Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

26.09.2008. ХАРЬКОВ. Преподаватель Харьковской академии дизайна и искусств пишет научную работу о православном наследии Германии

С благословения митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, старший преподаватель Харьковской государственной академии дизайна и искусств Виталий Жердев посетил Берлинскую епархию Русской Православной Церкви в Германии, где занимался сбором материала для написания научной диссертации о православном наследии в Германии.
О том, с чем удалось ознакомиться, Ваталий Жердев рассказал в статье, написанной им для интернет-сайта Харьковской епархии.

Православные храмы в Германии Новости
Жердев Виталий Викторович,
старший преподаватель кафедры академического рисунка,
Харьковская государственная академия дизайна и искусств

Православные храмы в Штутгарте в историко-художественном контексте.
Сейчас мало кто из посетителей индустриального Штутгарта, столицы земли Баден-Вюртемберг, знает о том, что некогда этот город самым тесным образом был связан с Российским Императорским Домом. И хотя ушли в историю могущественные Романовы и Вюртемберги, зримые следы матримониальных отношений между бескрайней империей и крохотным немецким королевством остались в древнем Штутгарте, практически полностью уничтоженном во время союзных бомбардировок в конце второй Мировой войны, но удивительным образом сохранившем эти страницы мирной русско-немецкой истории. Автор этих строк, находясь в научной командировке в Германии по благословению Митрополита Харьковского и Богодуховского Высокопреосвященнейшего Никодима, еще раз смог убедиться в том, насколько крепки были эти связи и увидеть их прекрасные памятники: два православных храма – исторические жемчужины этого уже современного города.
Церковь Свт. Николая недалеко от центра Штутгарта на Seidenstraße является шестой по счету православной церковью в этом городе. А возникновение первой придворной русской церкви в столице вюртембергского королевства связано с браком Софии Доротеи фон Вюртемберг с наследником русского престола, Павлом Петровичем, будущим царем Павлом I. София Доротея принимает православие и становится Марией Федоровной. В этом браке было десять детей, из них будущие императоры Александр I и Николай I, Александра Павловна, будущая эрцгерцогиня Австрийская и Палантина Венгерская, Елена Павловна, будущая гросс-герцогиня Макленбург-Шверинская, Мария Павловна, будущая гросс-герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская, Екатерина Павловна, будущая королева Вюртембергская, Анна Павловна,супруга короля Вильгельма I Нидерландского. Первая православная домовая церковь в Residenz Palais появляется в 1776 г. для того, чтобы российская великокняжеская чета, Павел Петрович и Мария Федоровна, во время своих визитов в Штутгарт могла посещать православные богослужения.
Екатерина Павловна, четвертая дочь Павла I, обвенчалась с наследным принцем Вильгельмом Вюртембергским 24 января 1816 г. в Петербурге, а 23 апреля 1816 г. Екатерина Павловна с причтом и принадлежностями для храма прибывает в Штутгарт. Любимица великодержавной бабушки Екатерины II, матери и брата Александра (будущего императора Александра I), с раннего детства она обращала на себя внимание своим умом и общительным характером. По описанию современницы, она «прекрасная и свежая, как Геба, она умела и очаровательно улыбаться, и проникать в душу своим взором. Глаза у нее искрились умом и веселостью; они вызывали на доверие и завладевали оным… В семействе ее обожали…». Это был второй брак великой княгини. В 1809-1812 гг. она была замужем за принцем Петром Фридрихом Георгом Ольденбургским, который был назначен тверским, новгородским и ярославским генерал-губернатором. В тверской резиденции Екатерины Павловны собирались деятели русской культуры, это и историк Н.М. Карамзин, художники О.А. Кипренский и А.Е. Егоров, поэт Ю.А. Неледенский-Мелецкий и др. Честолюбивая и энергичная княгиня (при дворе о ней говорили «смесь Петра Великого c Екатериной II и Александром I») играла и видную роль в российской политике. Она проявляла волю и инициативу во время общей подавленности начала Отечественной войны 1812 г., выступала против перемирия с Наполеоном, одна из первых поддержала идею о создании народного ополчения. В 1813-1815 гг. сопровождала Александра I в заграничных походах, присутствовала на Венском конгрессе, где старалась влиять на ход переговоров.