Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Архиепископ Львовский и Галицкий Августин. Душпастырство в армии

Душпастырство в армии

Архиепископ Львовский и Галицкий Августин
Я сердечно приветствую участников нашей конференции, занимающихся очень важной стороной церковной деятельности, – духовным попечением военнослужащих. Наверное, 15-20 лет назад о таком собрании в Украине, или любой другой стране бывшего СССР, не могло быть и речи, потому что не надо этой аудитории говорить, в каких условиях жила Православная Церковь, как она осуществляла свою миссию. Но вот в силу изменившихся условий в нашем обществе Церковь может сейчас развивать различные направления своей деятельности. И одна из сторон такой широкомасштабной миссии – пастырское окормление в армии.
В определенной степени нужно признать, что те изменения, которые произошли в нашем обществе, были настолько грандиозными и молниеносными, что во многом мы оказались не совсем готовыми к ним.
Именно поэтому и возникла идея проведения этой конференции, на которой мы могли бы обменяться опытом служения военного духовенства или капелланской работы. Следует признать, что мы не всегда располагаем данными об опыте, о практических и теоретических наработках, имеющихся в братских Православных Церквах.
Мы видим задачу нашей конференции в том, чтобы поделиться имеющимся опытом, сделать этот положительный опыт достоянием как можно большего числа священников, которые занимаются этой деятельностью. Существование СВВ свидетельствует о том, что душепопечительская деятельность в Вооруженных силах Украины носит масштабный характер и нуждается в координации пастырских усилий в этом служении. Для нас очень важно, чтобы Церковь смогла более активно участвовать в этом процессе. Многогранно и чрезвычайно ответственно служение пастыря в Церкви Христовой. Одной из важнейших сторон деятельности священнослужителя всегда было душепопечение – забота, всемерное содействие духовному рождению и взрастанию каждого члена Христовой паствы. Если обратиться к «Толковому словарю» В.И. Даля, то слово «печься» о ком-то значит «печалиться, сокрушаться, мучиться, хлопотать, заботиться с усердием и старанием». Само слово «попечение» содержит в своем корне глагол «печься», т.е. гореть.
Мы сегодня вплотную подошли к необходимости иметь в программах своих духовных школ курс, обучающий хотя бы азам духовно-пастырской работы с военнослужащими. Сейчас у нас в Украине в духовных школах пока еще нет такого даже начального курса, не говоря уже о полном спецкурсе пастырского окормления военнослужащих.
Кандидатам для духовно-пастырской работы с военнослужащими нужно помнить, что, по слову апостола Павла, они должны быть: «Честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения» (1 Тим. 3: 8-10).
Необходимо также учитывать следующую специфику духовно-пастырской работы с военнослужащим.
1. Духовно-нравственное воздействие религии на человека велико, а в условиях оторванности солдата от родного дома приобретает еще большее значение в силу целого ряда обстоятельств. И прежде всего благодаря психотерапевтической, компенсаторной функции религии: ее способности утешить, смягчить стрессовое состояние, выступать моральным стержнем. Но служение военного священника нельзя осмысливать только в военно-патриотическом и психологическом аспектах, потому что оно имеет преимущественно духовный характер. Цель этого служения – спасти душу человека.
2. Забота о военной пастве имеет место в истории Церкви с момента ее основания. Она освящена примером святых апостолов, мучеников и первых христиан. Агиографические свидетельства убеждают нас в этом.
3. Не всякий священник способен окормлять военнослужащих. Для этого нужно:
– призвание;
– сострадательная любовь;
– личный нравственный пример;
– искренность, сердечность, доброжелательность;
– жизненный опыт.
В условиях воинской службы происходит обостренное восприятие основных смыслообразующих вопросов: жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти и т.д. Именно поэтому проблема выбора мировоззренческих основ и базисных религиозных представлений для военнослужащих имеет не надуманный характер, а жизненно необходима. Решение необходимо принимать осознанно и на сугубо добровольной основе (как в выборе той или иной веры, так и в отказе от нее). В противном случае вполне реальной является угроза формализовать деятельность религиозных организаций в армии.
В заключение хочу сказать то, что, может быть, надо было поставить эпиграфом в начале доклада. По слову апостола Павла, человек, тело свое отдавший на сожжение, но не имеющий любви в себе, не получит никакой пользы для своей души. Совершая служение в армии, мы понуждаем себя к проявлению деятельной любви к ближнему, что является необходимым условием нашего спасения, мы соединяемся с Творцом и Спасителем нашим, с Тем, Кто есть Любовь.