Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

01.07.2008. КИЕВ. Свято-Никольский храм: православная святыня или форпост униатов?

В исторической части Киева – на Подоле, где пересекаются популярные туристические маршруты, в начале Покровской улицы можно увидеть храм, возведенный в стиле, характерном для московского зодчества 17 века, который, к удивлению многих посетителей города, оказывается неправославным.
В магазине, действующем при храме, можно приобрести выпущенный львовским издательством «Свичадо» буклет-путеводитель «Дзвиниця церкви святого Миколи Доброго» («Колокольня церкви святого Николая Доброго»), который включает краткие сведения по истории этой киевской достопримечательности. Однако это рассчитанное на туристов издание, не способно дать полного представления о сложной судьбе православной святыни, которая вот уже на протяжении 15 лет используется общиной верующих украинской греко-католической церкви (УГКЦ).
Согласно преданию, на месте, где в конце 16 века возник храм, ставший известным под именем Добро-Николаевского, еще в древнерусские времена существовала церковь, посвященная Святителю Николаю.
В период польского владычества, выдерживая беспримерный по силе натиск католиков-бернардинцев, посягавших на его имущество, Добро-Николаевский храм, не смотря ни на что, оставался православным. Показательно, что своего расцвета храм достиг в период существования Российской Империи, что нашло выражение в величественном комплексе, выросшем вокруг возведенного в 1807 году каменного здания главной церкви во имя Св. Николая. На момент революции, кроме основного храма, он включал каменную церковь во имя Святой Великомученицы Варвары с колокольней, гостиницу для паломников, пребывавших в Киев со всех концов России, а также целый ряд других построек жилого и хозяйственного назначения.
Из исторического очерка «Церковь Николая Доброго с колокольней в г. Киеве. Комплексные изыскания», подготовленного специалистами Украинского специального научно-реставрационного проектного института «Укрпроектреставрация», можно узнать, что благотворителями храма были предводители малороссийского казачества, мещане и купцы, а также представители административного аппарата Российской Империи. Например, в середине 50-х годов 19 века материальную помощь Добро-Николаевской церкви оказал киевский губернатор и историк Иван Фундуклей, внеся на ремонт церковного здания денежную сумму, насчитывающую 300 рублей. Особенный интерес заслуживает информация о том, что среди благотворителей Добро-Николаевской церкви был и русский Царь Александр I, в 1812 году утвердивший за храмом право владения девятистами квадратных сажен земли в самом центре Киева, а кроме того двумя дополнительными земельными участками для обеспечения жильем приходского духовенства.
Показательно, что основную известность храма составлял чудотворный образ Святителя Николая, представлявший собою список с другой иконы, хранившейся в Новосильском монастыре Тульской епархии. Именно с этим почитаемым образом принято связывать и само необычное название храма, особенностью которого является употребление слова «добрый».
До настоящего времени из всех строений храмового комплекса сохранилась лишь трехъярусная колокольня с церковью Святой Варвары, в 1992 году переданная общине греко-католиков, которую возглавляет священник Валерий Шкарубский.
Не удивительно, что львовские издатели буклета, посвященного храму Св. Николая Доброго, не посчитали возможным сообщить об этих и других интересных фактах его истории, которые, в наши дни, когда Украина и Россия оказались разделенными, приобретают особое значение. При этом, они посчитали нужным акцентировать внимание читателей на факте несостоявшейся ликвидации Добро-Николаевского храма в 1799 году, связанном с намерением одного из генерал-губернаторов разобрать ветхое здание церкви, переведя ее приход в один из соседних храмов. Таким образом, данное издание характеризуется свойственной для националистической публицистики тенденцией, в соответствии с которой деятельность представителей административного аппарата дореволюционной России, немало потрудившихся на благо Киева и его жителей, принято сводить исключительно к различным непопулярным решениям и мерам репрессивного характера. Не затрагивая вопросов, связанных с использованием общиной греко-католиков здания православного храма, возведенного в период Российской Империи, авторы буклета постарались составить текст таким образом, чтобы у неосведомленного читателя сложилось впечатление, будто бы строения храма всегда находились в cобственности униатов.
