Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

27.11.2007. КИЕВ. Газета «Киевские Ведомости» Матушка Серафима: «Горе не делающему добро. И горе тому, кто не благовествует»

Пути Господни неисповедимы. Но все дороги ведут к людям… Чтобы понять мир. И себя в этом мире. А еще, чтобы получить ответы на некоторые вопросы. И открыть для себя маленькие истины. Пусть не из разряда вечных, но и не менее необходимых в повседневной жизни. Об этом думалось после общения с настоятельницей Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря, что на Одесщине, игуменьей Серафимой. С легкой руки нажатая кнопка диктофона станет, думаю, ключиком и для читательских открытий.
— Матушка Серафима, нам стало известно, что в день святого архистратига Михаила, 21 ноября, исполняется пятнадцатая годовщина возрождения Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря, настоятельницей которого вы являетесь. Как вы пришли в этот монастырь? Какой путь должна проделать обычная девушка, чтобы прийти на служение к Богу?
— Приведу пример из собственной жизни. Я пришла в киевский Покровский женский монастырь в 1981 г. — из мира, из советской действительности. Была комсомолкой, причем не по призванию, а по разнарядке. Конечно же, я не могла сразу стать истинной монахиней. К новой послушнице присматривается настоятельница, сестры. Да и ей самой надо разобраться: а вдруг это не ее путь, ведь надо испробовать хлеба монастырского, подчас горького. Но если зов сердца и желание души совпадают, то она остается в монастыре. Срок пребывания в нем может быть сокращен по велению настоятельницы или, напротив — продлен. Лично я прошла все монастырские послушания, испытательный срок, старалась… Прошло три года послушничества, несколько лет иночества. В монахини постригают, как правило, только в среднем возрасте. И только после того, как человек проживет не менее десяти лет в монастыре. Монашеский образ — это великий ангельский чин. При монашеском постриге уже нельзя выходить замуж.
— А при каких обстоятельствах стали настоятельницей монастыря?
— Сначала я несла послушание в киевском Покровском монастыре. Прожила там одиннадцать лет. После перестройки, когда распахнулись двери религиозной свободы, начали создаваться обители, возводиться храмы. И, конечно же, вакансии в новых монастырях пополнялись за счет тех, которые не были закрыты в годы советской власти. В Ровенской области, в Одесской, в Закарпатье было по одному женскому монастырю, в Киеве — два. Вообще же в Украине их было несколько. И теперь во многих монастырях Украинской Православной Церкви настоятельницы как раз из числа тех, кто в советское время, до перестройки, пребывал в них. Я же попала в Одессу. Меня бросили на этот «фронт», потому что наша одесская обитель была полностью разорена, нужно было восстанавливать ее. Если посмотреть старые героические сериалы про Павла Корчагина, о молодежи, которая с энтузиазмом пробивала горы, строила узкоколейки, то, наверное, и мы работали в таких же условиях. И с такой же отдачей, если не больше…
— Вы из семьи простых верующих, и ваш путь к Богу, служения вере, связан, очевидно, с каким-то случаем, возможно, общением, знакомством?
— Конечно, такой толчок был. И получила я его, пребывая в Почаевской лавре. Скажу даже день и час. Это было на праздник Рождества Христова, 7 января 1981 года. Я окончила школу, поехала в лавру. Все, что увидела, — икона Чудотворная, жизнь монашеская, богослужения — все это показалось удивительным. Я была ошеломлена красотой монастыря, его великими традициями. После молитвы в Почаевской лавре, в пещере Преподобного, после общения со старцами, мое желание прикоснуться к монашеской жизни разгорелось с необыкновенной силой.
— Выбор вашего жизненного пути — это следствие духовного поиска или Божьего провидения, как вы считаете?
