Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Архиепископ Гайновский Мирон: «Священник – неотъемлемая часть воинского коллектива»

Архиепископ Гайновский Мирон: «Священник – неотъемлемая часть воинского коллектива»

– Ваше Преосвященство, почему Вы выбрали капелланское служение?
– Не я это выбрал, а меня выбрала Церковь. Это монашеское служение священного инока Польской Православной Церкви. После долгих лет пребывания в наших древних монастырях – Яблочинском и Супрльском – Церковь возвела меня в высокое звание епископа. А десять лет тому назад призвала меня окормлять православных офицеров и солдат в польской армии.

– А в чем особенность служения в армии?
– Церковное служение православного епископа в польской армии особенное. У меня в епархии более двадцати священников военных, шесть – священнослужителей пограничников, еще капелланы пожарников и полиции, других уже не беру. В эту епархию входят еще и светские лица, военные и работники динариата – всего получается почти 50 человек. Так что есть кем управлять (смеется). Моя епископская служба не такая простая, как может показаться, она имеет всякого рода выезды в различные епархии. Она особенная еще и тем, что я представляю наших капелланов и офицеров не только в государстве, а еще по военным миссиям в мире. Я часто представляю Церковь в официальных и государственных визитах.

– Как работают Ваши подчиненные?
– Наши капелланы совершают не только богослужения, но и ведут патриотическую работу. Слава Богу, что после многих годов небытия священник возвратился в польскую армию. Теперь мы имеем возможность представлять Православие. Хотя в настоящее время можно проповедовать разными способами: и по телевидению, и по радио, и с помощью Интернета. Но ничто не может заменить живого человека. Епископ, представляющий Православие, может сделать намного больше. За 15 лет деятельности нашего возрожденного ордена Православия для многих офицеров это стало нормальным. Ведь раньше многие люди были знакомы с православием только по куполам церквей или стенам, а в сам храм заходили редко. То же самое происходит в армии. Но наша деятельность уже приносит свои плоды. Молодые люди в армии видят, что есть Православие, видят своих коллег-капелланов, которые находятся вместе с ними, и, конечно же, учатся доброму.

– Владыка, в Польше мощная Римско-католическая церковь, а также протестанты. Как удается уживаться и сотрудничать?
– Удается. Каждый из нас независимый. Военные епископы – католические, православные и протестантские – подчиняются министру обороны. Но мы не привязаны друг к другу. Каждый действует согласно закону и нормам, которые действуют между армией и военными капелланскими службами. Наша деятельность практически не пересекается. Они работают себе, мы себе. Иногда мы работаем вместе на конференциях, или когда нужно благословить солдат, освятить боевое знамя и военную технику. Каждый имеет тогда свое назначение, и каждый действует по-своему усмотрению. Мы к этому привыкли, и это стало нормой.

– Вы более 10 лет окормляете польскую армию, какие за это время появились хорошие традиции?
– За эти 10 лет нашего служения в польской армии в православном ординариате мы часто приглашаем иноверных капелланов: католических и др. Это очень хорошее сотрудничество Православные капелланы иногда встречаются на совместных мероприятиях – не только конференциях, но и у костра, неформально разговаривают между собой. Это теплые дружеские отношения. Работа в различных военных отделах очень ответственна и серьезна. А неформальные встречи помогают понять, особенно молодым сотрудникам, как не быть закрытым в себе, а работать для общества.
Задача военного пасторства в подготовке молодого священника – чтобы он не был закрытым в своей конфессии, не видел только себя, а был открытым для общества. В пасторстве нет такого понимания, чтобы делать что-то только для себя. Мы все вместе служим для одного государства. Когда я ездил несколько раз в Ирак и встречался с вашими генералами, там были священники Украинской Православной Церкви и от анафематствованного Филарета. И мне говорил украинский генерал, что они здесь есть, но они не любят друг друга. Я с ними встретился и сказал: «Вы здесь своей нелюбви не должны показывать всем. Вы здесь делаете своему государству доброе дело».

– В Вашей стране для того, чтобы стать военным священником, нужно пройти трехмесячные курсы. Этого достаточно, или еще необходимы особые качества человека?
– Я принимаю людей, которых я знаю и знаю, что они должны быть хорошими капелланами. Хотя в жизни бывает по-разному, искушения бывают всякие. Сначала я смотрю на молодого человека, что он из себя представляет, потом посылаю на курсы. Курсы трехмесячные – это немного. В первую очередь они знакомят священника с особенностями служения в армии, со спецификой службы офицера и солдата. Зная эту специфику, он, находясь в армейской семье, будет видеть проблемы человека в форме, потому что и сам носит форму. Военный священника в мундире становится неотъемлемой частью коллектива в воинском подразделении. Хотя я часто капелланам говорю, чтобы они, находясь в военной части, не всегда ходили только в мундире, ведь облачение священника психологически располагает и несет свою духовную роль.