Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

23.06.2008. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Диакон Андрей Кураев: «…у Филарета нет монашества. А церковь без монашества, это, по большому счету, духовно мертвая церковь»

В конференц-зале Административного Центра Днепропетровского епархиального управления состоялась встреча-лекция с одним из известнейших богословов и публицистов современности профессором Московского Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Московской Духовной Академии дьяконом Андреем Кураевым.
Красной нитью в выступлениях о. Андрея проходит тема уникальности Православия и отличие Церкви от раскольнических и инославных сообществ. Выступления дьякона резко полемичны, одни соглашаются с его выводами, у других он вызывает активное неприятие. В любом случае, его слова, затрагивающие актуальные для Украины темы, никого не оставляют равнодушными.

– Отец Андрей, считается, что во время службы устами священника, даже если тот оказался недостойным, говорит сам Господь. Значит фигура «Филарета» Денисенко — пусть бывшего агента КГБ, пусть нарушителя монашеского обета, пусть казнокрада — не может считаться препятствием для автокефалии Украинской Церкви. Тогда почему мировое Православие отказывает в статуе поместной Церкви киевскому патриархату, позиционирующему себя Церковью украинского народа?

– Ответ может показаться кому-то горьким, но он очевиден — просто потому, что не существует украинского народа. События последних двух лет достаточно хорошо это показывают. Нет еще единой гражданской нации. У пятидесятимиллионного населения еще нет единого самопонимания. То, что сегодня называется Украиной, это лоскутное одеяло, которое никогда ранее не существовало в нынешнем виде. Достаточно вспомнить, что те территории, которые с Богданом Хмельницким пошли «под руку московского Царя» составляют только четверть территории нынешней Украины. На самом деле есть пять разных Украин. Это Галичина. Это собственно центральная Украина (сердцевая, корневая) с весьма своеобразным Киевом. Это Слободская Украина. Это Новороссия. Это Крым. Есть закарпатские русины, которые за свою более чем тысячелетнюю историю никогда не были связаны с Киевом — даже больше пяти получается.
Эти регионы говорят на разных языках. Меня, например, когда спрашивают: «почему москальская Церковь нам не разрешает молиться на украинском языке», я прошу уточнить: «На каком, простите, из украинских языков вы предлагаете молиться — на суржике, на полтавском говоре, который считается литературным «каноничным», на галицийском наречии — на каком?
Но дело не только в разных говорах. У разных земель совершенно разная религиозная история и ориентация и, самое главное, разное самопонимание. Когда столь огромные группы населения принципиально по-разному оценивают фундаментальнейшие события своей истории, не может быть речи о существовании единой нации. Возьмем Переяславскую Раду. Для одной части это трагичнейшее событие в национальной истории, для другой части, также весьма немалой, это радостное событие.
Кстати, в России аналогичная ситуация — Куликовская битва: для жителей Рязани это радостное событие, а для части жителей Казани память об этом событии скорее печальна. Но! Российская Федерация знает об этом разнообразии своих граждан, а потому и является федерацией.
Что же касается Украины, то ее разноликость оказалась неожиданной для всех. Она оказалась неожиданностью для кремлевских политиков. Казалось, что Днепропетровск и Донецк — это кузницы кадров, в том числе и всесоюзного уровня, и за ними стоит вся Украина, следовательно, хохлы, это не более чем своеобразие в кулинарии.
Но, вдруг, оказалось, что нет — у них совершенно личное видение своей истории и непрочитываемые из московских кабинетов реакции и ходы. Но точно также ошиблись и канадцы галицийского происхождения. Им казалось, что Львов — это вся Украина и от Тернополя до Луганска все мыслят точно так же, как и они в своей Канаде.
И реально это обнажило себя впервые именно в церковном вопросе, когда, казалось бы, вполне логичное и понятное требование: «самостоятельность — всерьез и надолго, а, значит, должна быть и своя Церковь», вдруг встретило сопротивление в самой Украине. Украинцы проголосовали ногами. Для пояснения вернемся в недавнее прошлое. 1992-й год, когда, казалось, процессам развала ничего нельзя было противопоставить.
Здесь же на Украине, новая власть организовывала еще и создание «незалежной» церкви. Я тогда работал пресс-секретарем патриарха Алексия и помню его тогдашние настроения. Патриарх полагал, что сохранить единство невозможно и не намеревался во что бы то ни стало сохранять Украинскую Церковь под своей державой. И вот на Соборе Русской Православной Церкви, когда патриарх поставил вопрос о самостоятельности украинской церкви (мол, надо пойти навстречу пожеланиям светской власти, да и самим украинцам) произошло неожиданное. Встали епископы из Западной Украины и сказали: «нам не нужна автокефалия. Те люди, для которых слово «Москва» — ненавистное, уже давно покинули наши приходы. Те же, кто остались, буквально кровью своей заплатили за свой выбор. Если мы вернемся к ним и скажем, что все-таки порвали с Москвой, они нас не поймут». И это притом, что все украинские епископы были ставленниками Филарета — инициатора самостоятельности! А епископы из Восточной Украины выступали тогда против автокефальности с других позиций. Они напомнили, что большинство населения болезненно переживает распад Советского Союза. И осталась последняя, пусть символическая нить, подтверждающая наше единство — это единая Церковь. Если мы и ее перережем, люди нас не поймут.
Вопреки тому, что оранжевая «демократическая» власть не любит референдумы, каждое воскресенье на Украине происходит референдум, на котором православные «голосуют» ногами, наполняя свыше 12 тысяч храмов московского патриархата. А у Филарета — менее 3 тысяч общин, да и тех, большей частью на бумаге. И это при всей финансовой и административной поддержке властных элит! При Кравчуке фиктивные общины массово регистрировались на действующие православные приходы Московского Патриархата. А один активист зарегистрировал на свою квартиру 24 раскольничьи общины.
Но самое главное — у Филарета нет монашества. А церковь без монашества, это, по большому счету, духовно мертвая церковь.
Пропаганда на Украине твердит: независимому государству нужна независимая церковь. Но само слово «независимость» требует пояснения: независимость от кого? Когда нам без устали твердят о необходимости независимой православной церкви на Украине, почему-то этот принцип не распространяют на тех же католиков. «Незалежности» католической церкви Украины от Рима почему-то никто не требует.

