Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Хиротония епископа Кременчугского и Хорольского Евлогия

Хиротония епископа Кременчугского и Хорольского Евлогия

26.11.2007. КИЕВ. Состоялась хиротония нового епископа
В Трапезном храме Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры состоялась хиротония архимандрита Евлогия (Гутченко) во епископа. Хиротонию совершил Предстоятель УПЦ в сослужении митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, митрополита Луганского и Алчевского Иоанникия, архиепископа Львовского и Галицкого Августина, архиепископа Житомирского и Новоград-Волынского Гурия, Винницкого и Могилев-Подольского Симеона, архиепископа Вышгородского Павла, архиепископа Белоцерковского Митрофана, архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа, епископа Тираспольского и Дубоссарского Юстиниана, епископа Черниговского и Новгород-Северского Амвросия, епископа Хинковского Петра, епископа Белгород-Днестровского Алексия, епископа Бориспольского Антония, епископа Северодонецкого и Старобельского Илария. Епископ Евлогий возглавит новосозданную Кременчугскую епархию, освободив должность ректора Одесской духовной семинарии. Получив жезл из рук Предстоятеля УПЦ, епископ Евлогий осенил верующих первым архиерейским благословением.

Слово
при наречении Преосвященного епископа Евлогия
«Ваше Блаженство, дорогой и сыновнечтимый Предстоятель Украинской Православной Церкви, Блаженнейший Владыко и отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, святители Церкви Христовой!
В священном сердечном трепете в этот ответственный для меня день, призываемый Вашей Святыней и Священным Синодом к новому и высокому служению архиерея Церкви Божией, смиренно предстою пред Вами, нашим Первоиерархом и архипастырями и в Вашем лице пред всей Церковью, чтобы принести свое исповедание.
В эти минуты испытываю глубочайшее волнение от мысли о подвиге, на который вступаю. Страх овладевает мной при осознании благой и промыслительной воли Божией, действующей через соизволение Вашего Блаженства и избрание собора святителей церковных. Ведь на меня возлагается крест, которого страшились святые отцы. Но вместе с этим воспринимаю совершаемое и приемлю как неизреченный дар Божией, ниспосланный мне незаслуженно. В удивлении благоговею пред неизреченным Господним Промыслом, который меня, грешного, удостоил быть иноком и священником, «наслаждатися святыя и Божественныя Литургии», а ныне возводит к высотам апостольской благодати. «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми» (Пс. 115, 3).
Взирая ныне на прожитые годы, убеждаюсь в незримом, но твердом водительстве Божием. С отроческих лет я почувствовал призвание к священническому служению. Со временем это призвание становилось все более твердым. В этот благодатный день мысленно переношусь на родину основателя этой святой Лавры, в древний Любеч на благословенной Черниговской земле, к пещере преподобного Антония, у которой получил первые уроки веры и благочестия. С благодарностью вспоминаю тех людей, через которых Господь возгревал во мне стремление к пастырству. Прежде всего это приснопамятный сельский батюшка отец Михаил, который примером своей жизни и пастырского служения стал для меня образцом веры и молитвы. «Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день» (2 Тим. 1, 18). Благодатные и счастливые юношеские годы обучения в Одесской духовной семинарии навсегда запечатлелись в моем сердце. Благодарю Господа за то, что после прохождения курса обучения трудился в этой богословской школе и молился в родной Успенской обители и у многих одесских святынь. Сердечно благодарю дорогого моему сердцу владыку митрополита Агафангела, под мудрым отеческим руководством которого прошел самый ответственный период моего становления. Приняв от рук одесского архипастыря священническую благодать, не перестаю чувствовать на себе промыслительную десницу Божию. Сугубую признательность и благодарность приношу Предстоятелю нашей святой Украинской Православной Церкви Блаженнейшему Митрополиту Владимиру за его самоотверженный пример стояния в истине, за отеческую теплоту и мир, исходящие от Блаженнейшего Владыки и являющиеся плодами веры и верности Христу. Смиренно прошу Вашего Первосвятительского о мне попечения.
Душа моя смущается ныне от осознания своего недостоинства перед высотой и святостью архипастырских трудов, от сознания своей малоопытности и скудости сил для несения жребия апостольского служения. Мне, грешному, необходимо будет стоять на Божественной страже виноградника Христова и, подобно Аввакуму, слушать, что будет говорить Господь через благословение Первосвятителя, через собственный внутренний голос, через знамения времени, через опыт минувшего в Церкви Божией. Однако, при всем этом, осмеливаюсь укрыться со всеми своими недостатками под сень утешительного слова пророческого и восприять дерзновение Святого града. «Дерзай, – говорит пророк Иерусалиму, – дерзай; ибо утешит тя нарекий тебе» (Вар. 4, 30).
И ныне, трепетно предстоя и припадая к святительским стопам Вашим, усердно молю: благословите и помолитесь о мне, да сподобит меня Небесный Пастыреначальник непорочно проходить архипастырское служение, дабы Вашими молитвами благодать Божия излилась обильно на меня в таинстве хиротонии, исцелила бы мои душевные болезни, восполнила мои немощи, укрепила мои силы, чтобы не в суд или осуждение был бы мне великий дар архиерейского сана, но во спасение души моей, во благо Святой Церкви Божией.