В 1816 г. вторично выходит замуж за своего двоюродного брата наследного принца Вильгельма Вюртембергского, в этом же году вступившего на престол. Для великой княгини в ее новых апартаментах в Kronprinzepalais на Königstraße устраивают домовую православную церковь Св. Георгия Победоносца. Ампирный иконостас, выполненый по рисунку К.И. Росси, церковная утварь, литургические книги, облачение священника были доставлены из резиденции княгини в Твери. Энергичная молодая королева занималась созданием благотворительных и учебных заведений, во время голода 1816 г. создала благотворительное общество помощи голодающим. Нельзя сказать, что новая семейная жизнь Екатерины Павловны была счастливой. Двум одинаково сильным личностям, честолюбивым и властолюбивым, наверное, было трудно уживаться вместе… После краткой болезни, в январе 1819 г. на 31-м году жизни Екатерина Павловна скончалась. В память о своей супруге в 1820 — 1824 гг. Вильгельм I возводит на вершине горы Ротенберг надгробный храм во имя св. великомученицы Екатерины, куда переносится иконостас и утварь из придворной церкви. До 1824 г. на этой горе находились развалины родового замка вюртембергских королей, о чем свидетельствует находящаяся в ризнице храма надпись: «Stammschloss освящен в 1080 г. епископом вюртембергским». Построенный в стиле классицизм, храм представляет собой ротонду с четырьмя пристроенными портиками, фронтоны которых поддерживаются четырьмя круглыми колоннами с ионическими капителями. Придворный архитектор Джованни Салуччи, спроектировавший ротонду, вначале предлагал возвести мавзолей в «немецко – готическом стиле». Здание, высота которого составляет 20 м, сооружал из местного красного песчаника архитектор – строитель Шмольц. Над дверьми портиков находятся следующие надписи: 1) Seiner vollendeten ewig geliebten Gemahlin Catharina Paulowna Grossfürstin von Russland hat diese Ruhestätte erbaut Wilhelm, König von Würtemberg. Im Jahre 1824 (Своей почившей вечно любимой супруге Екатерине Павловне, великой княгине российской, воздвиг эту усыпальницу Вильгельм, король Вюртембергский в 1824 г.); 2) Wir haben einen Gott der da hilft und den Herrn Herrn der vom Todte errettet (У нас есть Бог, который помогает, и Господь, который спасает от смерти); 3) Die Liebe höret nimmer auf (Любовь никогда не отпадает); 4) Seelig sind die Todten die in dem Herrn sterben! Sie ruhen von ihrer Arbeit denn ihre Werke folgen ihnen nach (Блаженны умирающие о Господе; они почиют от трудов своих, ибо дела их идут вслед их). Храм перекрыт кессонированным полусферическим куполом со световым отверстием. По своей структуре этот купол напоминает купол Пантеона в Риме. Стены интерьер гладкие, без декора, только четыре ниши с мраморными статуями евангелистов являются скульптурным воплощением живописных образов на парусах храмов. Фигуры евангелистов изваяны датчанином Б. Торвальдсеном и немцем И.Г. Даннекером, который выполнил фигуру евангелиста Иоанна. Торвальсен поручил в Риме работу своим немецким ученикам И. Леебу (евангелист Матфей) и И.Н. Цвергеру (евангелист Марк). Ученик Даннекера Т. Вагнер выполнил фигуру евангелиста Луки. Апсида алтаря отделена от основного пространства храма двумя пилястрами и двумя колоннами с коринфскими капителями. За колоннами находится белый классицистический одноярусный деревянный иконостас с покрытыми позолотой элементами декора из домовой церкви великой княгини Екатерины Павловны. В иконостасе всего 8 икон. Все иконы иконостаса написаны маслом на холсте в академическом стиле, сохранность живописи удовлетворительная. Царские Врата напоминают парадные двери дворцов классического периода. На левой створке Врат большая икона с изображением Архангела Гавриила, под ней двойное изображение евангелистов Иоанна и Марка, на правой створке икона Девы Марии, под ней двойное изображение Матфея и Луки. На северной служебной двери иконостаса изображение князя Александра Невского. Композиция характерна для парадных портретов эпохи классицизма: занавес, колонны, щит с гербом, на стуле лежит княжеская корона, отороченная горностаем, на дальнем плане пейзаж с батальной сценой. Но необычен сам портрет святого князя. Традиционно его изображали и на древнерусских иконах, и на живописных полотнах как мужчину средних лет с бородой. Здесь же в воинских доспехах, как и подобает князю-воителю, изображен молодой, еще безбородый мужчина: хотя князю пришлось воевать всю жизнь, свои самые громкие победы на Неве и Чудском озере он одержал к своим двадцати двум годам. В композиции картины, в повороте головы Александра Невского, в его взволнованном юношеском лице, в движении рук акцентирована духовная подвижность: