Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

19.01.2009. ПОЛТАВА. В Крещенский сочельник в православных храмах епархии совершено последование великого освящения воды

По благословению архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа, в этот день, по окончании Божественной Литургии и Великой вечерни, на площади перед Свято-Макариевским кафедральным собором, секретарь епархии архимандрит Филарет (Зверев) в сослужении духовенства храма совершил молитвенный чин и освятил воду.
Под пение праздничного тропаря священники, обошли вокруг храма, окропив богомольцев святой водой.
НАВЕЧЕРИЕ БОГОЯВЛЕНИЯ, КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК.
Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник) отмечается 5/18 января. Праздник Богоявления, подобно празднику Рождества Христова, предваряется навечерием, или сочельником. В службах этого дня вспоминаются все тексты Святого Писания Ветхого и Нового Заветов, в которых содержатся прообразы и пророчества о Крещении Господа, описывается само событие Крещения и плоды его. Так, псалмы, тропари, апостольские и евангельские чтения повествуют о Крестителе и Предтече Господнем Иоанне; благовествуют о явлении Пресвятой Троицы при Крещении Спасителя, о четыредесятидневном подвиге Его в пустыне и начале проповеди Евангелия; изображают власть и могущество Господа над водой и всеми стихиями мира; открывают тайну явления благодати Божией, спасительной для всех людей, и обильного излияния на верующих Святого Духа; прославляют человеколюбие Сотворившего мир и Спасающего “седящих во тьме”; пророчески возвещают о духовном обновлении верующих во Иисуса Христа и возрождении их через таинство крещения. В этот день совершается великое освящение воды, во время которого читаются молитвы о благословении Божием над водой и наитии на нее Духа Святого для дарования ей силы очищения и исцеления, и совершается троекратное погружение в нее креста, во образ погружения Господа в воды Иорданские (издревле замечено, что крещенская вода не портится в течение года и более). Этот чин часто совершается на реках и других водоемах (так называемое “хождение на Иордань”), как бы вновь приготовляя струи вод для вхождения в них Спасителя. Пост в навечерие праздника Богоявления Господня, как и в навечерие праздника Рождества Христова, по древнему соединению сих праздников в один день, называется также сочельником или сочевником, и поэтому есть весьма древний христианский пост. В 4 веке об нем упоминают в святых писаниях Филистарий, умерший в 387 году, и Феофил Александрийский 385 -412. К повсеместному распространению этого поста могло служить древнее крещение оглашенных в навечерие Богоявления и причащение новокрещенных в этот великий праздник, так как приготовление христиан к принятию таинств крещения и причащения всегда сопровождалось молитвою и постом. К хранению поста в навечерие Богоявления издревле также побуждает христиан благочестивое ожидание освященной воды, до вкушения которой православные христиане, поступая по древнему священному преданию и уставу Церкви, утвердившей это предание, не вкушают пищи, «дондеже, как говорится в уставе, освятятся водным кроплением и причащение, т.е. питием».