Нет нужды говорить о том, что нынешнее положение, создавшееся в результате решения киевских властей в 1992 году передавших общине католиков-униатов сохранившееся здание колокольни церкви Св. Николая Доброго, кажется противоестественным многим православным верующим Киева. Возможно, что необоснованность этого решения понимают и сами униаты, подтверждением чему могут служить такие публикации, как статья Виктора Заславского «Блаженны миротворцы или Покровская улица и ее герои», размещенная популярным на Украине веб-порталом Львовского греко-католического университета «Религиозно-информационная служба Украины» (www.risu.org.ua). В данной публикации, включающей упоминание и о «небольшой церкви Николая Доброго», вопреки реальным историческим фактам рисуется благостная картина совместного существования православных и католиков в средневековом Киеве, которых, по мнению автора, объединяло некое «общее дело и общая беда».
Значительную часть сохранившегося храмового здания сегодня занимает коммерческая структура — магазин вышеупомянутого издательства «Свичадо». По сведениям автора книги «Уния в Украине XX ст.» священника Алексия Добоша, «Свичадо» считается крупнейшим униатским издательством Украины, выпускающим в год до 60-ти наименований религиозной литературы. Выставленная на витрине литература весьма разнообразна по своей тематической направленности и охватывает широкий круг вопросов от сохранения и развития украинского языка до семейных отношений и половой этики.
Приход УГКЦ, функционирующий в помещении колокольни Добро-Николаевского храма, широко известен благодаря той пропагандистской работе, которую осуществляет его настоятель Валерий Шкарубский как на территории Украины, так и за ее пределами. Из публикаций электронных СМИ можно узнать, что Валерий Шкарубский сочетает свои пастырские обязанности с общественно-политической деятельностью и пользуется авторитетом в националистических кругах.
Свою деятельность в Киеве он начал в 1988 году, совершая богослужения на частных квартирах, а позже в помещениях таких одиозных объединений как «Рух» и «Просвита». Известно, что в последние годы существования СССР Валерий Шкарубский, поддерживая тесные связи с выходцами из западных областей Украины, проживающими на востоке республики, способствовал становлению нелегальной националистической организации «спилка украинской молоди» в г. Харькове. Между прочим, создатели этой «спилки» и сегодня гордятся тем, что одними из первых стали использовать в своих публичных акциях красно-черный флаг, ранее известный как символ Организации украинских националистов и украинской повстанческой армии.
В целом, деятельность Валерия Шкарубского может служить лишним подтверждением того, что украинская греко-католическая церковь, в лице ее наиболее активных представителей, оказывает поддержку прозападным и антирусским политическим силам.
Показательно, что посещая столицу России, он выступал со своими лекциями «Украинская церковь и ее конфессиональные особенности», а также «Брестская уния и Петр Могила» в одном из рассадников идеологии украинского национализма — Украинском историческом клубе г. Москвы. В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности Валерия Шкарубского, которого его сторонники называют не иначе как «великим миссионером», является работа с украинской диаспорой Российской Федерации с целью организации приходов УГКЦ.
Будучи настоятелем храма, расположенного в помещении колокольни Добро-Николаевской церкви, Валерий Шкарубский параллельно возглавляет один из московских приходов УГКЦ, который, хотя и существует около двух десятков лет, не имеет постоянного адреса. Следует отметить, что если в отношении целого ряда других униатских общин в России СМИ украинской диаспоры предоставляют более или менее подробную информацию, то в данном случае сложно выяснить даже то, какому празднику или святому посвящен этот приход УГКЦ.
Таким образом, передача помещения исконно православного храма представителям УГКЦ способствовала формированию организационной базы для работы греко-католиков и украинских националистов как на территории Украины так и России. Очевидно, что представители православно-патриотической общественности, препятствуя продвижению идей унии и католического прозелитизма, должны способствовать восстановлению исторической справедливости и добиваться возвращения этого объекта его законному владельцу — канонической Украинской Православной Церкви.

Широков Андрей, Православное братство Александра Невского, г. Киев