11.05.2007. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Народный умелец воссоздает старинные храмы
У днепропетровца Валентина Аболмасова на службе у искусства служит обыкновенная сорго. Этому необычному хобби он посвятил уже 30 лет. Аналогов ему, утверждает мастер, нет ни на постсоветском пространстве, ни тем более на Западе. Из стеблей сорго, который еще называют веником, поскольку используется для плетения этих необходимых в хозяйстве предметов, народный умелец создает храмы.
Такое серьезное увлечение начиналось с одного маленького дома в северном стиле. Сейчас он красуется на самом видном месте в квартире автора. До того, как умельца посетила мысль создавать храмы из сорги, Валентин Михайлович пробовал себя в разных визах искусства: делал гравюры, занимался работой по дереву. Но такой досуг оказался очень расточительным для семейного бюджета. Когда же ему в руки попалась сорга, понял — это то, что надо. Делясь опытом, Валентин Аболмасов рассказывает: «Это верхушка срезается, на веники идет, на метлы в хозяйстве. А все, что остается, потом скашивается и сжигается. А потом, когда его доведешь до ума, то получается уникальный красивейший материал».
Толчком к работе послужила книга «Архитектура древней Руси». Именно она вдохновила его на копирование. Выбор автора пал сразу на храмы. И это неудивительно, ведь красивейших строений, — говорит умелец, — нельзя представить. Примеры естественно должны быть деревянными.
Как известно, первые православные храмы на Руси были деревянными. Многие памятники древней архитектуры, сложенные из могучих дубовых кряжей, дошли и до наших дней. Деревянное зодчество имеет русские корни, и славится во всем мире. Но не перевелись еще народные умельцы, для которых древние храмы имеют особое значение — служат прообразами уникальных мастеровых церквушек. Вплоть до восемнадцатого века деревянное зодчество было неотъемлемой частью в строительстве храмов. Теперь другие времена. Но бревенчатые церкви остаются ценными памятниками древней архитектуры и, как оказалось, даже имеют свои копии.
На сегодняшний день в квартире Валентина Аболмасова собраны миниатюры лучших карельских храмов, часовен и колоколен. Сейчас автор трудится над Преображенским храмом Кижского погоста. При всем величии своего прообраза, она помещается на письменном столе и достигает высотой не более полуметра.
Создание одного такого шедевра, в общей сложности занимает 2-3 месяца. На самый сложный проект уходит месяц. По словам автора, самый ответственный момент в работе это ее начало: необходимо за фронтальной иллюстрацией разработать чертеж. Потом, в соответствии к нему, вырезаются все необходимые детали, которые впоследствии склеиваются между собой.
Многие экспонаты были представлены на выставках, а некоторые из них находятся за пределами родины. Работа над одной копией занимает несколько месяцев, да и с материалом немало хлопот. Только на купол уходит более пятисот заготовок, которые, в свою очередь, требуют тщательной обработки.
Научиться искусству миниатюрной архитектуры, по утверждению автора, каждый может самостоятельно: необходимо лишь попробовать. Не нужно пугаться и финансовых затрат — они минимальные. Наточенный нож или пилочка, сорга, бытовой картон и клей ПВА — это все, что нужно для работы. «Много не надо – говорит автор. – Только материал, инструменты, усидчивость и воображение. Вот храм сначала нужно представить в голове, а потом на бумаге».
Начинать архитектор миниатюр советует с простых домиков и чайных коробок, и… не надо бояться ошибок. Ведь от них не страхует даже 30-летний опыт. Карельский Преображенский собор из десяти тысяч маленьких деревянных деталей Валентин Михайлович создает во второй раз, так как первоначально допустил ошибку при расчетах. Но от идеи не отказался. Ошибка в миллиметр приводит к переделке всего экспоната, поэтому под рукой всегда должны быть чертежи.
За работой народный умелец признался, что с удовольствием объяснял бы это все своим ученикам. Но пока их нет: «Мне не тридцать и не сорок лет, а хотелось бы кому-то передать свой опыт. У меня огромный опыт. Это же если любой увидит эту вещь, то переступит, переедет. А если он увидит храм, и скажут, что он сделан из сорго, он уже заинтересуется… Подходили и спрашивали, а как, а что, а вот бы заняться. Ну как заняться? Это нужна школа».
С каждым годом мастер придумывает новые элементы в строительстве церквушек. С недавних пор внутри каждого храма появляются маленькие иконостасы. Валентин Михайлович старается приблизиться в своем творчестве к мастерству русских зодчих. И главной своей целью видит воссоздание шедевров, хранящих в себе тайну веков.
В дальнейшем планирует создать из сорго шедевр украинского деревянного зодчества. Валентин Аболмасов показал чертеж храма, копию которого мечтает воссоздать уже долгие годы. Но подобраться к своей мечте не находит времени. Это тот самый Свято-Троицкий собор города Новомосковска, сооруженный казаками без единого гвоздя 230 лет назад. Это первый храм в Екатеринославской губернии, который был освящен архиепископом Евгением (Булгарисом). Надеемся, сейчас наш мастер держит в руках карандаш, бумагу и уже представляет всю красоту будущей маленькой церкви в честь Святой Животворящей Троицы.
Диакон Георгий Скубак
11.05.2007.КИЇВ. У день Перемоги відбулось молитовне вшанування загиблих воїнів
11.05.2007. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Освящено место под строительство учебно-воспитательного комплекса