Слово
Блаженнейшего Митрополита Владимира при вручении жезла
«Преосвященный епископ Евлогий!
Благодатью Пресвятого и Животворящего Духа, через возложение рук святителей, ты возведен ныне на высшую степень иерархического достоинства и призван дальнейшее свое пастырское служение совершать в сане епископа.
Епископ составляет собой начало церковной иерархии; он – преемник апостолов, и, по выражению Святителя Игнатия Брянчанинова, «представитель на земле Господа». Он строитель Божественных таинств (1 Кор. 4, 1), соработник у Бога, проповедник вечной Христовой истины. На всех исторических этапах земного бытия Святой Православной Церкви высокое призвание архиерейского служения требовало от его носителя особого подвига. Пример такого подвига во время Своего спасительного служения показал Сам Пастыреначальник Господь наш Иисус Христос. Он всегда был верен основе Своей сущности – любви и правде. Его образ является воплощением истины, прямоты и силы. Он ни в чем не проявил нерешительности, сомнения или колебания и не отказался ни от одного Своего слова. Такой твердости веры и духа требует от делателей церковных высокое пастырское призвание. Делатели церковные – это и есть те избранные, о которых в притче говорится, что «много званных, а мало избранных» (Мф. 22, 14). Их мало, потому что «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 14). Избранников духа всегда мало в мире. Малой горсточкой были апостолы Христовы, но их дело подобно закваске (Мф. 13, 33), дрожжам, благодаря которым вскисает все тесто. Сегодня, как и две тысячи лет назад, являются насущными слова Спасителя: «жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9, 37). Потому, любезный наш собрат и сослужитель, «старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2, 15).
Труден подвиг архиерейского служения и не по силам был бы он нам, если бы благодать Божия не помогала нам нести его во славу Святой Церкви. Поэтому не полагайся слишком на свои силы, а больше на помощь Божию. Твердо веруем, что божественная благодать, «немощная вращующая и оскудевающая восполняющая», изливаемая Духом Святым в таинственном священнодействии, оживотворила ныне и твой дух, осветила твою душу. Береги в своем сердце призыв апостола «хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу с благоговением и страхом» (Евр. 12, 28).
Осуществление духовной цели пастырства происходит через служение людям до самопожертвования по образу Христа (Мк. 14, 45). Став жертвой за грехи мира и претерпев смерть, как страшное следствие человеческой греховности, Христос Спаситель усвоил людям силу для несения жертвенного служения. Жизнь архиерея должна быть жертвой для блага пасомых. Мы должны жить не для себя, а для Бога и Его Святой Церкви, делать то, что угодно Богу, дабы иметь возможность сказать о себе вместе с апостолом – «Живу аз не к тому, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). В таинстве хиротонии пастырю, кроме прочих даров, дается благодатная, сострадательная любовь к пастве, обусловливающая собой способность переживать в себе скорбь борьбы и радость о нравственном совершенствовании своих пасомых. Живая, пламенная вера в Бога и деятельная любовь к людям – вот два крыла, возносящие пастыря на высоту самопожертвования.
Но тяжесть нашего служения состоит еще и в том, что мы не только должны руководствоваться любовью, но, в иных случаях, и строгостью к пасомым, наипаче к пастырям. Святой апостол Павел, поучая ученика своего апостола Тимофея, говорил ему: «Согрешающих пред всеми обличай, да и прочие страх имут» (1 Тим. 5, 20). Нам, епископам, вручен суд. И тяжелой нашей обязанностью является соединить этот суд не только с милостью, но и с наказанием непокорных. В наше непростое время разделений и свободомыслия, которое часто трактуется как вседозволенность, от епископа требуется особое умение пользоваться властью взять и решить. Терпение, кротость и вместе с тем бескомпромиссность в деле отстаивания истины – вот главные советчики в этом нелегком деле.
Согласно решению Священного Синода твоему попечению вручается организация новообразованной Кременчугской и Хорольской епархии. Уверен, что твои административные способности, проявленные на посту ректора Одесской духовной семинарии, твой пастырский и педагогический опыт помогут тебе в новом послушании. Будь верным и достойным епископом Украинской Православной Церкви, сохраняя ее единство и традиции.
А теперь прими этот жезл как символ твоего архипастырского служения Церкви. С посохом в руках пастыри всех времен выводили паству свою на пажить добрую, с его помощью искали заблудшую овцу и возвращали похищенную. Иди в мире и радости на дело твое. Собирай с Божьей помощью расточения и приводи всех в лоно Святой Православной Христовой Церкви».
Владимир,

Биография
Преосвященного Евлогия, епископа Кременчугского и Хорольского

Епископ Евлогий (в миру Гутченко Евгений Анатольевич) родился 21 марта 1967года в городе Одессе. В 1992 году окончил Одесскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1999 году. 20 августа 1991 – назначен преподавателем Одесской духовной семинарии. 20 октября 1991 – пострижен в монашество архиепископом Одесским и Измаильским Лазарем (Швецом). 27 октября 1991 – рукоположен в сан иеродиакона архиепископом Одесским и Измаильским Лазарем (Швецом). 19 августа 1992 – рукоположен в сан иеромонаха митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом. 23 апреля 1993 – награжден наперсным крестом, 22 октября 1994 – возведен в сан игумена.
С ноября 1994 по август 1998 – благочинный Свято-Успенского Одесского
мужского монастыря. С 1995 – член комиссии по канонизации святых при Священном Синоде Украинской Православной Церкви. 28 апреля 1995 – награжден крестом с украшениями, 13 декабря 1995 – возведен в сан архимандрита.
С 10 августа 1998 – ректор ОДС. С августа 2001 – член епархиального совета Одесской епархии. С апреля 2002 – член канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ. Решением Священного Синода УПЦ от 14 ноября 2007 года архимандриту Евлогию (Гутченко) определено быть епископом Кременчугским и Хорольским.
24 ноября 2007 года в Синодальном зале Киевской Митрополии состоялось наречение, а 25 ноября – хиротония в сан епископа.