Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Информация и свидетельство

Информация и свидетельство
Отношения Церкви и средств массовой информации после краха государственного атеизма пришлось начинать практически с чистого листа. Инерция, предрассудки, взаимное недоверие и отчужденность, недостаток опыта, сил и средств – все это представляло проблемы, без разрешения которых преодолеть противостояние между миром прессы и Церковью было невозможно. Более того, в начале 90-х годов минувшего века у многих людей как в Церкви, так и среди журналистов не было внятного представления даже о круге тем, по которым журналисты могли бы вести дискуссию с представителями Церкви. Церковная жизнь была весьма скудно представлена на телеэкране, в радиоэфире, на страницах светских газет и журналов. Мнение же Церкви по актуальным вопросам жизни личности и общества, а тем более прямая речь ее представителей крайне редко попадали в эфир и в печать. Более того, нередко свидетельство Церкви, как и в советское время, замалчивалось.
В этих условиях Священноначалие нашей Церкви заняло единственно правильную позицию, подразумевающую следование принципу информационной открытости Церкви, повседневной готовности «дать ответ с кротостью и благоговением» всякому вопрошающему (см. 1 Пет. 3, 15). Практическое следование этому принципу потребовало не только концентрации интеллектуальных усилий, освоения новых профессиональных навыков и изыскания значительных материальных средств, но прежде всего – осмысления роли нашей Церкви в изменившихся исторических обстоятельствах. И поскольку в современном мире СМИ являются наиболее универсальным средством организации диалога внутри общества и наиболее эффективным механизмом обмена идеями, это поставило перед нами задачу поиска и обретения собственного места в мире информационных технологий.
Так, использование возможностей Интернета позволило Церкви в ее взаимоотношениях со светскими СМИ достичь оперативности, диктуемой потребностями времени. Первым шагом на этом пути в общецерковном масштабе стало создание в 1997 году Официального сайта Московского Патриархата – одного из первых интернет-сайтов в христианском мире, на страницах которого размещаются сообщения для органов информации о важнейших событиях церковной жизни и публикуются церковные документы.
Особой вехой во взаимоотношениях Церкви и медиасообщества явился Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года, на котором был принят ряд основополагающих документов, в частности Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, излагающие общецерковный взгляд на многие проблемы жизни современного общества. Именно этот документ в значительной степени определил повестку дня диалога Церкви и СМИ, сформировал круг тем этого диалога. Следует отметить, что именно с лета-осени 2000 года интерес к позиции Церкви по общественно значимым вопросам значительно повысился, существенно выросло количество и качество публикаций о церковной жизни в светских СМИ, все более регулярным стало появление соответствующих сюжетов на телевидении. В дополнение к этому был создан стремительно растущий массив собственно церковных СМИ: газет, журналов, радиостанций, телеканалов, информационных агентств, издательств, интернет-ресурсов. О масштабах этого явления можно судить по все возрастающему резонансу, которым сопровождается, например, проведение фестивалей православных СМИ «Радонеж», «Вера и слово».
Понимая важность активного взаимодействия в интересах Церкви со светскими СМИ, многие епархии и Синодальные учреждения, а также Духовные школы, зарубежные учреждения Московского Патриархата, монастыри и даже крупные приходы создали собственные пресс-службы или имеют в своем штате сотрудников, выполняющих функции пресс-секретарей. Отдел внешних церковных связей, осуществляя через свою Службу коммуникации контакты главным образом со светскими СМИ России и других стран, осуществляет взаимодействие с Издательским советом Русской Православной Церкви, пресс-службой Московской Патриархии, Церковно-научным центром «Православная энциклопедия», другими центральными и региональными церковными структурами, вовлеченными в информационную деятельность. Ныне присутствие православной тематики на страницах центральной и местной прессы, в радио- и телеэфире, в Интернете стало для потребителей информации явлением привычным, ожидаемым и насущным. Кроме того, важной приметой времени стало появление в светских СМИ специалистов, по преимуществу занимающихся церковной тематикой, и даже возникновение соответствующих светских печатных и электронных изданий.
Основные принципы, которыми Церковь руководствуется во взаимодействии со светскими средствами массовой информации, изложены в соответствующей главе Основ социальной концепции. Здесь же хотелось бы коснуться некоторых актуальных вопросов церковной информационной политики.
Как сказал Святейший Патриарх, главным вопросом повестки дня Архиерейского Собора является единство Церкви. Забота о сохранении и укреплении этого единства неизбежно ставит вопрос о единстве церковной информационной политики при соблюдении принципа информационной открытости. Однако такое единство следует понимать не как диктат и борьбу за доминирование, а как координацию действий всех участников церковного информационного процесса в соответствии с интересами Церкви и задачами ее миссии, в духе братолюбия и взаимопомощи. Мы сильны именно тогда, когда помогаем друг другу, когда боремся за дело церковное, а не за личную роль в нем. Это прекрасно понимают наши недруги, почему они и стремятся разделить нас. Это нужно понимать и нам. Понимать, что у единой Церкви должно быть единое информационное пространство – единое при всем его возможном разнообразии.
Официальная позиция Церкви, зафиксированная в определениях Священноначалия, всегда должна оставаться неизменным ориентиром для любого публичного выступления архиереев, клириков и мирян. Такие выступления следует доверять людям, обладающим чувством церковной ответственности, владеющим необходимыми знаниями и опытом публичных выступлений. Опыт показывает, что своевременное донесение до аудитории СМИ мнения Церкви по вопросам, касающимся жизни человека, общества, государства, мира, сыграло и продолжает играть важную роль в духовном возрождении народов, окормляемых Московским Патриархатом.
