Василий Анисимов. Митрополит Лавр и Украина
Василий Анисимов
В мае 2007 года Председатель Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр по приглашению митрополита Киевского и всея Украины Владимира с официальным визитом посетил епархии и монастыри Украинской Православной Церкви. Чтобы за перечнем посещений, встреч и служб увидеть смысл этого неординарного события, необходим небольшой экскурс в историю РПЦЗ и Украины. Ниже мы даем отчет, который был опубликован в прошлом году по итогам визита владыки Лавра в Украину.
Русскую Зарубежную Церковь и митрополита Лавра многое связывает с Украиной, ее святынями, прежде всего со Свято-Успенской Почаевской лаврой. Митрополит Лавр (Василий Михайлович Шкурла) происходит из карпатороссов, древнего народа карпатской Руси, который у нас чаще называют русинами. Они расселены в Закарпатской области, где признаны коренной национальностью, в Словакии, других карпатских странах, имеют свой язык, на котором разговаривают, издают книги и периодику. Язык очень любопытный, поскольку едва ли не на половину состоит из церковнославянизмов. Председатель народного парламента подкарпатских русинов, настоятель кафедрального Крестовоздвиженского собора в Ужгороде протоиерей Димитрий Сидор, как и другие нынешние лидеры этого народа, считает, что русины более других народов сохранили древний язык Киевской Руси. Православные русины, как и украинцы, постоянно подвергались гонениям со стороны католиков и униатов, но выстояли. Сегодня в небольшой Закарпатской области находится более 500 общин и 30 монастырей Украинской Православной Церкви. У местного населения культивируется активная церковная деятельность: в Закарпатье есть села, давшие за последние десятилетия по сто и более священнослужителей для Русской Православной Церкви. Предметом особой гордости русинов является то, что веру православную и письменность они получили на столетие раньше Киева – от святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которые являются наиболее почитаемыми святыми закарпатцев. Не случайно и визит митрополита Лавра был приурочен к празднованию памяти родоначальников нашей письменности.
Владыка Лавр родился 1 января 1928 года в Словакии в Ладомирово, где архимандритом Виталием (Максименко), бывшим наместником Свято-Успенской Почаевской лавры, был основан монастырь в честь преподобного Иова Почаевского и возрождено знаменитое Почаевское типографское братство. Рано оставшись без матери, будущий митрополит вырос при монастыре, одиннадцатилетним отроком вступил в братство, трудился на монастырских послушаниях. Важнейшую роль в его жизни сыграл отец Виталий, который крестил будущего владыку, в 1946 году, уже в США, постригал в монашество, долгие годы был его духовным отцом и воспитателем.
Об архимандрите Виталии (Максименко), в последующем – архиепископе, у нас известно довольно мало, хотя он замечательный деятель дореволюционной Церкви в России и выдающийся архиерей Православной Церкви в изгнании, сделавший Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле (США) духовным центром РПЦЗ. Архиепископ Виталий (Василий Иванович Максименко), как пишут его биографы, родился у берегов Азовского моря в бедной многодетной семье диакона. В семь лет оказался круглым сиротой: от плеврита умер отец, а через год – мать. Он бедствует, учится в Мариупольском духовном училище, затем заканчивает семинарию, учится в Киевской духовной академии. В трудные минуты жизни ему на помощь приходит тогда еще молодой епископ, а затем знаменитый митрополит Антоний (Храповицкий), который не оставлял духовного попечительства до конца своих дней. Он постриг Василия Максименко в монашество, у юноши тогда открылся туберкулез, поэтому владыка дал ему имя Виталий, что означает «жизненный», и предрек: «Жить будешь долго»! Когда архиепископ Антоний стал на Волынскую кафедру, он в 1902 году перевел архимандрита Виталия в Почаевскую лавру и через многие годы в своих воспоминаниях указывал, что своим расцветом в то время святая обитель прежде всего обязана трудам архимандрита. В лавре отец Виталий разворачивает бурную миссионерскую и издательскую деятельность, организовывает «Типографское братство», в которое входило 150 человек, реорганизует лаврскую типографию, которая становится одним из крупнейших православных издательств. Он редактирует «Почаевский листок», «Волынские епархиальные ведомости», затем журнал «Православный инок». Активно занимается общественной деятельностью, расширяет сеть приходских школ на Волыни, создает двуклассные народные школы.