здесь ощущается влияние преромантической тенденции, которая проявилась в русском искусстве в конце XVIII в. Далее слева от Царских Врат изображение Богоматери с Младенцем,стоящей на перевернутом вверх полумесяце, лежащем на облаках, как символ непорочности. Сверху над фигурой Богоматери сонм херувимов, а нимб состоит из звезд. Данная композиция полностью заимствована из западной религиозной живописи и является, своего рода, иллюстрацией к 12 главе Откровения св. Иоанна Богослова. Справа от Царских Врат изображение Иисуса Христа с крестом, открытым Священным Писанием, слева коленопреклоненные ангелы, сверху херувимы. В этом полотне, так же как и в «Богоматери с младенцем» выражена барочная феерия с тревожными облаками, несущимся в порыве хороводом херувимов. И здесь же подчеркивается барочная тема страдания, но страдания искупительного в виде его символа – креста. В контраст этой композиции, изображающей торжественное, ирреальное, неземное, словно подчеркивая разницу мира горнего и дольнего, на южной служебной двери изображение св. Марии Магдалины, напротив, очень камерное и земное. И в этом полотне чувствуются влияние преромантизма и, может в большей степени, сентиментализма, параллельных классицизму, но и отзвуки барокко. И если в западном искусстве XV в. ее изображали разодетой куртизанкой, то мастера эпохи Леонардо пользовались возможностью показать полуобнаженное женское тело, прикрытое ниспадающими волосами. В эпоху барокко Мария из Магдалы вновь стала кающейся грешницей, некоторые художники изображают ее пышноволосой женщиной в раздумье созерцающей череп. Так и в ротенбергском образе Марии Магдалины есть глубокая индивидуальность, глубоко сокровенное переживание и тонкая грусть. Здесь образ решается в единении с природой. Фигура женщины словно наполнена светом на фоне мрачных уступов скалы с черепом, динамики тревожных облаков и сгущающегося полумрака. Романтические образы Александра Невского и особенно Марии Магдалины, написанные в спокойной охристо-серебристой гамме, несколько контрастируют по своему живописному решению с образами Христа и Богоматери, чьи одежды мощно выделяются на фоне патетики барочного окружения. По бокам от дверей, на свободной поверхности иконостаса висят небольшие иконы, часть из которых принадлежали великой княгине. В храме было несколько дорогих икон, в том числе четыре образа Св. Александра Невского и четыре образа Спасителя в золотых окладах с драгоценными камнями. Свадебный образ Св. Екатерины украшали бриллианты. Запрестольный образ изображает Божию Матерь и выткан «разными шелками». Над Царскими Вратами скульптурная композиция из двух ангелов, несущих корону из звезд на фоне треугольника с Всевидящим Оком в ореоле из расходящихся лучей. Венчает иконостас карниз из позолоченных пальметт. В целом, этот одноярусный иконостас с декоративными классицистическими элементами и полотна, написанные в академическом стиле, типичен для небольших православных дворцовых часовен того времени и органично вписывается в строгий классицистический интерьер ротонды. В центре зала ротонды, в полу, находится круглое отверстие, закрытое кованной ажурной плитой. Через него проникает свет в склеп, где стоят саркофаги Екатерины Павловны, Вильгельма I и их дочери принцессы Марии. Саркофаг королевы и короля выполнен во Флоренции скульптором Бонелли из белого каррарского мрамора по эскизу Д. Салуччи. Несмотря на то, что король после смерти Екатерины Павловны был женат еще раз на принцессе Паулине Вюртембергской, полной противоположности по характеру Екатерине, и в том браке прожил почти 43 года до своей смерти в 1864 г., он все же был похоронен рядом с дочерью Павла I. Две сильных личности примирились и обрели покой под сводами одной усыпальницы. Смерть уравнивает все конфессии, а классицизм ротонды-усыпальницы, будучи по своей природе интернациональным стилем, органично принял православную княгиню и ее супруга-протестанта. Сейчас надгробная православная церковь на горе Ротенберг в Штутгарте является одной из достопримечательностей города. Расположенный на господствующей над городом высоте, являющейся частью живописного ландшафта, этот храм неизменно привлекает к себе туристов. Здесь проходят вечера камерной музыки и выступления хора православной общины, которые собирают большую аудиторию. И это замечательно: посетители, приехавшие со всего мира, увидят не только прекрасное сооружение, но и узнают об удивительной женщине, русской великой княгине, обогатившей историю этого города и маленького, некогда независимого, государства.
