Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Архимандрит Евлогий (Гутченко), ректор Одесской духовной семинарии. Самосвятский раскол в Украине

Самосвятский раскол в Украине

Архимандрит Евлогий (Гутченко),
ректор Одесской духовной семинарии

Сегодня Церковь Христова в Украине переживает сложное и тяжелое время. Ереси и расколы, гонения и отступления терзают Святое Православие. Кроме нашествия католицизма и многочисленных протестантских сект и движений в Украине открыто ныне действуют так называемые автокефальные «церкви», которые ведут борьбу с канонической Православной Церковью.
Раскольники ведут свое начало от самосвятского «митрополита» Василия Липковского и возглавляемой им организации. Для того, чтобы лучше понять все происходящее, цели и задачи современных раскольнических группировок, увидеть их безблагодатность, нужно обратиться к истории возникновения автокефального движения.
Как известно, с 1917 года Русская Православная Церковь вступила в период особых испытаний. Кроме внешних гонений со стороны безбожной власти, Церковь-мученица испытывает внутренние нестроения от тех, кто по апостолу «вышел от нас, но не был нашим» (I Ин. 2, 19). Появились политиканы в рясах и протестантствущие, руководившиеся не канонами, а политикой и карьерой. Возникли самочинные сборища под различными наименованиями, неизвестными священным канонам и Священному Преданию Церкви: «живая церковь», «обновленцы», «деятельная христианская церковь», самосвяты. Некоторые священники объявляли себя епископами, архиепископами, митрополитами. Появились женатые «архиереи», второбрачные «священники». Дошло до дикого, кощунственного «посвящения во епископа» запрещенными священниками и мирянами. Провозглашались самочинные автокефалии по политическим мотивам. Еще задолго до революции 1917 года в Киеве образовалась группа националистически-революционно настроенного духовенства и мирян. На духовенство высшей церковной властью были наложены некоторые ограничения дисциплинарного характера. Эти революционно настроенные круги духовенства выжидали подходящего момента, когда они могут повести открыто борьбу против православного церковного управления в Украине. Летом 1917 года созданная в Киеве Центральная рада стала поощрять церковный сепаратизм. Министром исповеданий Рада назначила Миколу Бессонова, бывшего епископа Никона, который сразу после февральской революции сложил с себя сан и обвенчался со своей наложницей.
Брак бывшего епископа кончился трагично, жена его была найдена в постели мертвой, убитой выстрелом из револьвера. Бессонов, пользуясь своим положением, похоронил ее в Покровском женском монастыре. Покойнице на грудь он положил свою панагию, в ноги – клобук, на ленте была отпечатана наглая, кощунственная надпись. На просьбу архиепископа Волынского Евлогия пожалеть Церковь и сместить министра-ренегата глава Рады Голубович ответил отказом, сославшись на хорошую осведомленность Бессонова в церковных делах. Под покровительством Центральной Рады сколачивается самочинная украинская церковная рада. После октябрьского переворота захватившие власть в свои руки большевики, отрицающие всякую религию вообще, главное острие борьбы направили на Православную Церковь.
В Киеве был организован комитет по созыву Всеукраинского собора, во главе которого стал архиепископ Алексий (Дородницин), живший на покое в Киево-Печерской Лавре. Членами комитета были некоторые киевские священники, сыгравшие впоследствии немалую роль в разрушении Церкви в Украине, и ставшие сотрудниками ГПУ добровольно и поневоле. Этот комитет самочинно объявил себя «временным церковным правительством для всей Украинской Православной Церкви» и назначил комиссаров в духовные консистории во все епархии Украины.
8 декабря 1917 года к митрополиту Киевскому Владимиру явилась комиссия от Центральной Рады во главе с председателем священником Маричевым, депутатами священниками Н. Шараевским, П. Тарнавским, С. Филипенко, диаконом Ботвиненко и лаврским диаконом Порфирием, который впоследствии снял сан, отрекся от Церкви и скончался от рака в больших мучениях. Комиссия предложила митрополиту Владимиру и его викарию выехать из Киева. А священник Василий Липковский явился к другому викарию, ректору Киевской Духовной Академии епископу Василию и предложил взять на себя управление Киевской митрополией. Получив отказ, Липковский заявил, что все же митрополит Владимир покинет Украину.