— В Священном Писании есть интересное изречение: «Бог из камней может сделать детей Аврааму». Я не могу сказать, что чем-то отличалась от своих сверстниц. Росла как все советские дети, была школьницей, вуза не заканчивала. С религией была знакома только в силу того, что мои родители, в частности, мама, посещали храмы. Это было регулярно, но по большим праздникам. Наверное, благодаря маме я стала не только истинно верующей, но и монахиней.
— Матушка Серафима, в 1995 году вы стали настоятельницей Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря. Были ли проблемы в период становления в отношениях с одесской городской властью?
— Что касается роли власти… Она была либо никакой, либо негативной. Наша община монахинь выжила вопреки препонам власть предержащих. Монастырь был закрыт в 1961 году, когда партийный лидер Страны Советов Никита Хрущев пообещал советскому народу, что мы будем жить при коммунизме. Еще, насколько мне известно, из его уст по телевизору прозвучало: дескать, всем советским людям, «скоро покажут последнего попа». Это было то время, когда по стране повсеместно закрывали храмы, в том числе и нашу обитель. Наши многие сестры остались практически бездомными… Тем не менее они сохранили святые монашеские обеты. И после перестройки, с открытием обителей, начали в них возвращаться. Благодаря старым традициям в лице пожилых монахинь — они остались пламенными в своей вере, искренне преданными монашеским обетам — и энергии молодых монастырь возродился. Власть, к сожалению, нам не помогала, нам помогали люди-единомышленники… Их было много.
— Кроме ваших прямых обязанностей — настоятельницы — вы ведете большую общественно-просветительскую работу. Недавно приняли послушание — защищать интересы церкви в местных советах. А еще являетесь заместителем председателя комиссии по духовности и культуре в одесском горсовете. С чем вы сталкиваетесь на этой мирской ниве?
— Можно сказать, что это церковно-общественная работа. Ее истоки в создании всеукраинской общественной организации «Путь православных имени святого равноапостольного князя Владимира». Несколько таких послушаний я несу не только в Одессе, но и в Киеве. Это связано с музейной деятельностью, культурологической, книгоиздательской. А что касается светской общественной работы, то она достаточно насыщена. Мы много делаем для сограждан. Это — «Рождественские встречи», «Пасхальные вечера», благотворительные программы, детские праздники. У нас в обители находится Дом милосердия. Там пребывает около ста немощных, в основном пожилых людей. Мы создали прекрасный музей «Христианская Одесса». По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира я тружусь над созданием музея Киевской Митрополии. Мы собираем экспонаты, готовим экспозиции, ведем поиск церковных раритетов, издаем книги по истории Киево-Печерской лавры. И не только. Недавно закончили работу над книгой о Голодоморе. Очень тяжелая работа. Слава Богу, что он сподобил меня потрудиться над этой темой — отдать долг тем, кто безвременно, в тяжких муках, почил, ведь в моей семье тоже очень многие погибли от голода. Мой род из Черкасщины, мы на себе все это испытали. Есть книги о войне, о наших великих деятелях Православия… Я духовно воспитывалась в киевском Покровском монастыре, который создала великая княгиня Александра Петровна, в иночестве Анастасия. Она учила, что монашество должно быть живым, не ютиться в кельях, не прятаться за монастырскими стенами, а идти в мир, идти в народ. И я горячо исповедую ее учение.
— Матушка Серафима, я знаю что вы — автор 15 книг по истории Православия и духовной культуры Украины. Та литература, которую непосредственно приходилось читать, накапливала знание, потом пришло желание писать. Но мне интересно другое: ваш пример показывает, что истинное знание и университетское образование — суть разные вещи.
— Я получила образование в монастыре. В нашей обители действует три отделения Одесской духовной семинарии для девушек. У нас единственное, кстати, в Украине золотошвейное училище. Это искусство корнями уходит к XV веку. Мы, можно сказать, на пустом месте создали это учебное заведение. Пытаемся по крупицам собрать все, что нужно знать и уметь по золотошвейному делу. Что же касается моего авторства, самая значительная работа — это, наверное, все-таки «История Киево-Печерской лавры». Она пока не завершена, издана только первая книга, где рассказано об истории Лавры домонгольского периода.
