас к полному выздоровлению. Вспомните только дивное творение византийской письменности — Великий покаянный канон Андрея Критского. В храме, где все увито черными покрывалами, священники, выйдя из алтаря, сокрушенно излагают греховную историю человечества: многократное отречение от возвышенного посланничества, порученного нам Творцом. Наше нахождение в постоянной душевной грязи, которую мы выбираем сами для себя и готовим для других. Эти стихи, созданные, чтобы провести нас через пустыню нашего безумия в покаяние и очищение, проникают в сердце, смягчают его и очищают спасительными слезами. Так как, время поста, дорогие мои, дается нам для исправления и укрепления надежды на спасение. Христианин, достойно постясь, наполняется ничем не прерываемой радостью — радостью о Господе Иисусе Христе, радостью о Духе Святом.
Призываю на всех вас благодать и всесильную Божию помощь в этом святом и спасительном начинании. Приложим к своему сердцу учение нашего Спасителя, простим все обиды, отрешимся от земных сокровищ и прилепимся к любви и благам небесным.
Управляющий Джанкойской и Раздольненской епархией епископ Нектарий