Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Богдана Александрова. Некрасивые игры вокруг Хоружевского храма. (Кому выгодно нагнетать противостояние на родине президента?)

Некрасивые игры вокруг Хоружевского храма.
(Кому выгодно нагнетать противостояние на родине президента?)

Богдана Александрова

Екатерининский храм в Хоружевке Недригайловского района строится уже 9 лет. Хотя отделочные работы еще продолжаются, уже сейчас видно, сколь великолепным он будет. Итальянский мрамор замысловатым символическим узором покрывает пол, на стенах и потолке уже появляются фрески, которые выполняют художники Львовской академии искусств. Снаружи церковь и вымощенный камнем церковный дворик с клумбами в весеннем солнечном свете производят просто-таки незабываемое впечатление. С четырех сторон церковная баня уже украшена мозаичными изображениями чудотворных икон Сумщины — Божьей Матери Корсуньской, Путивльской, Молченской и Ахтырской. Вскоре рядом с ними появятся Пряжская икона Божьей Матери и Роменская Мадонна, недавно найденная в музее Пустовойтовки. Расположен храм на возвышенности, а на склонах вокруг него — калиновый сад, заложенный президентом Виктором Ющенко, и мемориал жертвам Голодомора. А их в селе насчитывается более семисот. Правда, мемориал пока не закончен — здесь будет еще статуя девочки с пятью колосками в руке (ведь именно пять колосков, подобранных на колхозном поле, служили тогда основанием для ареста). Украсит склон возле церкви и трехметровая статуя Андрея Первозванного, которая уже изготовлена — осталось только привезти и установить. Словом, храм и его окрестности после завершения работ станут настоящей жемчужиной Сумщины. Все, казалось бы, хорошо, но, к сожалению, уже сейчас здание, в нижнем храме которого три года проводит богослужения Святоекатерининская община УПЦ, пытаются у православных отнять. Притом, как выяснилось, совершенно незаконным способом.
Рассказывает настоятель Екатерининского храма отец Геннадий:
- Наша церковная община УПЦ зарегистрирована в 1991 году. Тогда богослужения проводились в молитвенном доме. Девять лет назад мы начали строительство этого храма. Конечно, самостоятельно наша громада никогда не смогла бы его возвести — работы практически полностью финансировались семьей Ющенко. Да и местная агрофирма помогала. С самого начала церковь предназначалась для нашей общины, это знали все: и местная власть, и спонсоры. Земля, на которой она строится, передана нам в аренду на 49 лет. И никому даже в голову не приходило, что кто-то будет на нее претендовать. Но недавно наш сельсовет созвал на «собрание» около 30 человек — практически все они работают в сельской инфраструктуре — и начал собирать подписи для создания общины Киевского патриархата. Четверо из них отказались, остальные подписали, и документы с требованием зарегистрировать их общину в нашей церкви были направлены в область. Их, говорят, вроде бы вернули обратно. Хочется верить, что на этом все и закончится…
Памятуя горький опыт некоторых общин УПЦ на Сумщине, на имущество которых местная власть уже покушалась, мы решили пообщаться с основателями общины. Как показала беседа, оставлять свою веру в угоду сиюминутным интересам власти они не намерены:
- Конечно, мы никуда переходить не будем, и батюшка наш сказал, что никогда не перейдет. Нет у этой веры благодати. У нас в соседнем селе создали такую общину. А потом родственникам похороненных по «обряду» КП стали сниться мертвые и просить: «Закройте нас. Мы незапечатанные…» Пришлось привозить батюшку из другого села, чтобы запечатал могилы по православному обряду. Так что, если у нас отнимут церковь, мы будем ездить в Недригайлов, в другие села — но в эту церковь не пойдем… Да, какие-то сборы они проводили. Мы уже потом узнали — нас, верующих, туда никто не звал. Собирали тех, кто в сельсовете работает, в школе, в конторе агрофирмы… Нам даже не сказали ничего.
Неужели сельсовет действительно хочет забрать помещение у действующей общины? Как же это согласуется с законодательством? Чтобы прояснить позицию сельсовета, мы обратились к его председателю Нине Левченко:
- Мы украинцы и имеем право на то, чтобы у нас была своя, украинская церковь — не Московского, а Киевского патриархата. Сначала мы ходили по дворам, собирали подписи. Потом на собрании говорили с громадой, приезжал батюшка из Киевского патриархата. Сельсовет всех об этом собрании информировал, мы звали, расклеивали объявления… Конечно, эта церковь должна принадлежать громаде — мы же ее строили. Чего это мы должны у Москвы разрешения спрашивать? Если громада хочет, чтобы был Киевский патриархат, то мы должны делать так, как хочет громада.
- А сколько человек в громаде?
- Тысяча пятьдесят.
- А пришли на собрание?
- Человек 35. Просто рабочее время было, и не все смогли прийти.
- А верующие общины Московского патриархата на собрании были? Как они к этому относятся?
- А мы их не приглашали.
- И громада сама строила церковь?
- Спонсоры помогали. А громада принимала участие — люди убирали участок, помогали на строительстве. Мы строили церковь всем селом. Документы на создание общины мы подали, ответа еще не получили.
Итак, решая судьбу храма, переданного в пользование общине УПЦ, членов этой общины на собрание не позвали. Хотя почти все основатели общины — люди пенсионного возраста, и как раз они-то и могли бы посетить собрание, проводимое в рабочее (!) время. Видимо, не случайно власть решила ограничиться сходом лишь в 35 человек. Тем более, что в силу зависимости собравшихся от сельского руководства (практически все они работают в подконтрольных сельсовету структурах) решение «громады» предсказать было нетрудно…
Прокомментировать эту ситуацию мы попросили одного из руководителей казачьего движения Слобожанщины, атамана Сумского полка слободского казачества Сергея Кондратенко.