«Лаврским богомольцам во дворе он проповедовал неутомимо, – вспоминает архиепископ Антоний (Медведев), – а что касается храмостроительства, так для достойного хранения найденных разбросанных на земле останков казаков Богдана Хмельницкого, загнанных поляками (воевавших с ними и численно во много раз превосходившими) в болото и там истребленных, архимандрит Виталий воздвиг храм, известный под наименованием «Казацкие могилы» близ Берестечка. Этот храм в дни «отпустов» становился большим алтарем огромного храма под открытым небом. Что касается типографии, в которой архимандрит и трудился, и жил, не имея покоя, на второй год мировой войны он эвакуировал ее в Здолбуново, где она еще работала. Разграбил ее в Здолбунове Петлюра, а остатки в Польше – большевики». Как известно, сама лавра была захвачена и разграблена австрийскими войсками, которые устраивали в храмах конюшни и палили по иконам и фрескам.
Революция потрясла отца Виталия. В январе 1918 года в Киево-Печерской Лавре он сослужил священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому и Галицкому, в его последней литургии. Через несколько дней митрополита арестовали, вывели из лавры и расстреляли у стен монастыря. Перед смертью владыка простил и благословил своих убийц, однако они расправились с ним с особой жестокостью: не только расстреляли, но и искололи штыками. Это зверское убийство стало началом той Голгофы, которую суждено было пройти Русской Православной Церкви. Как известно, в результате репрессий атеистического режима погибли около трехсот православных епископов, казнены десятки тысяч священников и монахов, репрессированы миллионы верующих, разрушено (по отчетам правительственной комиссии Александра Яковлева) более ста тысяч храмов – тысячелетнее наследие многих поколений православных Руси. Это нужно помнить, чтобы понять, какую катастрофу, случившуюся с их родиной, Церковью, народом, не только пережили, но и уносили в своих сердцах изгнанники. «Если забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя!»
Архимандрит Виталий пережил еще два ареста. Первый раз был заключен вместе с митрополитом уже Киевским и Галицким Антонием (Храповицким) и с архиепископом Волынским Евлогием. Второй раз был арестован прямо в храме на «Казацких могилах», его избивали на допросах, обвиняя в «руководстве украинскими повстанцами». После мытарств в 1921 году он не без помощи митрополита Антония оказался в Словакии, в селе Ладомирово. Поселился в избе и сразу стал собирать вокруг себя монашество, строить монастырь преподобного Иова Почаевского, возрождает «Типографское братство», саму типографию, начинает издательскую деятельность, выпускает газету «Православная Русь». Для этого понадобилось полтора десятка лет. «Так, после 15-ти лет труда, – писал потом владыка Виталий, – помог мне Бог, трудящаяся со мной братия и добрые люди реставрировать историческую типографию преподобного Иова Почаевского. Основана она была около 1618 г. Существовала до 1918 г. И вновь восстановлена в 1933 г.». Параллельно с издательской работой шла пастырская в приходах карпато-русских, возвращавшихся из «унии» в Православие. Вначале их было восемь, впоследствии до двадцати четырех. Юрисдикция над приходами была Сербская, а над обителью и типографией – Русская Зарубежная.
Вот в этом монастыре, этом братстве начинал свой архипастырский путь митрополит Лавр.
В 1933 году митрополит Антоний (Храповицкий) убеждает 60-летнего архимандрита Виталия принять архиерейский сан и отправиться окормлять православных эмигрантов в США. Насельники небольшого Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле просят владыку возглавить их общину. Владыка соглашается. Монастырь был основан иеромонахом Пантелеимоном (Петром Адамовичем Нижником) и псаломщиком Иваном Андреевичем Колосом. В это время в нем было всего несколько человек. В 1946 году обитель пополняется братией Ладомирского словацкого монастыря, и владыка Виталий в третий раз, уже на американской земле, возрождает «Типографское братство» и традиции почаевской святой обители. Монастырь с годами становится крупнейшим духовным центром русской эмиграции, открывает семинарию, издает большое количество духовной литературы.
