Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

09.08.2007. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Состоялась презентация монографии о Богдане Хмельницком

Казачество – один из самых загадочных и увлекательных периодов украинской истории и «белые пятна» в истории Запорожской Сечи, кажется, ликвидированы: днепропетровский историк Иван Стороженко презентовал новую монографию, которая открывает немало тайн и опровергает добрую половину общепринятых исторических фактов.
В Днепропетровском историческом музее им. Д. Яворницкого состоялась презентация новой книги историка Иван Стороженко «Богдан Хмельницкий и Запорожская Сечь конца XVI – середины XVII столетий. Генезис, эволюция и реформирование организационной структуры Сечи». Это уже вторая книга днепропетровского историка, посвященная величайшему казаку и предводителю украинского народа. Так в 2000 году его первый труд «Богдан Хмельницький і воєнне мистецтво у Визвольній війні українського народу середини ХVІІ ст.» (Книга 1. Дніпропетровськ, 1996) стал лучшей монографией в Украине. Она была написана им в соавторстве с польскими учеными. Этот труд о выдающемся украинском полководце не только опубликован в соседней Польше, но и рекомендован в качестве учебного пособия в военных вузах страны.
Новая монография — не менее сенсационная. Самое поражающее открытие нового исследования — на Днепре существовало не восемь сечей, а только три. В точности выводов ученый не сомневается. Изучая источники, Иван Стороженко пришел к мысли: первой казаки построили Базавлуцкую Сечь, позднее Богдан Хмельницкий возвел Чортомлыцкую. Кроме того, была еще и Пидпильная или Новая Сечь. А вот Никитинской Запорожской Сечи, — говорит историк, — не существовало. Все остальные казацкие укрепления — просто форпосты.
Ошибок исследователь не допускает, так как использовал теорию этногенеза Гумилева и даже самоидентификацию с историческими личностями. Несмотря на серьезное разрушение украинских мифов, историческое сообщество книгу восприняло. Присутствующие на презентации историки в один голос подчеркивали, что вообще наша историческая наука очень насыщена мифологемами, которые формировались по разным причинам: были и социальные и общественно-политические заказы, были некоторые предположения карьерного роста того или иного научного сотрудника. Но в случае с Иваном Сергеевичем — другая мотивация. Он попытался проникнуть в наше историческое прошлое и разобраться где же правда, а где мифы.
Пользоваться ли ею как учебным пособием — вопрос еще не решенный. Но то, что гипотеза солидная и имеет право на существование, — на презентации не возражали.
Диакон Георгий Скубак