В 1842 г. русский посланник при вюртембергском дворе князь А. Горчаков просит устроить домовую церковь при русской дипломатической миссии, ввиду удаленности храма на Ротенберг и летом этого же года Николай I дает на это разрешение. Походный деревянный иконостас был сделан в России и имел шесть икон. Приспособлением помещения под церковь занимался придворный архитектор Габриэль. Церковь была освящена 19 декабря 1843 г. Эта посольская церковь во имя св. благоверного князя Александра Невского действовала до 1854 г., хотя причт продолжал жить на Ротенберг. Эта же походная церковь неоднократно сопровождала императора Александра II и его супругу во время их посещений курортов в Вильдбаде, Бал-Киссингене и Швальбахе. После тридцатилетнего перерыва в Kronprinzenpalais вновь появляется православная церковь. 23 сентября 1846 г. в Штутгарт прибывает супруга наследного принца Карла Фридриха фон Вюртемберга, великая княгиня и наследная принцесса Ольга Николаевна, дочь императора Николая I. Пока дворцовая церковь находилась в стадии обустройства, Ольга Николаевна на первых порах с 1846 г. пользовалась походной церковью в русской миссии. Позднее Николай I присылает в подарок для дочери все необходимое для оборудования домовой церкви. В 1864 г. наследный принц Карл Фридрих становится королем Карлом I и супружеская чета перебирается во дворец вюртембергских королей Residenz, туда же переносится и домовая церковь Ольги Николаевны, где она и пробыла 28 лет (посольская церковь была закрыта). Настоятелем новой Никольской дворцовой церкви назначают священника Иоанна Базарова, который прослужил там с 1851 по 1892 г. Двухъярусный изящный иконостас вырезали в Петербурге по эскизу Г.Х. Штегемана, образы для него принадлежат кисти Ф.А. Бруни. Кроме иконостаса в церкви были два резных киота с иконами, расположенными в форме креста. Всего в дворцовой церкви находилось 80 икон. О том, как выглядела придворная Никольская церковь в Большом дворце Residenz можно судить по рисунку, хранящемуся в Staatsgalerie Stuttgart и описанию, данному в исследовании немецкого автора П. Блюменталя: «Высокий пышный, наполненный светом зал церкви длинной 18 метров и высотой 6 метров. Иконостас делает его еще более великолепным. Стены церкви украшены иконами и другой ценной церковной утварью по всему высокому мраморному цоколю. Это вместе с росписями, украшающими свод и тремя чудесными хрустальными паникадилами придают этому храму в высшей степени достойный вид». Стены высокого светлого помещения, украшенного изящным ярусным карнизом и орнаментальными росписями потолка покрывал дорогой искусственный мрамор. Зал всегда наполнен светом благодаря высоким арочным окнам, с которыми перекликаются высокие арчные двери, обрамленные сложным порталом на противоположной стене. Иконостас и киоты отражаются на мраморных стенах и отполированном полу с орнаментом из квадратов с греческим крестом в центре каждого. По периметру помещения расставлены стулья с высокими резными спинками. В целом, церковный зал решен в духе позднего ренессанса. Подготовкой всего убранства руководил в Петербурге архитектор К.А. Тон. Привлечение императором известных архитектора и живописца говорит о той важности, которую придавали созданию церкви. 