— Вы являетесь единственным автором или с вами работает группа историков?
— Нет. Я работаю по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира вот уже много лет. Конечно же, у меня много единомышленников, которые помогают, но, в принципе, это не коллективный труд, а все-таки авторский. Очень большая работа была проведена по изданию книги, посвященной страшной годовщине 70-летия Голодомора. Книга эта отображает все то, что было накоплено и систематизировано комиссией Украинской Православной Церкви по изучению Голодомора. Во всех епархиях изучались документы, проводились опросы населения, прихожан. Эта огромная кипа документов была переработана и представлена в книге «Пист вид диавола», в которой дана церковно-философская и богословская оценка этому страшному преступлению XX века. Книга интересная, она оспаривает многие сегодняшние идиологемы, представляет церковную оценку происходившего. Голодомор был все-таки не этноцидом, ни в коем случае, нужно правильно понимать природу этого преступления. Это был геноцид на политической, идеологической основе, когда власть отвергала Бога, следуя лозунгам «Все дозволено!» и «Революционная целесообразность превыше всего!»
— Матушка Серафима, я хочу кое-что уточнить об этом. Дело в том, что существует дефиниция юридическая, определяющая, что такое геноцид. Это, как толкуют юристы, насильственное уничтожение одной нацией другой или создание таких условий определенным этносом, при которых другой обречен на вымирание. Можно ли считать Голодомор в Украине геноцидом? Об этом в обществе, в политикуме и на межгосударственных уровнях до сих пор ведутся споры.
— Геноцид или этноцид… Я оспариваю в книге данный посыл и мы приводим доказательства того, что преступление это возникло на почве отрицания Бога, нравственности… Всему виной система, отрицающая мораль человеческую. Она породила не только Голодомор, но и ужасающие репрессии против собственного народа, и коллективизацию, партийную чистку и многое другое. У нас, кстати, был не один Голодомор. Времен большевистских: 1921—1923 и 1932—1933 годов. Еще Голодомор во время оккупации, который принесли немцы. И четвертый Голодомор 1946—1947 годов. Об этом подробно пишется в книге.
— Матушка Серафима, становится все более очевидным, что Запад развивается, эволюционирует в сторону строгого, незыблемого соблюдения законов. В то же время на постсоветском пространстве таким себе критерием нравственно-общественной эволюции является развитие духовности через Церковь. Как вы полагаете: эти две модели развития могут взаимопроникать? Или все-таки проповедование христианских заповедей — таких как «Не убий!»,
«Не укради!» и так далее — является в большей степени важным для человека, чем, скажем, боязнь неотвратимости наказания вследствие нарушения законов?
— У вас очень интересная концепция, которая восходит, кстати, к XI веку. У нас был такой Предстоятель на Руси — Митрополит Киевский Иларион. Он написал великолепный богословский трактат «Слово о законе и благодати», где развенчивает презумпцию закона и говорит о презумпции благодати. Но тем не менее я считаю, что Богу — Богово, а Кесарю — Кесарево. Нельзя ни в коем случае смешивать политику, государственное строительство со строительством церковным. Хотя в некоторых странах, в том числе и в России, сейчас происходит, наверное, взаимопроникновение двух этих систем — духовной и светской — такой своеобразный цезарепапизм или папоцезаризм. Я считаю, Украине это не грозит, потому что наша страна — это не моноэтническое, не моноконфессиональное государство. У нас нет предпосылок для сращивания религиозного начала и светского. И это хорошо. Пережив XX столетие, мы — люди Церкви — чрезвычайно ценим свободу. Церковь отделена у нас по Конституции от государства, она будет жить по своим собственным законам, будет свято соблюдать принципы Основного закона. Но у Церкви свой устав, который восходит к двухтысячелетним корням. Мы служим обществу, однако общество не должно уповать на то, что Церковь сможет решить его проблемы. У нас есть политикум — пусть работает. Пусть трудится не покладая рук… Наша демократия — с болью, потихонечку, может быть, через ошибки, через какие-то спады, тем не менее она растет. Это сказывается в том, что у нас политический плюрализм сегодня расцвел как никогда. И это замечательно.