Стремительное развитие православных средств массовой информации не должно означать отказа от присутствия Церкви в светских СМИ. Надо трезво оценивать ситуацию и понимать, что аудитория многих светских печатных и сетевых изданий, а тем более крупных телеканалов в совокупности многократно превосходит аудиторию церковных средств массовой информации. В этих условиях важно стремиться к созданию в рамках светских теле- и радиоканалов, печатных и сетевых изданий церковных программ, рубрик, тематических полос. Исключением должны быть те случаи, когда церковную информацию пытаются поставить в абсолютно чуждый, нравственно неприемлемый контекст, например, оккультный, эротический или вообще нарочито антихристианский.
Появление и развитие телевещания, по известным историческим причинам, проходило без участия нашей Церкви, которая встретилась с телевидением как с уже вполне сложившимся миром. Однако даже первые опыты этого взаимодействия были небезуспешными. Сегодня же комментарии представителей Церкви по злободневным вопросам современности уже становятся привычным явлением. Появились содержательные сюжеты о жизни Церкви, о важнейших событиях в сфере церковно-государственных и церковно-общественных взаимоотношений. В качестве одного из примеров могу привести работу общенациональных российских телеканалов во время подписания Акта о каноническом общении Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви в мае минувшего года, освещение телевидением визита Святейшего Патриарха Алексия II в Париж и Страсбург. Следует упомянуть и ставшие доброй традицией трансляции пасхальных и рождественских богослужений в разных городах России и стран СНГ. Для многих людей эти трансляции стали ступенькой к полноценной христианской жизни, к участию в храмовом богослужении. Несомненным достижением церковной миссии в телеэфире следует назвать и деятельность первых православных телеканалов «Спас» и «Союз».
Налаживание взаимодействия Церкви с телевидением и тем более создание крупномасштабных церковных телеканалов – процесс длительный и пока, очевидно, далекий от завершения. Важно также понимать, что развитие технологий телевещания в России, странах СНГ и Балтии уже сегодня приводит к тому, что ситуация выбора из двух, трех и даже десяти каналов стремительно уходит в прошлое. Постепенный переход на цифровое телевизионное вещание, а также бурный рост IP-телевидения приводят к тому, что в недалеком будущем возможность выбирать из нескольких десятков телеканалов, уже имеющуюся в крупных городах, получит едва ли не большинство населения наших стран, а производство телепрограмм станет менее затратным и ресурсоемким делом. Телезритель сможет не только «голосовать пультом» в пользу того или иного телеканала, но и в определенной мере влиять на содержание вещания посредством различных интерактивных технологий. Иными словами, качество, доверие и предпочтения людей, появление «обратной связи» между телезрителем и вещателем будут определять судьбу того или иного телеканала в скором будущем. Уже сегодня можно прогнозировать появление новых православных телевизионных каналов, и весьма важно при их создании не предаться соблазну тщеславной конкуренции. Для миссии Церкви предпочтительнее существование двух-трех высококачественных телеканалов, чем конкурирование в рамках одной аудитории десятка малоизвестных полулюбительских проектов.
Информационное поле сегодня в подлинном смысле является полем битвы за сердца людей, и поэтому на этом поле нередки столкновения мнений, полемические противостояния и даже прямые конфликты. Да, с наибольшей отдачей Церковь взаимодействует с журналистами, движимыми неложным стремлением к постижению истины и деятельной заботой о благе людей. Однако сказанное отнюдь не означает, что нам надлежит уклоняться от конструктивного и прямого диалога с корректными критиками. Ведь, уходя от ответа на острые и неудобные вопросы, мы тем самым добровольно освобождаем место для домыслов и спекуляций, которые не замедлят заполнить информационные пустоты. И только в одном случае диалог представляется невозможным: когда мы имеем дело со злонамеренным стремлением сеять в церковной ограде ложь и клевету, провоцировать разделения, разжигать конфликты, ссорить Церковь с обществом и светской властью. В подобных ситуациях мы бываем вынуждены отказываться от контактов с явными противниками нашей веры и нашей Церкви, оставляя за собой право последовательно обличать их неправду.
Свидетельство Православия в современном мире требует укрепления всеправославного единства и единства нашей Русской Православной Церкви. Несмотря на сложный исторический контекст, в котором живут наши страны и народы, несмотря на многие вызовы единству Православия, существует сильная надежда, что с помощью Божией наша Поместная Церковь, как и все вселенское Православие, найдет в себе силы к их преодолению. Очень важно, не поддаваясь на искушения, сохранить молитвенное общение и возгревать те проявления доверия и братской любви, которые сегодня реально существуют в семье Поместных Православных Церквей.
Я с благодарностью вспоминаю свое паломничество в древнюю Каппадокию вместе со Святейшим Патриархом Варфоломеем. Я вспоминаю сердечное и братское общение с ним, с собратьями архипастырями и верующим греческим народом, посещавшим вместе со своим Патриархом эти великие и славные исторические места. И насколько ни было бы опасным современное развитие событий, в том числе и в межправославных отношениях, нужно молиться и трудиться для сохранения канонического и евхаристического общения между Поместными Православными Церквами, несущими миру свидетельство о древней неразделенной Церкви. Я прошу со всем смирением Освященный Архиерейский собор принять решения, способствующие единству нашей Святой Церкви и всего Православия.