Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Архиепископ Гайновский Мирон. «Священник – неотъемлемая часть воинского коллектива»

Капеллан в армии, в военной части является духовным лидером, который соответствует не только всем духовным нормам, какие требует от него Церковь, но и всем этико-моральным требованиям, которые требует от него армия, требует от него общественность.
Архиепископ Гайновский Мирон,
бригадный генерал

Дорогой владыка, всечестные отцы, братья и сестры!
На данной международной конференции мы занимаемся ответами на вопросы в нашей пастырской службе среди граждан государства, которые носят военные мундиры. Всегда те, которые занимали особые места в армии, были людьми высокого образования и морали. Это были люди, которые представляли свой народ и защищали его.
Занимаясь сегодня вопросом о духовном лидере и его моральных качествах, мы обращаемся к подвигам святых угодников Божьих, которые являются покровителями армии, примерами для служащих в ней людей.
Первый из таких примеров и покровителей для православных воинов, офицеров и военных священнослужителей есть святой великомученик Георгий Победоносец. Его жизнь, служение в армии, страдания говорят нам о многом и показывает атрибуты духовного лидерства. Таких примеров было много. Святой Иоанн Воин, который был взят в плен мусульманами и отвезен в Малую Азию, претерпевал унижения за свое вероисповедование. Но даже в самые трудные времена своего заключения он не отказался от православной веры, и после смерти многие мусульмане пришли на его погребение, так как видели в нем истинно верующего человека, который до последних дней своей земной жизни остался христианином и воином Христовым. Это и преподобный Илия Муромец, мощи которого почивают в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре. Всю свою жизнь он служил Богу и своему народу, чем и снискал любовь к себе. Подобные примеры есть и в современную нам эпоху, а именно святой мученик Евгений Родионов, который, несмотря на угрозы, не отказался от православной веры и погиб от рук чеченских боевиков.
Мы с вами живем в ХХІ веке. Совсем недавно государства Восточной и Средней Европы освободились от тоталитаризма, который разрушал Церковь и ее духовно-религиозные истины и который всячески отвергал значение Бога для всех верующих членов общества. Наша жизнь стала иной, и сегодня мы говорим о том, что нам нужно делать на благо всех слоев общества. Все мы с вами представляем различные регионы Европы, где по-разному развивается душпастырское попечение в армии. У кого-то из нас есть нормальные условия для работы с военнослужащими, кто-то ощущает некоторые трудности в этом служении. Но все же хочется сказать, что эти трудности не должны стать на пути духовного воспитания молодежи в армии, ведь потом именно они, вернувшись домой, создают историю своего государства.
На сегодняшний день Польская Православная Церковь имеет все правовые нормы для осуществления своего долга в армии, где, кроме православного, еще и римо-католическое и протестантское пастырское попечение. Сегодня в рядах польских войск свой священнический долг несет двадцать один капеллан, не считая при этом другого рода служб.
Капеллан всегда носит мундир, но он у него есть особый, духовный, который состоит из подрясника и рясы. В контексте сказанного хочется привести некоторые параллели между солдатом и священником: воин каждый день идет на службу так же, как и священник каждый день идет на богослужение. Этот связывает Церковь и армию. Иерархический строй – подчинение старшего младшему – есть основа нормального существования в Церкви и армии. Поэтому капеллан в армии, в военной части является духовным лидером, который соответствует не только всем духовным нормам, какие требует от него Церковь, но и всем этико-моральным требованиям, которые требует от него армия, требует от него общественность. Капеллан должен четко знать Священное Писание, историю и богослужение своей Церкви, чтобы при необходимости иметь возможность поделиться этим с каждым вопрошающим его человеком, наипаче воином. Священник является капелланом не только для рядовых солдат, но для тех, кто несет подобную службу всю свою жизнь, а именно руководствующего состава вооруженных сил. Это человек, который должен уметь работать в коллективе, где собраны во множестве личности со своеобразными характерами и возможностями, обнимать пастырской любовью всех, уметь разделить и горе, и радость ближних. Но в то же время не надо забывать, что военный священник это прежде всего тот, кто проповедует Слово Божье. Он приходит в армию не для политической пропаганды, а для того, чтобы рассказать, что есть самое главное в деле спасения. Капеллан представляет свою Церковь, является тем лицом, который направляет солдата к этой Церкви. Охарактеризовав кратко духовные требования к этому ответственному служению, необходимо подчеркнуть и необходимость достойного внешнего вида православного клирика, так как часто люди судят именно по внешним признакам и во время первой встречи. Он должен уважать окружающих его солдат в частности и требования армии в общем.