В Европе же нынче наблюдается господство так называемой теневой демократии. То есть говорится одно, а на самом деле очень многие вопросы решаются недемократическим путем, в тени. Сегодня не все далеко так однозначно в Европе. Поэтому пусть мирская жизнь течет своим путем, а церковная — своим.
— А как вы оцениваете политические тенденции в жизни страны? Может ли политика быть моральной?
— Деструктивность в идеологии, беспринципность в действиях — это, наверное, одни из самых опасных вещей. Я лично против такого нивелирования идеологических постулатов. Если это, к примеру, левая идеология или партия — они должны таковыми и оставаться. Если либеральная — прямо так и заявляйте. У нас же это деление условно, а так быть не должно. В Церкви же есть каноны, уставы, есть догматы незыблемые, принятые Вселенскими соборами. Так что если кто-то надеется, что эта размытость появится в церковной среде, то надеется напрасно. Церковь как раз сильна своими вековыми устоями.
— Матушка Серафима, коль вы коснулись темы религии и политики, уместно будет узнать ваше мнение по поводу отлучения от Церкви гетмана Ивана Мазепы и присвоения названия киевской центральной улице, на которой находится Киево-Печерская лавра, в честь его имени. Ваше отношение к переименованию улиц, площадей, демонтажу памятников, так или иначе отражающих историю страны. Ведь эта переоценка ценностей очень часто болезненно задевает духовные и историко-культурные ценности людей и вызывает политическое возмущение.
— Старые идеологемы рушатся с треском. Мы тому свидетели. Ради утверждения этих идеологем в 30-е годы сносили храмы — тот же Михайловский златоверхий монастырь в Киеве… А сейчас это закономерный процесс — Украина пытается осмыслить свое место в истории. Это проходит тоже через ошибки, через какие-то крайности, через перехлесты. Но это — живой процесс. Тот, кто не ошибается, тот не думает. Мы, верующие, спокойно относимся к тому, что в духовной среде происходит столкновение мнений, подходов, действий. Верю, что к какому-то идеологическому консенсусу украинское общество придет через 10—15 лет. С учетом мирового опыта. Тогда в каждом регионе появятся свои праздники, памятные даты, монументы, если хотите. Мы проживем эти лет пятнадцать через мучительные поиски истины, единых ценностей. И роль Мазепы уже не будет казаться кому-то столь героической. Люди успокоятся. Он, кстати, очень много сделал для Церкви. Изучая историю Лавры, я увидела: Мазепа как никто из гетманов много средств вложил в развитие Лавры. В его времена она практически была вся деревянная. Он из нее сделал белокаменный город, прекрасные храмы построил. То есть на духовном уровне нужно отдать ему должное. Особенно по сравнению с уродливыми реалиями русского царизма времен Петра I — с его разрушением Церкви, установлением Синода. Возможно, это и оттолкнуло Мазепу. Возможно, Мазепа пытался спасти Украину. Но как: вот в чем вопрос. Через новое ярмо? Когда сейчас празднуют Полтавскую битву через призму шведской экспансии, через установление памятников новым кумирам — это смешно. Шарахаются из крайности в крайность. На примере Мазепы надо бы понять, что он пытался увести Украину из-под одного гнета под корону другого. Симптоматично, что за Мазепой не пошел народ. Элита, шляхтичи, поддержавшие Мазепу, страшно были далеки, говоря словами революционного классика, от своего народа. Они оторвались от него. И в этом была главная ошибка и Мазепы, и его окружения.