30 октября 1892 г. королева скончалась и спустя три месяца, в январе 1893 г. церковь демонтируется и переносится на виллу “Берг”, принадлежащей великой княгине Вере Константиновне, супруге кронпринца Евгения Вюртембергского. Там церковь находилась в двух маленьких комнатах на протяжении двух лет. Но ввиду удаленности виллы от города, по инициативе великой княгини Веры Константиновны и ходатайству посла Э. Коцебу, император Александр III в 1894 г. утвердил план храма (автор не установлен) во имя святителя и чудотворца Николая. На строительство было выделено 50 000 рублей [19]. За 12 000 марок у городских властей было выкуплено место на пересечении Seidenstraße и Hegelstraße. Закладка происходила 6 мая 1895 г., строительством руководил местный архитектор Эйзенлор. Через семь месяцев, 6 декабря 1895 г., храм был освящен. Сюда был перенесен иконостас и прочие церковные принадлежности с виллы “Берг”. Великая княгиня Вера Константиновна подарила три позолоченные люстры. В подвале находилась богатая библиотека, завещанная королевой Ольгой. Одноглавый храм представляет собой в основании форму треугольника за счет того, что с южной стороны пристроена паперть, над которой возвышается колокольня с высоким шатром, увенчанным главкой. Стены возведены из песчаника и сверху облицованы красным кирпичом. Декоративные наличники на гладких стенах церкви и колонки, на которых покоится колокольня, по стилю перекликаются с московской архитектурой XVII века. Площадь основного помещения 16,5 м х 12 м, глубина апсиды 4 м. Здание сильно пострадало во время бомбежек в 1944 г. Были уничтожены купол и шатер колокольни. Бомба попала в восточную часть, полностью разрушив алтарь. Погиб иконостас и другие произведения искусства. О том, как выглядел иконостас можно судить по рисунку из Staatsgalerie Stuttgart, изображающему интерьер домовой церкви Ольги Николаевны в Residenz и по довоенной фотографии из архива храма св. Николая, любезно предоставленной автору. Это был декорированный резьбой одноярусный иконостас с шестью иконами местного чина. Центральная его часть с Царскими Вратами и изображениями Иисуса Христа и Богоматери увенчана тремя навершиями в форме кокошников с иконами. Изображения на рисунке слаборазличимы, но можно предположить, что на иконах справа и слева от центральной части иконостаса, где должны находиться служебные двери, изображены архангелы Михаил и Гавриил, а над Царскими Вратами изображение Тайной Вечери. В крайней справа части иконостаса образ Св. Николая с Иисусом Христом и Богоматерью (Никейское чудо). Остальные изображения неузнаваемы. Служебные двери иконостаса с архангелами расположены под углом к центральной части, что композиционно выдвигает ее вперед. Перед иконостасом, перпендикулярно стенам, находились два киота, напоминающие триумфальные арки с витыми колонками и капителями. В центре арочных проемов находились по пять икон, расположенных крестом. Точно так же расположили иконостас и киоты в храме на Seidenstraße. Судя по довоенной фотографии, на стенах церкви не было сюжетной живописи, только орнамент. В описании, сделанном д-ром Г. Зайде мы находим следующую информацию: “Свод центрального купола украшен изображением Иисуса Христа. Стены алтарного помещения расписаны фресками с изображением четырех евангелистов Нового Завета. Стены основного помещения расписаны орнаментом в греческо – византийском стиле”. Здесь просматривается явная неточность: согласно православным церковным канонам изображения евангелистов могут находиться только в парусах главного свода, что, вероятно так и было. В данном случае оправдывается и композиционная завязка с изображением Христа в своде купола. Далее Г. Зайде указывает, что иконостас был в стиле русского барокко с иконами в стиле “русского реализма”, типичного для 19 в. Вполне вероятно, что Г.Х. Штегеман использовал барочные мотивы в проекте иконостаса, но вряд ли в середине XIX в. стиль барокко мог использоваться в «чистом» виде. Невысокий двухъярусный иконостас типичен для классицистического периода и даже в своем силуэте не похож на высокие вычурные иконостасы барочного периода. Под иконами в стиле «русского реализма» Зайде, вероятно, подразумевал иконы кисти Ф.