Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Архиепископ Берлинский и Германский Марк: «Объединение канонической Украинской Православной Церкви и раскольников из «УПЦ-КП» может осуществиться лишь путем покаяния последних»

Архиепископ Берлинский и Германский Марк: «Объединение канонической Украинской Православной Церкви и раскольников из «УПЦ-КП» может осуществиться лишь путем покаяния последних»

– Ваше Высокопреосвященство, какие ваши впечатления от Всемирного Русского Народного Собора?
Этот форум прошел на очень высоком уровне, обсуждались животрепещущие проблемы, как для России, так и для других стран СНД. По-моему мнению обсуждение этих вопросов прошло в очень благоприятном духе, где преобладал именно церковный, православный дух, что очень важно. Я имел возможность пообщаться с видными церковными, политическими и общественными деятелями, и это принесло мне огромную пользу и удовольствие. Приятно то, что в роботе собора активное участие принимало государство, что свидетельствует о неравнодушии государственных властей к проблемам, которые выносятся на обсуждения Всемирного Русского Народного Собора.

– Владыка, на форуме вы сделали важное заявления о том, что в мае этого года состоится воссоединение РПЦ и РПЦ заграницей. Какая степень вероятности этого воссоединения и почему именно в мае?
– Степень вероятности объединения на сегодняшний день составляет где-то девяносто восемь процентов. Почему именно в мае? Причина состоит в том, что комиссии, которое были созданы со стороны Синодов Русской Православной Церковью Заграницей и Русской Православной Церковью Московского Патриархата, сравнительно недавно закончили свою роботу по созданию акта о воссоединению. И поэтому, по мнению представителей обеих сторон, послепасхальный период наиболее удобное время для проведения этого важного события в истории русского православия, чем время Великого Поста.

– Что приобретет русское Православие вследствие этого воссоединения?
–Важнее всего для Русской Православной Церкви в России – это укрепления позиций в глазах всего западной общественности, которая сможет теперь услышать церковный голос от единой Русской Церкви. Запад сможет получить правильные представления о России.

– Скажите, пожалуйста, каково отношение русской эмиграции и, в частности эмиграции, проживающей в Германии к будущему воссоединению?
– В целом, русская эмиграция поддерживает воссоединение Церкви. Есть, конечно, люди,Э которые сомневаются или имеют некоторые опасения по поводу этого важного шага, но, в целом, я повторюсь, все представители русской эмиграции, и особенно в Германии, жаждут соединения с Православной Церковью своей исторической родины.

–Президент Украины Виктор Ющенко всеми силами пытается на основе соединения канонической УПЦ и раскольничьего «УПЦ-КП» создать «Единую Поместную Украинскую Православную Церковь». Какое ваше отношение к подобного рода вмешательствам государства в дела Церкви?
– В данном случае подобная «помощь» может быть принята и имеет смысл только в том смысле, если идет речь о том, чтобы все раскольники, состоящие в непризнанном всем православным миром «УПЦ КП», вернулись в лоно канонического православия путем покаяния, и, невзирая на свою гордость, признали свою неправоту, со смирением приняли единое благодатное церковное начало. Потому что именно в канонической, благодатной Церкви возможное подлинное спасение, а не в той, которая создается путем государственного вмешательства и на основании светских законов.

– Сейчас много говорят о получении автокефалии Украинской Православной Церковью. Владыка, как вы считаете, будет ли полезным существование нескольких Поместных Православных Церквей на территории, где господствует единый восточнославянский менталитет и некогда существовало единое православное государство – Киевская Русь?
– Я считаю это исторически неоправданным. В настоящее время разделение Украины и России еще очень «свежее» и полностью не устоявшееся, поэтому, я думаю, момент для столь важного шага еще не пришел, а преждевременный шаг только повредит восточнославянскому Православию. Может быть, в будущем решения этого вопроса будет проходить по-другому. Об этом я не могу судить, но, во всяком случае, об этом сейчас рано говорить.
Кроме того, не политическая власть должна говорить об этом, а сама Церковь как Богочеловеческий организм, как Тело Христово. Это исключительно церковный вопрос, который можно решить лишь по-церковному, то есть каноническим путем.

– Не так давно вы были в Киеве. Скажите, пожалуйста, что вам больше всего запомнилось во время этого паломничества?
– Во время своей поездки в столицу Украины я был поражен православными обителями, храмами, святынями. Меня восхитила своей красотой, как духовной, так и материальной, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, где я имел возможность помолиться у мощей Печерских угодников Божьих, почувствовать благодатность мест, где некогда зарождалось русское Православие и крестились наши предки.

Архиепископ Марк, в миру Михаил Арднт, родился 29 января 1941 г. в Саксонии. Закончив немецкий абитур (13 классов) во Франкфурте на Майне в 1960 г. Служил в армии Западной Германии. С 1962 г. учился в Франкфуртском и Гайдельбергском университетах на историко-филологическом факультете. Защитил докторскую диссертацию на тему: «Биографическая литература Тверского княжества XIV и XV веках». В Гейдельберге и Маннхайме посещал храмы Русской Зарубежной Церкви.В 1964 принял Святое Православие. С осени 1973 г. будущий владыка стал проходить курс богословского факультета в Белграде. В 1975 рукоположенным в сан диакона, принял монашество и занимается преподавательской деятельностью. В конце 1975 г. рукоположен в иеромонахи с назначением на должность заместителя настоятеля русской церкви в г. Висбадене (Франция). Летом 1976 г., по постановлению Архиерейского Синода, он был возведен в сан архимандрита. Вследствие кончины архиепископа Сиднейского и Австралийско-Новозеландского Феодосия, 30 ноября 1980 г. Архиерейским Синодом назначен викарием Берлинской и Германской епархии с титулом Мюнхенского и Южно-Германского. Осенью 1982 епископ Марк, ввиду тяжелой болезни архиепископа Филофея (Нарко), принимает титул епископа Берлинского и Германского. В середине 80-х годов – назначен управляющим Великобританской епархии и Александро-Невским приходом в Копенгагене. В 1997 г. – назначен Наблюдающим за делами Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В годы 1993-1997 – возглавлял процесс диалога между двумя русскими православными епархиями (Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви) в объединенной Германии. С 2000 г. – председатель Комиссии по вопросам единства Русской Церкви, с 2003 г. – председатель Комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом.

Интервью вел Анатолий Чорногор