Вскоре к митрополиту явилась делегация с требованием покинуть Киев, на что святитель с волнением ответил: «Я никого и ничего не боюсь. Во всякое время я готов отдать свою жизнь за Церковь Христову и за веру Православную, чтобы не дать врагам ее посмеяться над нею. Я готов страдать до конца, чтобы сохранить Православие в России там, где оно началось…». И затем, подойдя к одному из явившихся и указывая на его сердце, митрополит добавил: «А знаете ли вы, что первый революционер был диавол, а вы делаете революцию в Церкви Христовой» и горько заплакал. В такой тяжелой обстановке приходилось митрополиту управлять Церковью в Украине в наступившие смутные дни. 25 января 1918 года священномученик Владимир был расстрелян за оградой Лавры около Печерского крепостного вала.
Весной 1919 года при содействии советской власти самочинно образовавшаяся в Киеве группа священников, в которую входили Василий Липковский, Нестор Шараевский, Петр Тарнавский объявила себя «всеукраинской православной радой». Председателем рады был поставлен Михаил Мороз, фактически присвоивший себе права Предстоятеля Церкви. Впоследствии Мороз отрекся от веры и от Бога.
Под благовидным предлогом организации своей национальной церкви эти люди выполняли указания большевиков, а когда сыграли свою роль, то почти все вожаки автокефального движения, за немногим исключением, отказались от Бога на страницах советских газет и журналов.
Когда деникинская армия заняла на короткое время Киев и прибыл избранный в 1918 году епархиальным съездом на митрополичью кафедру митрополит Антоний, то последний принял в отношении зачинщиков раскола соответствующие меры. Прежде всего, православным вернули отнятые храмы. Зачинщиков митрополит Антоний запретил в служении. Для тех, кто желал, чтобы богослужения совершались на украинском языке, он предоставил свою домовую церковь при митрополичьем доме в ограде Софийского собора. Но желающих молиться на украинском языке было так мало, что небольшая Макарьевская церковь не всегда была заполнена. Ясно было видно, что дело заключается не в том, что богослужение совершается на славянском языке, а имеет характер вовсе не религиозный, а политический.
В ноябре 1919 года митрополит Антоний, вследствие приближения большевиков, вынужден был покинуть Киев. В управление митрополией вступил епископ Назарий. Заняв Киев, большевики опять отдали самозваной раде храмы, отнятые ими ранее для бунтарей. Всеукраинская рада снова стала действовать официально с разрешения и явного пособничества советской власти.
Вот характерный пример того, как безбожная власть помогала раде в ее борьбе против Православной Церкви. Самочинники долго не могли захватить в свои руки большой Софийский собор. Тогда епископа Назария вызвали в отдел религиозных культов и стали ему угрожать, требуя, чтобы он покинул собор. Епископ Назарий доказывал властям, что Софийский собор – это православная кафедра и в данный момент его, как заместителя митрополита. Тогда власти просто предписали председателю рады М. Морозу немедленно занять собор, что и было исполнено при помощи милиции.
Пришедшая к власти Директория во главе с С.Петлюрой провозгласила 1 января 1919 года закон об автокефалии Украинской Церкви. Был составлен самочинный синод во главе с архиепископом Екатеринославским Агапитом. Но после прихода в Киев красной армии 5 февраля 1919 года Синод распался – Архиепископ Агапит, оказавшийся вскоре на территории, занятой Добровольческой Армией, и лишенный там сана за учинение раскола, принес покаяние. Таким образом автокефалисты остались без архиерея.
Самочинники сознавали, что без епископа нет Церкви, и поэтому делали попытки завлечь в свои сети кого-нибудь из православных епископов, обещая им все блага земные. Это им не удалось. Даже архиепископ Алексий (Дородницин), вначале воодушевлявший самочинников, тоже эмигрировал с Добровольческой Армией и покаялся, видимо, поняв, что связался с преступными разрушителями Церкви.
