Митрополит Винницкий и Могилев-Подольский Макарий: «За все лучшее, что во мне есть — благодарность нашей семинарии и преподавателям»
60-летие возрождения КДС
Митрополит Винницкий и Могилев-Подольский Макарий: «За все лучшее, что во мне есть — благодарность нашей семинарии и преподавателям»
– Владыка, какая была церковно-психологическая обстановка во время Вашего обучения в Киевской духовной семинарии?
– В Киевскую духовную семинарию я поступил в 1956-м году после того как закончил десять классов Киевской средней школы. Киевская семинария в то время была в расцвете. Это была одна из самых лучших семинарий Советского Союза. Там преподавали удивительные педагоги из известных киевских семей, которые были прославлены святостью своей жизни и высотой интеллекта. В Киевской духовной школе я впервые столкнулся с одной из самых лучших библиотек духовой литературы, которая была в то время среди семинарий. Там был удивительный раздел богословия. Была литература любой формации, на любую тематику. И я там впервые серьезно занялся чтением духовной литературы. Я просто «поглощал» книги, которые там были. Я мог вечером взять одну книгу, целую ночь не спать, прочитать ее и на следующий день взять другое издание. Там был удивительный дух истинного христианства, дух православия, милосердия, взаимопонимания, присутствовало желание помочь друг другу. Я любил храмовые молитвы. Андреевская церковь в то время была единственной действующей, там молилось пол Киева, там находились мощи святой великомученицы Варвары и каждый вторник рано утром, мы шли на клирос петь акафист. Много киевлян приходило на молитву, а также послушать как поет семинарский хор. Пели мы великолепно.
– Как складывались отношения между студентами?
– Жили мы очень дружно. Мы отправляли каждый год своих сотоварищей в армию. В этом процессе принимала участие вся семинария. Если студента отправляли на север, то мы покупали ему теплые вещи, давали ему деньги. Интересно то, что мы старались всегда помочь достать нужную литературу для любого семинариста. Мы параллельно завязывали знакомства с людьми, которые доставляли нам книги. Тогда было очень трудно с духовной литературой. В частности, была в наше время популярна книга Генриха Сенкевича «Камо грядеши?». Эту книгу все искали, каждый хотел ее почитать. Мы доставали такие книги и распространяли их среди студентов Киевского университета. У меня там было несколько товарищей: Игорь Руднев, Адыгеев и другие. Одни были выходцами из коммунистических фамилий, так Руднев, например, был сыном бывшего председателя компартии г. Сочи. Адыгеев был выходец из немецкой фамилии, которая владела металлургическими заводами на Украине. Я с ними дружил, мы вместе работали над тем, чтобы распространять духовную литературу среди тех, кто хотел поумнеть. Также мы старались поддержать стремление наших преподавателей к посещению святых мест. В частности, в Великом посту мы обязательно уговаривали и помогали семинаристам, например, рано утром в 5-6 часов пешком пойти в Лавру.
– Кого из преподавателей Вы бы отметили?
– Нам нравился преподаватель Ветхого Завета о. Георгий Едлинский. Он был представителем фамилии киевской профессуры, которая жила постоянно в Киеве. Они были преподавателями в Киевском университете и киевских богословских школах. Также был удивительным человеком о. Сергий Афонский, который у нас преподавал Новый Завет. Мы всегда ждали его лекции с большим нетерпением. Они нам приносили огромную пользу и радость. Когда отец Григорий Эдинский говорил – мы забывали обо всем. Он преподавал также еврейский язык, знал весь Ветхий Завет на еврейском. Кроме того, он был знаком с многими известными преподавателями этой дисциплины. Это была очень занимательная личность, которую невозможно забыть. Потом, к сожалению, сотрудники министерства по делам религии нас вычислили, что мы достаем литературу из Бельгии и распространяем ее среди киевских дирригентов. Был приказ из КГБ выгнать всех нас из семинарии. Тогда ректором был архимандрит Иларий. Ему удалось отстоять одного меня, всех других участвовавших в этом деле выгнали. Они вынуждены были уехать в Среднюю Азию. Там их рукоположили, и там же они несли священническое служение. Однако, не у всех это дело закончилось хорошо. Я знаю, что Адыгеев Федор был очень горячий в своих высказываниях, за что его засудили. Он отбывал срок в месте лишения свободы, где были тяжелые работы. На одной из них поранил себе ногу, так что понадобилась операция, и ему ее отрезали…
Я думаю, лучшее, что во мне есть – это слова благодарности своей семинарии и преподавателям, которые не жалели себя для того, чтобы научить нас служению людям и Святой Христовой Церкви.
– Какие в семинарии были ваши самые любимые предметы?
– Самыми любимыми были Новый Завет, История Православия на Руси, Английский язык, который преподавала Вера Евфимиевна. Хорошо припоминается преподаватель церковно-славянского языка протоиерей Владимир Сокальский.
– Владыка, кто из ваших бывших однокурсников является сильной личностью?
– Это, в первую очередь, владыка Аргентинский и Южноамериканский Платон, владыка Паисий который моложе меня.
– То есть вы считаете, что Киевская духовная семинария дала вам основу для того, чтобы продолжать учебу в Московских духовных школах и заграничных?
– Да, это так. Можно сказать, она помогла мне с организацией моего земного бытия, моего духовного пути.
Беседовал профессор Киевской духовной академии,
Протоиерей Георгий Соменок