- Сергей Николаевич, казакам, поддерживающим каноническую Православную Церковь, неоднократно приходилось отстаивать права верующих не только в Сумской области, но и в других регионах Украины. В связи с этим, что вы можете сказать по поводу законности действий местной власти Хоружевки?
- В данном случае руководство сельсовета полностью проигнорировало закон, который четко определяет, кто и в каком порядке может решать вопрос перехода религиозной общины из одной юрисдикции в другую (ведь только в этом случае может стоять вопрос о передаче выделенной земли и храма другой общине). Подобное решение может быть принято лишь самими членами общины УПЦ, которых даже не удосужились пригласить на импровизированный сход. При этом необходимо чтобы вся (!) существующая община УПЦ, а не не имеющий в данном случае никаких юридических прав сельский сход (тем более с сомнительным представительством в 35 человек), приняла решение о таком переходе. То, что председатель сельсовета как представитель органа местной власти сам организовывает противозаконные акции, имеющие своей целью отобрать храм у верующих Украинской Православной Церкви, — факт не просто антизаконный, а вопиющий. И здесь, по моему глубокому убеждению, должны сказать свое слово областная и районная госадминистрации, органы прокуратуры. Просто не верится, что такое возможно в стране, высшее руководство которой декларирует свою приверженность демократическим принципам. Ситуация выглядит еще более прискорбно, если учесть, что речь идет о родине действующего президента, который позиционирует себя как демократ. Ведь с такими примерами торжества «демократии» нам впору мечтать не о европейских ценностях, а о возврате к первобытным родо-племенным отношениям.
- По словам сельчан, возведение храма, вокруг которого разгорелись страсти, финансируется преимущественно семьей Ющенко, а строительные работы курируются лично братом президента Петром Андреевичем. Может, инициаторов всего происходящего следует искать не в сельсовете, а выше?
- Еще раз подчеркну: ситуация с храмом настолько вопиющая в правовом отношении, что вряд ли этот сценарий был согласован с Петром Ющенко. В противном случае на нем можно уже сегодня поставить крест как на политике, который исповедует демократические ценности. Вполне возможно, что, видя лояльное отношение братьев Ющенко к Киевскому патриархату, местные власти просто поспешили «угодить» своим именитым землякам, забрав храм у общины УПЦ и передав его КП. Я думаю, что случившееся не останется без внимания того же Петра Андреевича. Подождем его реакции, и тогда сразу станет понятно, на каких позициях он стоит. К слову сказать, когда шла предвыборная президентская кампания 2004 года, Виктор Ющенко постоянно подчеркивал, что он строит в своем родном селе церковь для общины УПЦ. Этим самым он убедил многих верующих в своей приверженности канонической православной церкви.
- Убеждая сельчан передать церковь Киевскому патриархату, голова сельсовета приводила аргументы, мягко говоря, далекие от истины…
- Аргументация сельского головы в поддержку «национальной церкви» не может не настораживать. В ней мало истины, но зато много откровенных инсинуаций в адрес Украинской Православной Церкви, разжигающих межконфессиональное противостояние, оскорбляющих религиозные и гражданские чувства верующих. Не берусь заранее расценивать это как преднамеренную клевету. Возможно, в силу недостатка объективной информации, эта позиция сформировалась у председателя под влиянием «духовного окормления» представителями Киевского патриархата. Ведь достаточно познакомиться с их областной газетой «Православный христианин», чтобы узнать, что верующие канонической церкви — это пятая колонна Москвы; что у них (в отличие от Киевского патриархата) нет любви к Украине; что священники канонической церкви — чуть ли не платные агенты Кремля; что сама УПЦ, которая на самом деле по статусу имеет практически полную самостоятельность (широкую автономию), — не более чем филиал РПЦ и что она вообще далека от Бога. Все эти аргументы до боли напоминают атеистические лозунги времен тотальной борьбы с церковью, когда все священники объявлялись агентами мирового империализма и пособниками буржуев. Сегодня мало что изменилось, разве что теперь верующие УПЦ стали именоваться агентами Кремля. В этих идеологических штампах правды не более, чем Духа Истины в самой УПЦ КП, которую справедливо считает безблагодатной, т.е. богооставленной, все мировое православие. Достаточно сказать, что даже их вчерашний союзник и «родитель» — УАПЦ — недавно отказался от любого общения с Филаретом, выразив тем самым свое отношение к его «национальной духовности».
- Из бесед с хоружевцами видно, что многие из них опасаются давления со стороны местной власти, которая может довести дело до конца…
- Убежден, что если у руководства сельсовета есть хоть капля здравого смысла, то оно оставит эту бесперспективную затею. Хотелось бы напомнить местным властям, что чиновник любого уровня должен руководствоваться не личными политическими или религиозными симпатиями, а исключительно законами Украины и Конституцией. Если же кто-то считает, что закон для него не писан и что ради «национальной идеи» можно действовать по собственным «национальным понятиям» в надежде на высокое покровительство, то это глубокое заблуждение. Православная общественность Слобожанщины (и не только) сумеет защитить законные права верующих на любом уровне.
И если кому-то хочется, чтобы православные со всей Украины собрались на родине президента, чтобы поддержать своих братьев по вере, а заодно обратить внимание самого Виктора Андреевича на плоды «демократии» в его родном селе, со всей ответственностью заявляем: мы к этому готовы.
Газета «Ваш шанс», Сумы