Митрополит Лавр за 60 лет монашества проходит все ступеньки монастырского послушания от работника типографии до настоятеля монастыря, епископа, ректора Свято-Троицкой семинарии. Он редактирует издания «Православная Русь», «Православная жизнь» и «Православный путь». Занимал посты секретаря Архиерейского Синода, заместителя Первоиерарха, а в 2001 году был избран Первоиерархом РПЦЗ, митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским.
Этот краткий экскурс, думается, дает возможность понять, груз какой истории лежал на плечах митрополита Лавра во время первого официального визита в Украину. Было замечено, что при посещении храмов владыка как бы самоуглублялся, подолгу задумчиво смотрел на горящую свечу, вспоминая и поминая всех, кто мечтал и не смог возвратиться на возрожденную православную родину, служить и молиться у ее святынь.
Визит митрополита Лавра начался 23 мая с посещения Глинской ставропигиальной Рождества Пресвятой Богородицы пустыни. Затем был старинный город Глухов. 24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины, и митрополит Лавр возглавили Божественную литургию в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Им сослужили митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископы Львовский и Галицкий Августин, Житомирский и Новоград-Волынский Гурий, Вышгородский Павел, лаврское духовенство. По окончании богослужения Блаженнейший Митрополит Владимир приветствовал гостя на святой Киевской земле, в колыбели отечественного монашества. Он отметил, что труды владыки Лавра, его терпение и настойчивость увенчались преодолением трагического разделения верующих одной Церкви, и это событие историческое.
Митрополит Лавр в ответном слове сказал: «Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства! Возлюбленные о Господе пастыри и чада Украинской Православной Церкви! Прежде всего из глубины моего сердца я выражаю Вам, зело возлюбленный собрат и сослужитель Блаженнейший Владыко Владимир, сердечную признательность за Ваше столь братолюбное слово, за братское приглашение и совместную молитву Единому Богу и Господу нашему Иисусу Христу, которую мы разделили сегодня за Божественной литургией и таинственно соединились во Христе. Нашим совместным служением Евхаристии мы засвидетельствовали, что представляем собой единое тело, единый дух, единую Церковь и что с нами и в нас Единый Христос – Бог наш (1 Кор. 12, 12, 20; Еф. 4, 4).
Сей древний монастырь, являющийся светочем Православия вот уже почти тысячу лет, и сейчас служит крепким оплотом и надеждой православной паствы в нелегкой и сложной современной действительности. Киево-Печерская Лавра своим устройством монастырской жизни, благочестием, трудолюбием иноков всегда сильно воздействовала на все стороны жизни страны.
Не раз Лавра подвергалась пожарам и разграблениям, а обитатели ее утеснениям и гонениям. Не раз ее невосстановимые церковные и культурные ценности – народное достояние – уничтожались и изымались, но милость Божия сохранила нам Лавру как путеводную звезду ко спасению, и она являет нам пример подвига ее братии в стоянии за истину.
Духовные связи Русской Зарубежной Церкви и Киево-Печерской Лавры неразрывны. Наш будущий Первоиерарх Блаженнейший Митрополит Антоний (Храповицкий) после убийства новосвященномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, был возведен на кафедру Киевскую с пребыванием в Лавре до своего ареста польскими властями и последующим отъездом за пределы Отечества в конце гражданской войны с массами беженцев. А архимандрит Почаевский Виталий (Максименко), будущий архиепископ и настоятель Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США), за день до насильственной смерти тезоименитого просветителя Руси, нового священномученика Владимира, положившего начало крещению нашего народа кровью за Христа, сослужил ему здесь за последней его Божественной литургией на земле.
В сей благословенный день и час нашего духовного общения хочу пожелать, чтобы эти узы братства Русской Зарубежной и Украинской Православных Церквей благотворно влияли на дальнейшее развитие и углубление нашего единства и совместного служения Богу и людям.
Ваше Блаженство! Сердечно благодарю за братское радушие и гостеприимство и возношу свои молитвы к Престолу Всевышнего, дабы ниспослал Он Свою всесильную помощь и небесное благословение на Ваши ревностные труды во славу Святой Христовой Церкви».