А. Бруни. В храме находилось около 80 икон, письма XVIII в., некоторые в золотых и серебряных окладах. Это и иконы из придворной церкви Ольги Николаевны, и иконы великой княгини Веры Константиновны, и иконы, принесенные в дар новому храму. Во время Второй Мировой войны большая часть из икон была безвозвратно утрачена. После восстановления храма в 1946 г. был поставлен временный одноярусный иконостас. В 1972-1973 гг. художником русского зарубежья Н. Шелеховым был создан новый иконостас. Иконостас простой, без резных декоративных элементов с тремя ярусами: местным, праздничным и деисусным чином, над центральной иконой Пресвятой Троицы круглая икона Богоматери Знамение. Иконы местного чина слева направо: Иоанн Креститель, Архангел Михаил, Владимирская Божья Матерь, на Царских Вратах евангелисты Лука, Иоанн, Матфей, Марк, над ними — Благовещение Божьей Матери. Над Вратами сцена Евхаристии. Справа от Царских Врат – Иисус Христос, Архангел Гавриил, св. Николай. Праздничный чин (слева направо): Сретение Господне, Успение Божьей Матери, Благовещение, Вознесение Господне, Крещение Господне, Распятие, Снятие с Креста, Погребение, Сошествие во ад, Сошествие Святого Духа, Вход в Иерусалим, Введение Богоматери в Храм, Преображение Господне, Рождество Богоматери. Деисус (слева направо): Св. Ольга, Св. Сергий Радонежский, Св. Василий Великий, апостол Петр, Божья Матерь, Пресвятая Троица, Иоанн Креститель, апостол Павел, Св. Иоанн Златоуст, Св. Серафим Саровский, Св. Александр Невский. Иконы выполнены в византийской традиции. Фрески алтарной части написаны Макарием Таусом, стены основного помещения расписаны Вадимом Космачевым. Росписи выполнены в 80-х гг. также в византийской традиции. Сюжеты росписей в алтаре, левая часть: Рождество Христово, Распятие, Снятие с Креста, Св. Сергий Радонежский, Св. Григорий Богослов, Св. Василий Великий. В центре – Иисус Христос на троне с Богоматерью и Иоанном Крестителем. На своде апсиды Богоматерь на троне с двумя архангелами. Правая часть алтаря: Погребение Господне, Сошествие во ад, Св. Иоанн Златоуст, Яков, брат Господень. Купол: Христос-Пантократор и четыре евангелиста в парусах. Левая стена основного помещения: Крещение Господне, Сретение Господне, Свв. Борис и Глеб, Св. Герман Аляскинский, Св. Ксения Петербургская. Правая стена: Преображение Господне, Успение Богоматери, Св. Дмитрий Донской, Св. Александр Невский, Свт. Николай. Западная стена над окном: св. Ольга, Архангел Михаил, св. Владимир. Угол северной стены:Свв. Новомученники Владимир, царица Александра, царь Николай II, Патриарх Тихон, Св. Ксения Петербургская. Некоторые иконы, например св. Николай, написаны А. Русаком, который писал иконы для других православных храмов в Германии. Им были выполнены иконы и настенная живопись для церкви св. Николая во Франкфурте-на-Майне. Росписи в нео-византийском стиле позволили воссоздать некое единство архитектурного стиля XVII в. и внутреннего убранства, характерного для допетровской эпохи.
Оба православных храма и связанные с ними междинастические союзы навсегда вошли в историю Штутгарта. Более того, эти церкви стали и историческими символами современного города, большая часть старинного центра которого была полностью уничтожена. Вместе с бережно сохраненными православными церквями в Штутгарте живут и имена дочери и правнучек Павла I и вюртембергской принцессы Софии Доротеи: российских великих княгинь Екатерины Павловны, Ольги Николаевны и Веры Константиновны. Пусть город хранит славную память об этих женщинах так много сделавших для его жителей и о том, что наши народы больше объединяет, чем разобщает.