Епископ Назарий, видя продолжающееся беззаконие, своим указом запретил расколоучителей в священнослужении. Но те не обратили на это внимания. Украинская рада на заседании 5 мая 1920 года вынесла следующее постановление: 1) Для возрождения украинской церкви не надо считаться с православным епископатом и обращать внимание на запрещения епископа Назария; 2) все, находящиеся в Украине православные епископы -враги украинского народа, так как находятся с связи с Московской Патриархией; 3) рада снова объявляет себя автокефальной, независимой ни от какой Церкви, а особенно от Русской Православной. Главным принципом управления признается всенародное соборное правление.
Таким образом, 5 мая 1920 года образовалась самочинная украинская автокефальная, так называемая, церковь. Это первый случай в истории, чтобы без участия епископов, под возглавлением мирянина с несколькими запрещёнными священниками была провозглашена автокефалия.
Православная Церковь, будучи притесняема советской властью, не была в состоянии нейтрализовать автокефальное движение, которое не было религиозным движением, ведущим за собой верующие массы, а просто новой политической авантюрой, использованной советской властью для уничтожения Православия.
Автокефалисты отбирали у православных храмы. Обычно это происходило так. Приезжали в город или село т. н. «благовісники». Они предъявляли советским органам свои документы, а также утвержденный советской властью «статут»(устав), в котором было сказано, что они имеют право распространяться по всей Украине. При этом тот или иной район заранее получал от ГПУ секретные директивы всемерно помогать автокефалистам, но делать это так, чтобы население не замечало, что советская власть покровительствует захватчикам. Около «благовісників» обыкновенно группировалась бесшабашная молодежь, менее всего разбирающаяся в церковных вопросах. Среди них немалый процент принадлежал к комсомолу.
Прежде всего, следовала речь о том, что царское правительство и Православная Церковь с епископами всегда угнетали украинскую национальную культуру, не давали возможности молиться на родном языке. Теперь советская власть принесла свободу всем, в том числе и религиозную, дает возможность сбросить старые церковные оковы и ни от кого не зависеть, что они в данном случае и должны сделать, если желают иметь свободную украинскую церковь. И вот, эта гурьба с песнями и криками под предводительством агитатора идет к местной церкви, отбирают ключи у перепуганного священника или церковного сторожа и объявляют, что отныне храм принадлежит украинской автокефальной церкви.
После такой усиленной повсеместной кампании по захвату храмов, автокефалисты к октябрю месяцу 1921 года стали съезжаться на свой всеукраинский «собор» в Киеве. Собралось около 400 делегатов. Среди них около 60 старых священников, из которых половина во время собора покинула автокефалистов, увидев, что затевается беззаконие. Открытие собора состоялось 1 октября в Софийском соборе, захваченном автокефалистами. Председателем «всеукраинской церковной рады» на соборе был вновь избран М. Мороз, а членами президиума – запрещенные священники. Главным вопросом, поставленном на т. н. «соборе», был вопрос о епископате и невозможности добыть его обычным путем. Запрещенный священник В. Липковский прочел собору доклад – о правомочности с канонической точки зрения созванного ныне «всеукраинского собора» и том, что перед Христом Спасителем все равны. Раз епископы не прибыли на «собор», то значит они сами отлучили себя от украинской «церкви». После доклада «собор» признал себя каноничным и правомочным голосом всей украинской церкви и что в нем действует благодать Святого Духа. Профессор В. Чехивский на вопрос одного из членов «собора», не думает ли этот «собор» сам создать епископат, ответил: если «собор» признается всеми как правомочный и каноничный, то эта возможность не исключается. Это замечание многих смутило; было внесено предложение еще раз обратиться к православному Экзарху всея Украины митрополиту Михаилу (Ермакову) с просьбой посетить «собор». Митрополит Киевский Михаил прибыл, благословения своего собравшимся не дал и предложил всем разъехаться по домам, так как этот съезд он за собор признать не может. Самочинники стали уговаривать митрополита, чтобы тот рукоположил им епископов и именно тех, кого они представят. Экзарх ответил, что их кандидатуры для Православной Церкви неприемлемы по многим причинам. Видя, что страсти разгораются, митрополит Михаил подошел к иконе Божией Матери «Нерушимая Стена» и начал громко молиться, прося Царицу Небесную не допустить беззаконие.