– Скажите, должна ли Церковь вообще самоустраниться из политической жизни страны или она может принимать в ней участие?

– Скажу так, не должна, но может. Например, то, что происходило еще до «оранжевой революции», — это было «воспоминание о будущем». Потому что Украина уже проходила через период, когда политика внутренняя и внешняя всецело определялась западными регионами и откровенно прозападно настроенными элитами. Я имею в виду время Кравчука. Именно тогда возник раскол, именно тогда были захваты храмов, разгромы целых епархий, в том числе униатами и автокефалистами. Так что память о тех событиях, думаю, повлияла на позицию, которую заняла Украинская Православная Церковь.

– Почему не возражая против «неправославного» подхода в воспитании душевных качеств, Церковь ополчается против неортодоксальных методов в формировании здоровья телесного? Например, против валеологии.

– У вас, допустим, банка грибов. И вы увидели пятнышко плесени. Наверное, вы не будете рисковать и дальше из этой банки есть. Так и в учебнике валеологии. Страниц девяносто идут «нормальные белые грибы». И вдруг, всплывает пятно плесени типа «а Великий Целитель Порфирий Иванов тра-ля-ля… или, там, Рерихи — учителя Космоса и тра-ля-ля… А вдруг Блаватская или Ванга появляется и прочее…

– Так Ванга вроде бы православными молитвами молилась…

– Не знаем, кому она там молилась, но все мы помним, как она обрела свои необычные дары. Шла она по улице, «никого не трогала, примус починяла». И, вдруг, налетел ураган, закружил ее, трахнул головой об забор. После этого она стала прозорливой.
Извините, мне неизвестны случаи, когда Бог Евангелия именно таким путем искал бы себе апостолов. Христос не бил сковородками апостолов по голове, чтобы наделить их даром пророчества.

– А ослепление Савла?

– Опять же таки, это был переизбыток света и видение Христа, а не травмирующее воздействие на голову. Вторая наша претензия к учебникам по валеологии состоит в том, что они «учат здоровью». Я полагаю, в наше время детей нужно не только учить здоровью, что само по себе хорошо, но детей нужно еще учить и болеть. Потому что, к сожалению, дети сегодняшние очень больные. И когда в учебнике они прочитают, что здоровье, это «высшая ценность, которой природа наградила человека», то, как будут чувствовать себя те дети, у которых уже есть хронические заболевания. Поэтому, я полагаю, что очень важно было бы учить ребенка переживать свою инаковость, свою болячку, иногда инвалидность и, при этом, осознавать себя человеком.

– Глобалистические тенденции, электронные деньги, которые вы наверняка считаете метками дьявола, информационные обмены…

– Электронные деньги — это серьезное покушение на права личности в обществе. По твоим счетам можно определить каждый твой звонок, купленную газету, книжку. Они, таким образом, позволяют выявить мир твоих убеждений. Если вдруг у государства проявятся идеологические приоритеты — официальные или неофициальные, — это может серьезно сказаться на судьбе гражданина. Что, кстати, очень хорошо заметно в США и в Европе. Там есть правила политической корректности, запретные темы для обсуждения. Например, тот, кто попробует поставить вопрос о преимуществах христианства перед иудаизмом или займется критикой иудейской мистики, сразу лишится работы. На это работает огромная машина — Антидиффамационная лига называется, — которая отслеживает «некорректные высказывания». В США сейчас еврейская диаспора занимает роль КПСС в Советском Союзе.

– Во всяком случае, в США вас не бросят в ГУЛАГ.
– В Советах тоже не всегда надевали наручники. Но если ты не подписался на газету «Правда», тебе объясняли, что ты поступил некорректно. Потом начиналось — разряд тебе не повышали, путевка в санаторий «сгорала». Подобное давление четко чувствуется и определяется теми людьми, которые пробуют идти против течения, ибо сила течения определяется сопротивлением ему, а не тем бревном, которое по течению плывет вместе со всеми. И в Штатах это течение есть. Это уже не лужа, где каждый плавает, в каком хочет направлении. Поэтому тоталитаризм XXI века будет гораздо опаснее тоталитаризма XX века. Точно так же, как диктатуры Гитлера и Сталина были опаснее наполеоновской диктатуры.

Александр Чаленко и Дмитрий Скворцов
газета «Взгляд Днепропетровска»