Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

01.08.2008. МОСКВА. Историки указывают на ряд ошибок и натяжек в обращении Патриарха Варфоломея I к украинской нации на торжествах в честь 1020-летия Крещения Руси

Российские историки указывают на наличие целого ряда ошибок и искаженных исторических трактовок в обращении Патриарха Константинопольского Варфоломея I к украинской нации в ходе торжеств в честь 1020-летия Крещения Руси.
Выступая 26 июля на Софийской площади в Киеве, Варфоломей I, в частности, заявил, что «после аннексии Украины Россией и под давлением Петра Вселенский Патриарх Дионисий IV рассудил, что при тогдашних обстоятельствах было необходимо церковное подчинение Украинской Церкви Московскому Патриархату (в 1687 году), чтобы не преумножать беды благочестивого украинского народа и чтобы он находился под православным политическим руководством, хотя украинская иерархия сильно и единодушно противилась этому решению – решению, которое означало нанесение явного ущерба каноническим правам Церкви-Матери».
Заместитель директора Института российской истории Владимир Лавров указал на наличие в речи Патриарха «исторической ошибки». «В 1687 году Петр I играл в потешные солдатики и взял власть в свои руки только в 1689 году, отстранив царевну Софью. Надо читать хотя бы Алексея Толстого», – посоветовал В.Лавров.
По мнению ученого, ни о какой «аннексии» в данном случае не может идти речи. В.Лавров напомнил, что «воссоединение Украины с Россией произошло в 1654 году при царе Алексее Михайловиче, когда Петр I еще не родился», причем при обстоятельствах, когда «сама Украина (Малороссия) просила о помощи».
«Мы ведь были единым государством, но во времена феодальной раздробленности в результате внешних воздействий часть нашей страны оказалась в другом, польско-литовском, государстве. Украинцы, или малороссы, оказались здесь меньшинством и подвергались и национальному, и религиозному гнету. Они сами стремились к воссоединению с православным государством, просили принять их «под руку московского царя на вечные времена», а в Москве еще думали, идти ли на это. Алексей Михайлович даже созвал Земский собор, ведь принятие Украины означало войну с Польшей,» – заявил Лавров.
Война в итоге и произошла, в ходе нее «удалось воссоединиться с левобережной Украиной и Киевом», а «полное воссоединение» произошло уже при Екатерине Великой, отметил В.Лавров. «Это было воссоединение самых родных по вере, по крови, по истории, по культуре и языку народов», – заключил эксперт.
Профессор Московской духовной академии, заведующий кафедрой церковной истории Алексей Светозарский считает, что Патриарх Варфоломей в данном случае, «возможно, из-за формата своего выступления или еще по какой-либо причине, вырывает событие из контекста и не обращает внимания на очень важные детали».
«Украинская иерархия была отнюдь не единодушно против подчинения Московскому Патриархату. Прозвучавшее заявление, на мой взгляд, достаточно неглубокое и продиктовано сиюминутными моментами, а не желанием глубоко проникнуть в историю Киевской митрополии», – сказал А.Светозарский.
Он отметил, что период второй половины XVII века был временем «очень большой церковной смуты», и «ни о каком единодушии здесь говорить невозможно» в принципе. Церковная иерархия была разделена на три партии – пропольскую, промосковскую и протурецкую (последняя считала правильным подчиниться султану и ставила в пример Константинопольский Патриархат).
«Очень важным моментом был также социальный состав иерархии и ее борьба за свои привилегии. Если у нас сын мордовского крестьянина мог стать Патриархом, как Патриарх Никон, то в Юго-Западной Руси такое было невозможно. Как правило, шляхтичи получали кафедры от короля за определенные государственные заслуги, что формировало послушную и очень зависимую от своих привилегий иерархию. То есть речь тут шла о борьбе юго-западных иерархов не за самостоятельность, а за свои привилегии, и это признают все историки», – отметил Светозарский.

Интерфакс-Религия