Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Межхристианские отношения

Русская Православная Церковь, благодаря своей принципиальной позиции в диалоге с инославием, становится сейчас главным свидетелем и выразителем традиционных христианских ценностей, которые все более маргинализирует либерализация западного общества. Через работу в международных христианских организациях и участие в двусторонних переговорах представляется позиция Православия по наиболее важным богословским, этическим и общественным проблемам. Когда мы утверждаем, что одной из задач, стоящих перед нами в сфере межхристианских отношений, является поддержание авторитета и влияния Русской Православной Церкви в мире, то имеем в виду именно это духовное, моральное и мировоззренческое влияние и связанный с этим влиянием авторитет.
Служение, которое наша Церковь несет в рамках диалога с инославием, можно с полным правом назвать пророческим, ибо, несмотря на сильное сопротивление и попытки исказить в глазах людей ее образ, придав ему пугающие черты, она со смирением и твердостью призывает всех, кто именует себя христианами, к верности богозаповеданным нормам Священного Писания и Апостольского Предания Древней неразделенной Церкви.
Выполняя задачу свидетельства о традиционных ценностях христианства, Русская Православная Церковь нуждается в союзниках, в том числе в инославной среде. Нам приходится искать сотрудничества с теми из инославных и представителями других религий, которые защищают традиционные моральные позиции, близкие нам. Среди западных христиан, например, подобным союзником оказывается Римско-Католическая Церковь и некоторые протестантские общины, которые продолжают придерживаться традиционных позиций по многим вопросам христианской нравственности. Впрочем, признавая объективное совпадение взглядов с отдельными Церквами и общинами на явления современного мира и желая придать этому совпадению практический, действенный характер, мы трезво оцениваем существующие между нами различия и твердо придерживаемся связанных с этим правил и традиций.
Здесь необходимо сказать о возможности присутствия православных на молитве христиан иных конфессий. Тема эта злободневна отнюдь не только в контексте официальных межхристианских диалогов. Из года в год растет количество верующих нашей Церкви, совершающих паломнические поездки к святыням, являющимся общехристианским достоянием, – в Святую Землю, Бари, Париж, Рим, Милан, Неаполь, в другие города и страны. Многие из этих святынь находятся в храмах инославных христиан. Присутствие православного христианина в культовом здании иной религиозной традиции, в том числе в момент, когда там происходит молитва, становится неизбежным не только во время паломничества, но и тогда, когда член Православной Церкви, занимая государственную должность, посещает культовые места различных религий в соответствии с протоколом и программой визита.
Отвечая на возможные в подобных случаях вопросы, следует указать на допустимость православной молитвы перед общехристианскими святынями, находящимися в инославных храмах, а также на возможность для православных христиан присутствовать на инославном богослужении. Простое посещение храма или богослужения иной конфессии не может означать автоматического согласия православного христианина с инославным вероучением и литургическими традициями. Недопустимым присутствие на молитве, совершаемой представителями других церквей, становится тогда, когда оно может непосредственным образом способствовать обращению христианина из Православия в иную конфессию или раскол. Кстати говоря, наибольшая опасность видится именно в ситуации с расколом или с унией, когда для простых людей разделяющие границы не столь четки и очевидны, как в других случаях.
В свою очередь, когда речь заходит о доступе инославных христиан или представителей иных религий в наши храмы, мы не должны забывать, какую огромную роль храм и богослужение играют в деле проповеди православной веры. Достаточно вспомнить известный исторический пример послов князя Владимира, побывавших на богослужении в Софийском храме Константинополя. Если бы язычников тогда не пустили в храм, то Руси, наверное, не суждено было бы стать православной.
О важности присутствия Русской Православной Церкви в сфере межхристианских отношений свидетельствуют серьезность и настойчивость попыток нас оттуда вытеснить. Наиболее красноречивым примером являются известные события, произошедшие в октябре 2007 года в итальянской Равенне. Тогда делегация Московского Патриархата была вынуждена покинуть X пленарное заседание Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью из-за присутствия на нем представителей так называемой Эстонской Апостольской Православной Церкви.
К сожалению, все указывает на то, что ситуация вокруг участия ЭАПЦ в диалоге с католиками – это не единичный случай, а часть некой стратегии. Эта структура, не имеющая общего признания в православном мире и весьма малочисленная, начинает настойчиво приглашаться к участию в различных диалогах с инославными и к членству в международных христианских организациях, например, в КЕЦ. Есть опасность, что попытки настаивать на одностороннем, не приемлющем никаких компромиссных вариантов, участии ЭАПЦ в грядущей Генеральной ассамблее КЕЦ в 2009 году, приведут к нежелательно скандальному ходу этого мероприятия. При этом Константинополь пытается блокировать вхождение в КЕЦ Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, удовлетворяющей всем критериям членства.
Между тем вышеозначенные тенденции ни в коей мере не должны обескураживать представителей нашей Церкви в межхристианском диалоге. Убежден, что разнообразные попытки вытеснить Русскую Православную Церковь из этой сферы должны лишний раз убеждать нас в необходимости и важности сохранить это участие. У нас, несмотря на порой кажущееся одиночество, есть вполне реальные перспективы и все необходимые ресурсы – духовные, идейные и интеллектуальные – для развития своей лидирующей роли в деле убедительного свидетельства об истине Православия.