На следующий день профессор В. Чехивский на основании искаженных церковно-исторических данных стал доказывать, что верующие могут сами, без епископов, рукоположить архиереев. Поэтому нынешний «собор» будто бы имеет полное каноническое и догматическое право посвятить выбранного им епископа. Далее он сказал, что в апостольские времена не было рукоположений епископов, что святого апостола Павла рукоположили пророки, которые сами не были епископами, что апостол Тимофей рукоположен был руками пресвитеров, далее, что в Александрийской и Римской церквах долгое время якобы посвящали пресвитеры, а когда епископы отняли у пресвитеров это право, то дескать, это было уже нарушением апостольской практики. Благодать Святого Духа вообще не в епископах, а в Церкви, т. е. в обществе верующих. После такой новой теории, высказанной В. Чехивским, группа здравомыслящих священников покинула собрание. Затем «собор» избрал В. Липковского «митрополитом» Украины.
22 октября совершили положенное по форме архиерейское наречение. А на следующий день «посвятили» Липковского во «епископа» и нарекли «митрополитом» всея Украины. Когда наступил момент рукоположения, миряне стали ложить руки на плечи один другому и так дошли до диаконов, диаконы на плечи священников, а священники положили руки на голову Василия Липковского. Видимо чувствуя, что не все в порядке, они положили на голову Липковского руку священномученика Макария, святые мощи которого находились в Софийском соборе.
Так совершилось невиданное в истории Церкви «посвящение» без епископов запрещенного протоиерея Василия Липковского. В последующие дни сам Липковский уже по старой православной практике «посвятил» Н. Шараевского, а также Ивана Теодоровича, который вскоре прибыл в Северную Америку. После 30-летнего пребывания в положении самосвятского архиерея, он все же принял вторичное посвящение во епископа от правильно рукоположенных епископов. За это от него отошла чуть ли не вся самосвятская паства, с т. н. духовенством.
Далее пошел процесс «рукоположения» новых т. н. епископов. Возникает вопрос: если при «рукоположении» Липковского нужны были миряне, то почему дальнейшие «рукоположения» совершались, подражая чину Православной Церкви и миряне не были больше нужны? Так родилось небывалое в истории Церкви самосвятство, грубое протестантство с сохранением внешней православной обрядности.
Окрыленные покровительством большевиков, самосвяты предполагали созвать представителей автокефальных православных Церквей на совещание в Киев 9 мая 1922 года. Они разослали всем восточным Церквам извещение о своем поставлении. Конечно, ни от одной Церкви ответа они не получили.
Не взирая на то, что сектантов поддерживала советская власть, они все же оставались, по сравнению с православными, в меньшинстве и украинский народ в своей массе за ними не шел. В их лице он видел еретиков, отступников, самосвятов, прислужников коммунистов и вообще безбожников. Многие верующие из захваченного автокефалистами прихода шли часто далеко в другой православный приход молиться, участвовать в богослужении.
Очень много было храмов, где установлено было поочередное служение. В таких случаях православным приходилось каждый раз после автокефалистов переосвящатъ церковь. Народ делился на партии, возмущался, что было на пользу большевикам, стремившимся через самосвятов посеять раздор и смуту в украинском народе и разрушить Святое Православие.
С 1925 года начало постепенно сокращаться автокефальное движение. Когда самосвяты сделали все возможное для разрушения Православной Церкви в Украине, советская власть приступила к постепенной ликвидации и самой автокефальной «церкви». Нужно отметить, что среди духовенства самосвятской «церкви» не было братской любви между собой. Это проявилось в том, что среди них много оказалось предателей. Стоило только коммунистам прижать самосвятов, как они сами стали предавать и уничтожать друг друга.