Следующий день гости посвятили посещению киевских обителей: Свято-Пантелеимоновского женского монастыря в Феофании, Свято-Троицкого Ионинского мужского монастыря и Свято-Покровского женского монастыря. Митрополита Лавра сопровождал постоянный член Священного Синода УПЦ митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. Гости ознакомились с историей обителей, молились у их святынь. В основанном великой княгиней Александрой Петровной Свято-Покровском монастыре был дан праздничный обед в честь делегации РПЦЗ.
Митрополит Лавр и сопровождающий его митрополит Онуфрий посетили Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный монастырь в Ровенской области. В праздник Святой Троицы митрополит Лавр с собором епископата и священства Украинской Православной Церкви возглавил праздничное богослужение в Успенском соборе Свято-Успенской Почаевской Лавры. По окончании праздничной великой вечерни митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, приветствовал Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви на Почаевской земле. В ответном слове митрополит Лавр, в частности, сказал: «В сей праздничный день Пятидесятницы, когда мы поем «в соединение вся призва и согласно славим Всесвятаго Духа», в этот благословенный час нашего общения мне на память приходят богодухновенные слова псалмопевца и пророка Давида, содержащие глубокую вечную истину: «Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе» (Пс. 132,1). Во время пребывания в гостеприимных пределах Украинской Православной Церкви, отмечающей ныне 15-летие Харьковского Собора, я и мои спутники могли воочию убедиться в непреходящем значении этих слов. Мы ощутили радость общения и пребывания вкупе, мы увидели, с каким духовным восторгом повсюду нас встречает Полнота Украинской Православной Церкви.
Возвращение в Почаев – это возвращение к нашим истокам и духовному преемству, которое мы всегда ощущали через наших святителей Блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого) и архиепископа Виталия (Максименко)».
В память о совместном служении митрополит Лавр преподнес в дар братии Свято-Успенской Почаевской Лавры как знак существующих уже многие десятилетия неразрывных духовных связей Лавры с Троицким монастырем в Джорданвилле образы преподобного Иова Почаевского и святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Затем был отслужен молебен в Свято-Троицком соборе монастыря.
27 мая, в День Святого Духа, митрополит Лавр совершил Божественную литургию в Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры в храме, где находятся св. мощи священномученика Владимира, митрополита Киевского. Все члены делегации причастились Святых Даров. Затем Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Владимир в своей резиденции дал прием в честь митрополита Лавра. Он наградил высокого гостя юбилейным орденом в честь 15-летия Харьковского Архиерейского Собора. Владыка Лавр поблагодарил Блаженнейшего Владимира за приглашение посетить святыни Украины. На память «о совместной молитве здесь, на Голгофе священномученика Владимира» он вручил Блаженнейшему владыке распятие и икону святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.
После приема митрополит Лавр встретился с журналистами пресс-службы УПЦ, рассказал о сегодняшнем дне РПЦЗ, поделился впечатлениями о посещении монастырей.
А завершил свой визит в Украину митрополит Лавр так, как, пожалуй, и должен был завершить: вместе с митрополитом Онуфрием они прошли последнюю часть той дороги, по которой 89 лет назад большевики вели на расстрел священномученика Владимира. Владыки поклонились кресту, указывающему на место его мученической кончины, и вознесли молитвы.
Митрополит Лавр и в нынешнем году хотел посетить Украину. Об этом мы говорили за месяц до его кончины – в феврале месяце нынешнего года в Москве во время работы Русского народного собора, на котором владыка выступал с докладом. Форум был посвящен проблемам молодежи, и митрополит был воодушевлен огромным количеством православных молодых людей, съехавшихся со всего мира. Он поддержал идею всеправославного празднования 1020-летия Крещения Руси, которое, по его мнению, является прекрасным поводом, чтобы напомнить всем о Православии, нашем вечном духовном Отечестве.
01.05.2008. ПОЛТАВА. Священик виступив на педагогічному конгресі
Архиепископ Гайновский Мирон. «Священник – неотъемлемая часть воинского коллектива»