— В военном сословии клятвоотступничество, измена присяге всегда во все времена считалось нравственным мерилом любого военачальника. Отсюда и проблема моральная: поднимая на щит гетмана Мазепу, который дал клятву верности царю и перешел на сторону шведов, мы тем самым взращиваем поколение «клятвоотступников». Вы не находите?
— Я с вами не согласна. Дело в том, что царь-узурпатор, коим был Петр I, тоже нарушал моральные заповеди. И он не являлся нравственным идеалом для Мазепы и его единомышленников. Здесь предательство, наверное, в другом: народ, казаки, мещанство — они были преданы своей родной вере, православной. Россия, понесшая ради этого большие жертвы, для них была возвращением к родной вере. Ведя до этого борьбу с польским католицизмом, народ Украины не захотел идти к шведскому королю. Как до этого не захотел уйти «под Турцию». И своим шагом — переходом на сторону шведского короля — Мазепа продал прежде всего Православие. А вот это действительно моральное обязательство.
— Матушка Серафима, изучая историю Православия и готовя книги об этом, к каким выводам вы приходите?
— Необязательно уходить в глубь веков, чтобы находить ценное в нашей современности. У нас недавно по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира произошло великое событие — возвращение в Украину мощей князя Владимира, крестителя Киевской Руси. Эти мощи прибыли к нам из Москвы. Блаженнейший Владимир добился, чтобы к нам вернулись великие святыни Православия. В свое время, в 30-е годы, они были у нас уничтожены. Когда же вернули часть мощей князя Владимира, в Лавру вернулась как бы его харизма. Ведь он великий князь, который заставил всю Европу работать на Украину, на весь мир заявил о Киевской Руси. Именно он, князь Владимир-креститель, является тем великим идеалом, который люди ищут.
— В прошлом году вы получили признание «Лучший христианский журналист 2006 года». Писать для светских газет и журналов не является нарушением церковных уставных требований?
— Нисколько, наоборот. Помните, как у поэта: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется»? Слово — это ведь «Логос», что значит Бог. И как пишет апостол Павел: «Горе не делающему добро. И горе тому, кто не благовествует».
— Как вы относитесь к тому, чтобы в общеобразовательных школах преподавали уроки христианской этики?
— Факультативно — да. И Украинская Православная Церковь призвала власть предержащих снять негласный запрет на это. Мы ратуем за то, чтобы дать детям возможность прикоснуться к истинам православия. С этой целью мы обращались к президенту, премьер-министру, к министру образования: разрешить факультативно преподавать этот предмет. По желанию, естественно, родителей. И чтобы преподавательский состав был незаангажированным, имел необходимые знания. В религиозной сфере профессионализм чрезвычайно важен. Но, к сожалению, все стопорится. Нужно терпеливо ждать.
— Однако вернемся к празднествам в Свято-Архангело- Михайловском женском монастыре. Они будут доступными для простых мирян?
— У нас все максимально открыто для прихожан и доступно. Наша обитель с любовью и радостью принимает всех, кто с добрыми намерениями к нам приходит. У нас все наши праздники освящаются богослужением церковным, молитвами. Накануне праздника архангела Михаила у нас будут уставные богослужения, божественная литургия. Кстати, архистратиг божий Михаил является покровителем Киевской Руси, града Киева. И хочу напомнить, 21 ноября произошла одна из примечательных революций — оранжевая — в Украине. Этот политический взрыв произошел для того, чтобы выплеснулась внутренняя агрессия, не оставалась в сердцах людей. Заметьте, потом все относительно успокоилось. Каждый на своем маленьком фронте одержал относительную победу, получил душевное облегчение. Архангел Михаил, наверное, всем нам доказал, что есть главные ценности, а есть внимания не стоящие. 21 ноября во всех украинских храмах будет идти богослужение. А для нашей обители это еще одна возможность воззвать к архангелу Михаилу, чтобы он своим огненным мечом защищал нас от всех бед и помогал вести земное послушание.
Газета «Киевские Ведомости»