Самосвятский «собор» 1927 года по указке ГПУ отстранил т. н. «митрополита» Василия Липковского от управления автокефальной «церковью». В мае 1929 года по указанию ГПУ был назначен новый съезд, после которого многие самосвятские епископы публично сняли с себя сан, которого по разумению Православной Церкви они вообще не имели. Вскоре в советской печати появились заявления автокефальных «епископов» П. Ромоданова, К. Кроткевича, В. Дахивника, Марка Грушевского, Пивоварова, К. Малюшкевича, что они порывают связь с украинской контрреволюцией, снимают с себя епископский сан и идут трудиться для укрепления советской страны.
Окончательно расправилась советская власть с автокефальной «церковью» в 1930 году. Для этого было предложено остаткам всеукраинской рады созвать т. н. «чрезвычайный собор», на котором было принято решение о самоликвидации украинской автокефальной «церкви».
После «собора» Иван Павловский переехал из Харькова в Киев и возглавил оставшиеся 300 приходов, объявив себя «митрополитом всея Украины». В 1933 году он снял с себя сан, отрекся от веры и самосвяты окончательно перестали существовать.
Первый автокефальный лжемитрополит Василий Липковский поселился со своей больной женой у сестры на окраине Киева. Здесь он прожил до 1935 года. Незадолго до последнего ареста «митрополита» скончалась его жена. Примечательно то обстоятельство, что когда она заболела, то упросила своего мужа пригласить для исповеди и Причащения священника Православной Церкви, и он должен был исполнить просьбу умиравшей. Второй ее просьбой было, чтобы отпевал ее также не самосвятский, а православный священник. В 1935 году Липковский был арестован и расстрелян.
Самосвятский митрополит В. Липковский оставил свои воспоминания, в которых он сам дает следующую характеристику видным деятелям автокефального движения в Украине.
«Риба, кажуть, псується з голови, так сталось і з УАПЦ, – пишет Липковский. – Перша її тяжка рана виявилась у вищому керуючому органі… і насамперед в її голові… Михайло Мороз був досить тяжким церковним працівником, — що сам налагоджував, сам же руйнував… Як не підносимо ми свою всенародну благодать про утворення єпископату в УАПЦ, але у складі і цілого єпископату були сумні хиби і тяжки рани на тілі УАПЦ… Собором був висвячений Юрій Махновський, людина взагалі гарна, але він жив невінчаний з жінкою якогось поштовика, з нею поїхав на єпархію до Чернігова, з нею подорожував по єпархії. Про це всі знали. Це робило сумне враження. За вимогою Мороза висвячений був єпископ Михайло Маляревський. Він плямив сан єпископа своїм шкурництвом.
Єпископ Григорій Стороженко, гарний промовець, справою УАПЦ захопився, але був зовсім нездатний до єпископства, не розумів його, а до того ж відбив жінку від єпископа Пилипа Бучила і одружився з нею, а скоро і зовсім відійшов від УАПЦ. Сам Бучило теж відійшов від УАПЦ. Кажуть, і проклинає той час, коли він до неї приєднався.
Архієпископ Пивоваров — людина без честі і совісті. Навіть поважний Кость Кротевич (архієпископ), людина стара, розвівся з жінкою й одружився з молодою…, перейшов до Житомира, там цю жінку відпустив, перейшов до Вінниці та і там не затримався и теж кажуть, зрікся сану.
Теодосій Сергієв не встиг приєднатися до УАПЦ, як зараз же одружився з молодою дівчиною…
Що до жіноцтва говорять і про архієпископа Івана Павловського, про архієпископа Степана Орлика і ще про декого.
Повну нездатність до єпископства в УАПЦ виявив І Григорій Мозолевський, Яків Гуляєвський і нікчемний Володимир Самборський… Ще далі по стежці ДПУ пішли єпископи Петро Ромоданов і Марко Грушевський, що зрікся сану, і церкви, і взагалі віри.
На службу ДПУ пішли і єпископи Брожсньовский, Тарнавський, Ширяй.
А ввесь взагалі єпископат УАПЦ, за винятком Ярещенка, Орлика і Феодоровича, що в Америці, покірно схилився перед вимогами ДПУ, – не без підстави заслужив собі в народі назву зрадників, христопродавців, що продали свого митрополита, і свою братію, і саму церкву-матір, обкидали їх самими ганебними наклепами, яких тільки вимагало від них ДПУ, навіть не за ласку панську, а хоч за тимчасове собаче життя…
Виходить, що новий єпископат УАПЦ був найтяжчою болячкою на тілі своєї церкви. Це дуже сумно, але це справді є, це вже голос народу…» (Цит. по: Архиеп. Леонтий «Украинские шовинисты и самосвяты», ж-л «Русский пастырь», №22-23, с. 184-186). Такую характеристику руководства и т. н. епископата автокефальной «церкви» дает сам самосвятский «митрополит» Василий Липковский.
Святой Апостол Павел советует смотреть больше за собой и не судить чужого раба, не судить о личных грехах и недостатках другого человека, потому что «силен Бог восставить его» (Рим.14,4). Основной грех самосвятства не в том, что не все его представители оказались безупречными в жизни, а в том, что оно откололось от Христовой Церкви «и иный алтарь водрузило» (св. Апп. пр. 31); и не только водрузило, но и всячески воевало против Святой Церкви, стараясь отторгнуть за собой церковных овец.
К сожалению, и сегодня у многих вновь потемнилось каноническое сознание. Многие утратили чувство обязанности и необходимости соблюдения канонов Церкви и, вместо них, стали руководствоваться различными мирскими политическими соображениями.
Сегодня вновь в Украине действуют раскольники – это так называемые украинская автокефальная православная церковь и украинская православная церковь киевского патриархата – продолжатели дела самосвятской секты Липковского.
К деятелям этих раскольнических групп приложимы слова послания святого Патриарха Гермогена, направленные к «бывшим братьям», для которых этот великий святитель не находил уже другого более подходящего названия, потому что, как он писал: «в ум наш не вмещается сделанное вами, и слух наш никогда ничего подобного не воспринимал, и в летописях не встречали подобного тому, что, невместимое для человеческого ума, совершено вами».
Вождям расколов следовало бы серьезно подумать сегодня о единстве Церкви в Украине и о той разрушительной работе, которую они ведут теперь. Они должны понять, что их ругательства и кощунственные выпады против канонической Украинской Православной Церкви унижают не Церковь, а их самих, что все эти изуверные выходки говорят о том, что они потеряли даже чувство меры, приличия, что они полны злобы и напоминают собою одержимых, что у них нет ни мира, ни любви, так необходимых для христиан и особенно для иерархов.
Единственно возможным средством уврачевания современных расколов в Украине является покаяние и присоединение к благодатной Украинской Православной Церкви в юрисдикции Московского Патриархата, имеющей каноническое признание всех Православных Церквей, а также апостольское иерархическое преемство, законную преемственность священноначалия, чистоту и неповрежденность догматов веры, таинств и священных канонов.
О единстве православных, о вразумлении пребывающих в расколе сугубо молит ныне Святая Церковь Господа Бога: «Призри на Церковь Твою и виждь, яко… овии расколом противящеся евангельской Твоей истине, отступают от достояния Твоего, отревают Твою благодать и повергают себе суду Твоего Пресвятаго Слова… Буди милостив нам, укрепи нас в правоверии силою Твоею, заблуждающим же просвети разумныя очи светом Твоим Божественным, да уразумеют Твою истину, умягчи их ожесточение и отверзи слух, да познают глас Твой и обратятся к Тебе, Спасителю нашему». Аминь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев Валерий, прот. «Украинский раскол в 20-х годах», машинопись.
2. Вениамин (Федченков), митр. «На рубеже двух эпох», М. 1994 г.
3. Евлогий (Георгиевский), митр. «Путь моей жизни» М. 1994 г.
4. Леонтий архиеп. «Украинские шовинисты и самосвяты» журнал Русский пастырь» № 22-23. 1995 г.
5. Резолюция Свят. Патриарха Сергия. ЖМП № 3; 1943 г.
6. Серафим, митр. «Без канонов». ЖМП № 6; 1949 г.
7. «Українська автокефальна церква». Почаев, 1995 г.
8. Цыпин В. История Русской Церкви, ч. II. Загорск 1991 г.
9. Шабатин И., проф. «Русская Православная Церковь в 1917-1967 гг.» ЖМП № 10; 1967 г.